Главная Культура 01:16 25 Сентября 2009 7922
Олег Басилашвили: 75 «Я пессимист, но брюзжать не собираюсь»
Народному артисту СССР Олегу Басилашвили завтра исполняется 75 лет. Свой юбилей он встречает в родной Москве, где гастролирует вместе с труппой Большого драматического театра имени Г. Товстоногова. Последние полвека Басилашвили, впрочем, прожил в Питере и
Ситковский Глеб

Самый московский петербуржец и самый питерский москвич уклонился почти от всех юбилейных интервью, но для «Труда» сделал исключение.

 — У вас ведь в этом году ещё один юбилей, Олег Валерьянович. Ровно 50 лет назад вы приехали из Москвы к Товстоногову и остались здесь навсегда. Какой город вам нравится больше: Ленинград-1959 или Санкт-Петербург-2009?

— Начнем с того, что Ленинград стал Санкт-Петербургом с моей подачи. В свое время именно я выступил на съезде народных депутатов СССР и сказал, что большинство ленинградцев высказались за возвращение городу его старого наименования — Санкт-Петербург. Тем самым я вызвал бурю негодования в зале, особенно среди членов КПСС, многие из которых сейчас стали членами «Единой России». Но мне трудно сказать, где мне было лучше, в Ленинграде или Петербурге. С одной стороны, лучше в Ленинграде, потому что я был тогда моложе. Чувствовал себя лучше, впереди маячили всякие перспективы, о смерти ещё не помышлял: Сейчас мне уже много лет, и чувствую я себя похуже, чем тогда. Взгляд на жизнь стал мрачнее, как и у всех пожилых людей. Говорить о том, что страна в этом виновата, было бы глупо. Конечно, страна очень изменилась, а вместе с нею и город. В лучшую или худшую сторону — не знаю. Я на многое смотрю с пессимизмом, но брюзжать по этому поводу не собираюсь. Есть вещи, которые мне нравятся в Петербурге. Я вижу рачительного хозяина Валентину Матвиенко, которая делает очень много, чтобы город приобрел нормальные черты. Однако есть вещи, которые меня безумно раздражают.

— Что, например?

— Неконтролируемый рынок привел к тому, что наш город постепенно стал терять свое очарование. Дело в том, что в Петербурге важны дома, даже не являющиеся исторической ценностью и не построенные великими архитекторами. Возьмем какой-нибудь доходный дом на Мещанской улице, который ничего особенного собой не представляет. Мы его ломаем, строим на этом месте стекляшку и тем самым губим атмосферу, которая была здесь когда-то при Достоевском, Толстом, Гоголе. Наши руководители, к сожалению, этого не понимают. Пускай они поедут в Рим или Флоренцию и посмотрят, как там обстоит дело. Там тоже полно всякой градостроительной дряни и старых дворов, в которых сушится белье. Можно все это снести и построить шикарный дом. Но они же этого не делают! Почему? Во-первых, уважают своих предков, а во-вторых, это дает гигантский доход, туристы приезжают. Трудно представить, что во Флоренции выстроят небоскреб — может быть, даже очень красивый, — потому что он уничтожит город. А у нас в Петербурге строят газ-промовский «Охта-центр», нарушая тем самым все законы — причем не где-нибудь, а рядом со Смольным собором. Протестующие против этой затеи говорят: да стройте на здоровье, но только в другом месте. Нет, отвечают, мы хотим строить именно здесь. В гробу мы вас всех видели. Вы там внизу копошитесь? Ну и копошитесь дальше! Это вы должны подчиняться закону, а мы не будем, потому что мы власть. Вот это меня безумно раздражает и угнетает. Такое небрежение мнением громадного количества петербуржцев просто преступно.

— А то, что сегодня происходитс градостроительным пейзажем Москвы, вас не огорчает?

— Огорчает. Но Москва начала разрушаться уже давно, ещё при товарище Сталине. Её так разрушили, что почти ничего не осталось. Весь центр, Охотный Ряд, весь Китай-город — все это уничтожено. В Кремле, в самом сердце России, стоит идиотское здание Дворца съездов. Но Москва все проглатывает, она эклектична. Однако некоторые вещи, конечно, в современной Москве все равно ошарашивают. Едешь по Устиновскому мосту, видишь Спасскую башню, Водовзводную башню, а на их фоне — идиотские небоскребы, которые портят панораму Кремля. Неужели нельзя было поставить их в другом месте? Это говорит только о комплексе неполноценности архитектора, который понимал, что его здание в другом месте не произведет никакого впечатления, а вот если поставить его рядом с Кремлем — тут-то все и запляшут. Это говорит об отсутствии культуры и уважения к прошлому.

