Ни скидок, ни денежных раздач: бизнес не хочет помогать россиянам в кризис

Глава Сбербанка Герман Греф ответил анекдотом на вопрос о «вертолетных деньгах», а производители еды призвали магазины не устраивать промоакций и не снижать цены 

Российские власти не могут себе позволить раздавать населению деньги во время коронавирусного кризиса, поскольку у них для этого нет возможности и необходимых инструментов. С таким заявлением во вторник, 21 апреля выступил во время большого видеоинтервью глава Сбербанка Герман Греф.

В ходе этой беседы оппонент Грефа, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, поинтересовался, стоит ли нашему государству поддержать граждан по примеру США или Германии, которые уже организовали выдачу средств своему населению.

«Если Соединенные Штаты Америки могут себе позволить совершенно спокойно в короткие сроки эмитировать 3 триллиона долларов долга, разместив их на рынке среди инвесторов всего мира, и пустить их в собственную экономику, то у нас есть ограничения», - ответил на это Греф.

Деньги есть, но денег нет

Продолжая свою мысль об идее так называемый «вертолетных денег» - материальной поддержки, рассчитанной абсолютно на всех граждан страны без исключения, - глава Сбербанка вспомнил анекдот. «Вы знаете, здесь как в том анекдоте: назовите три причины, почему следует отступить. Причина первая: у нас нет снарядов. Так же и здесь: у нас нет такого количества снарядов», – заявил банкир. – У нас нет такого рыночного источника денег, который есть у США и ЕС. У нас нет такого количества инструментов, через которые мы можем привлечь подобные объемы средств. Поэтому ограничение ресурса само по себе уже диктует несколько иные меры».

Таким образом, отметил Греф, российским властям сейчас следует ограничиться поддержкой крупных предприятий и отдельных людей, попавших в трудные жизненные ситуации.

Примечательно, что в том же самом интервью Греф рассказал и о том, что у нашего государства, по его сведениям, накоплены «огромные ресурсы». Они, по словам Грефа, состоят из трех больших частей. Под первой подразумевается Фонд национального благосостояния, «которого, не снижая размеры нашего бюджета, при нынешних ценах на нефть, при нынешней ситуации хватит как минимум еще на несколько лет».

Глава Сбербанка также отметил, что с точки зрения объема госдолга к ВВП Россия является одной из самых благополучных стран мира. В 1998-м долг к ВВП в РФ превышал 100%, тогда как сегодня у государства долг 14,9%. «Это означает, что государству нужно привлечь достаточно большие деньги на покрытие собственных нужд и обязательств. Это второй резерв», - пояснил Греф.

Наконец, подчеркнул он, у российских ресурсов есть и третья часть, золотовалютная. Она, по свидетельству Грефа, является самой крупной в истории РФ и Советского Союза. «У нас более 500 миллиардов золотовалютных резервов, которые могут быть пущены, если это потребуется, на покрытие импорта, на покрытие внешнего долга, если это будет необходимо, и эти суммы не идут ни в какое сравнение с теми суммами финансовых накоплений, которые граждане имеют в валюте», - констатировал банкир, добавив, что наше государство сейчас находится «в совершенно другой финансовой форме».

Скидкам и промоакциям – бой

Греф – отнюдь не первый представитель высшего звена банковской сферы, заявивший о «невозможности» и «неправильности» идеи раздачи финансовых средств гражданам в кризис. Ранее с аналогичными утверждениями неоднократно выступала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

По ее мнению, «прямые выплаты как элемент социальной поддержки, безусловно, должны быть» в кризисных условиях. Меры по этому поводу уже принимает правительство, отметила Набиуллина: в стране увеличено пособие по безработице, установлены размеры выплат для семей с детьми, имеющих низкие доходы; компаниям выдаются специальные гранты, которые предприниматели могут потратить на выплату зарплат.

«Но «вертолетные деньги» - совершенно другое, - подчеркнула она. – В этом нет никакой необходимости в наших условиях».

Тем временем производители продуктов питания, в частности – Союзмолоко, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Национальный союз птицеводов, Союзроссахар – обратились сегодня к правительству с предложением временно запретить магазинам продавать их товары со скидкой и ввести мораторий на промоакции. Как пояснил гендиректор Союзмолока Артем Белов, подобные акции привлекают покупателей, но снижают доходность производителей; поэтому в свете нынешнего роста расходов предприятий такие акции необходимо свести к минимуму.

В начале месяца исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорил, что в России могут значительно, на 15–20%, вырасти цены на продукты питания. По его словам, производители и поставщики продовольствия настаивают на пересмотре закупочных цен.