Главная Культура 00:11 22 Января 2013 187
К 70-летию прорыва блокады в Питере открылся музей Ольги Берггольц

Послесловие к открытию скромного музея Ольги Берггольц

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург

В январе в городе на Неве отмечают по традиции две даты, связанные с Великой Отечественной. Одна из них нынче круглая: 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Произошло это 18 января 1943 года близ деревни Марьино, где встретились прорывавшие осаду с двух направлений вой-ска Волховского и Ленинградского фронтов. В тот же день через «щель» к ленинградцам ушел целый состав продовольствия. Но потребовалось еще более года ожесточенных боев за город и его жителей, чтобы окончательно освободить Ленинград от блокады. Случилось это 27 января 1944 года...

Отмечаются обе даты торжественно. Вот и в этот раз помимо традиционной поездки ветеранов по Дороге жизни, в деревню Марьино, на самое большое в Европе братское захоронение — Пискаревское мемориальное кладбище, состоялось долгожданное открытие первого в городе музея Ольги Берггольц, поэтессы, ставшей музой блокадного Ленинграда.

Создали музей учителя и учащиеся средней школы № 340, расположенной в Невском районе, на улице, носящей имя поэтессы. Почти все 900 блокадных дней Ольга Берггольц не отходила от микрофона в Доме радио. Ее голос, ее стихи ленинградцы тогда знали наизусть, твердили, как молитву: «Над Ленинградом — смертная угроза,/ Бессонны ночи, тяжек день любой./ Но мы забыли, что такое слезы,/ что называлось страхом и мольбой».

То, что такой музей наконец-то появился в городе, которому посвятила свой талант и свою жизнь Ольга Федоровна, — в высшей степени справедливо. И пусть он, музей, скромен. Ценно то, что в его создание вложили свои мысли и чувства представители сегодняшнего поколения ленинградцев-петербуржцев. Три года ребята под руководством педагогов собирали материалы о Берггольц, о блокаде. Сумели воссоздать кабинет поэтессы, а также «типовую блокадную комнату ленинградца». В экспозиции много подлинных вещей той эпохи. Главное, чтобы этот музей действовал и дальше, пополняясь документами, чтобы туда ходила молодежь, причем не только в памятные дни.

Такие негромкие, лишенные мемориального размаха, зато живые свидетельства героической обороны города на Неве очень важны.

Это подтверждает Всеволод Инчик, профессор Архитектурно-строительного университета, сам блокадник. Когда-то он воссоздал «блокадную комнату артиста» прямо в своей квартире на Гороховой улице. Помню ее: печь-буржуйка, пайка черного хлеба в 125 граммов, окно заклеено бумагой...

— Комната эта в моей квартире по-прежнему существует, — рассказывает Всеволод Владимирович. — Время от времени ее посещают горожане, в том числе школьники. Я рассказываю им о своем блокадном детстве, о моей тете Вере Шестаковой, ленинградской актрисе, приютившей меня с сестрой и нашу маму после того, как весной 1942-го от истощения умер отец, а вскоре и бабушка... Идея мемориальной комнаты родилась у меня так. После смерти тетушки разбирал ее вещи и обнаружил на антресолях ту самую буржуйку, у которой 12-летним грелся в блокаду. Нашлись и бумаги военных лет: корешок хлебной карточки, пропуск на право передвигаться по городу после комендантского часа, несколько театральных афиш того времени...

Такие реликвии еще хранятся в семьях петербуржцев, встречаются в самодеятельных экспозициях. Но главная, на взгляд ветеранов, проблема — падающий интерес молодежи к истории своих дедов. Как считает профессор Инчик, его поколение, пережившее блокадный ужас, сегодняшним 15-30-летним петербуржцам неинтересно. А причину такого разрыва поколений Всеволод Владимирович видит в том, что многие мероприятия памяти носят откровенно казенный характер.

Взгляд

Александр Мелихов, писатель

Зал Старого казначейства в Петропавловской крепости ломился от публики: обновленный «Лениздат» представлял обновленную «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, которую я перечитал с особым интересом.

Ибо лет десять назад ко мне обратился молодой режиссер-документалист с предложением написать на эту тему сценарий: сегодня-де опубликовано много новых материалов, и мы должны рассказать о людоедстве, о мародерстве, о преступлениях власти, но только без пафоса, мы должны рассказать о блокаде иронично...

Я начитался и о мерзостях, и о глупостях, и о бессмысленных жестокостях, но лишь окончательно перестал понимать, какое отношение, кроме патетического и даже благоговейного, возможно по отношению к тем, кто среди этих кошмаров оступался, падал и все-таки снова поднимался и делал не звериное, но человеческое.

Похоже, если бы знаменитые триста спартанцев совершили свой подвиг в наши дни, то уже назавтра в свободомыслящей печати мы прочли бы, что они не отступили единственно потому, что сзади стояли заградотряды, и вообще Фермопильское ущелье надо было сдать, чтобы сохранить жизни людей. Да и кого они защищали, эти глупые спартанцы? Тоталитарный строй? Ведь персидское социальное устройство было намного более демократичным и прогрессивным, и если бы не эти чертовы спартанцы, мы бы уже давно пили персидское пиво... Понимаете, в чем разница между нашим и нынешним временем? В былые времена людям нравилось, что их соотечественники, их предки оказались более храбрыми, самоотверженными, бескорыстными, чем они сами. А нам это не нравится, мы в этом видим упрек себе и потому становимся на позицию прокуроров, стремимся все героическое подвергнуть сомнениям и принизить, делая вид при этом, будто руководствуемся стремлением к правде. А посему люди, пережившие и не пережившие блокаду, вовсе не герои, ибо героев вообще не бывает, а бывают лишь жертвы.

В свое время нам не позволяли читать и рассказывать о сталинских репрессиях под тем предлогом, что не надо-де сыпать соль на раны народа, и мы тщетно повторяли формулу, как мне говорили, Александра Крона: об этом просят не раненые, а здоровые. Герой же кроновской «Бессонницы», хирург, говорил, что на фронте при помощи соленого раствора он обеззараживал раны. А в «Блокадной книге» о всяческих мерзостях говорится следующее: «Странно, однако, что в дневниках эти случаи приводят редко и вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной».

Но лично для меня это совсем не странно: люди готовы вспоминать об ужасах, лишь придающих еще большую цену их подвигу, но не хотят осквернять его пакостями. А потому всегда будут сосуществовать две истории: история фактографическая, для узкого круга, и общенародная история — воодушевляющая. В которой и останется «Блокадная книга».

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9318
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5784
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4502
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4401
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?