— Вы в Москве сейчас, наверное, бываете нечасто?

— Да нет, я постоянно сюда приезжаю. Это же мой родной город, и я вижу, что в нем происходит. Вот последний случай. На «Мосфильме» я не был около года. Приезжаю — и что я вижу? Мать честная! На Потылихе рядом с «Мосфильмом» стоит что-то страшное. Рядом с небольшими зданиями посольств поставили что-то 300-метровое, винтом закрученное, и кажется, что оно вот-вот упадет. На «Мосфильме» есть громадная площадка, где выстроена старая Москва для съемок. Там улочки, церквушки, булыжные мостовые — словом, все для съемок. Так вот — теперь там снимать невозможно! Потому что над всеми этими старыми улочками возвышается это архитектурное безумие.

— Вы, кажется, во время этого приезда в Москву собираетесь на пробы в каком-то новом фильме. Что это будет?

— Говорить не хочу пока что, ещё рано. Летом снялся в сериале «Вербное воскресенье». Мне понравилась эта история, я сам про такое слышал. Где-то в 1959 году внук члена Политбюро ЦК КПСС изнасиловал какую-то балерину у себя на даче. Та подала в суд, об этом узнал «Голос Америки», разразился громкий скандал. В результате дед, которого играю я, добился того, чтобы балерину посадили за шантаж. Мне было интересно сыграть члена Политбюро.

— Что сейчас происходит с театром в Москве и Петербурге? Сравнить можете?

— Знаете, в чем беда Москвы, да и всей нашей страны? Вот, например, если человек работает в кино в Лос-Анджелесе, он не мечтает переехать в Вашингтон. Кто-то едет из Нью-Джерси в Нью-Йорк, а кто то, наоборот, из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Нет единого центра, есть много центров. Москва же превратилась в клопа, который сосет кровь у всей страны. Но, как известно, клоп не может сосать бесконечно, рано или поздно он лопнет. Это касается не только театра, но и всех сфер нашей экономики. Почему Трухин и Пореченков переехали из Питера в Москву? Да очень просто: там больше платят. В Питере бы их никто не заметил. Я уже не говорю о том, что происходит в провинции. Я довольно много езжу по России и вижу, что там происходит. Там есть прекрасные труппы, и артисты подчас даже лучше, чем в столицах, но о них никто ничего не знает.

— Если сравнивать с временами Товстоногова, театр сегодня стремительно теряет свое значение. Что нужно предпринять, чтобы избежать окончательной катастрофы?

— Театр в советские времена выполнял определенные идеологические задачи. Он должен был с должной эмоциональной силой провозглашать коммунистические лозунги. Но вопреки этому с той же эмоциональной силой в советском театре утверждались и другие ценности — человеческие. Когда это удавалось, режиссера называли великим. Такое удавалось Эфросу, Товстоногову: Сегодня театр потерял свое значение, он встал в ряд с другими развлечениями: мюзик-холлом, варьете, игорными домами. И многие наши соотечественники стремятся сегодня не в Эрмитаж, а в публичный дом, потому что там интереснее. Наши власти не понимают того, что понимал кровавый тиран товарищ Сталин. Он понимал, что массы надо воспитывать, а писателей называл инженерами человеческих душ. Вдумайтесь только в это определение! Инженеры душ — это же совершенно сатанинское название. Он во многом достиг своих целей, и все мы — дети товарища Сталина с исковерканными душами. Без гордости, без совести, без любви к прошлому и к своей родине. Хотелось бы, чтобы наши власти подумали о том, чтобы направить театр на воспитание человеческих чувств. Искусство может сыграть гигантскую роль и сплотить нацию в одно целое. Народ сегодня ринулся развлекаться, все вокруг только и делают, что хохочут. Но мне кажется, что эта развлекаловка кончается. Посмотрите на эстрадных певцов с их мнимой энергией и темпераментной ажитацией. Они уже стали надоедать публике, потому что ничего не могут дать душе. Люди тянутся к тому, что может задеть их душу.

— Вы, видимо, за свою жизнь уже привыкли к овациям и крикам «браво». Но встречались ли вы с такими проявлениями зрительской любви, которые вас потрясли?

— Бывали такие вещи. Я часто езжу за границу и недавно побывал в США. А там, как известно, живет много наших бывших граждан. Вы, наверное, знаете, как в советское время выпускали людей за границу. Можно было взять не более 20 килограммов, и люди везли самое-самое главное. И вот ко мне там подходят люди и несут старые программки БДТ: «Три сестры», «Дядя Ваня». То есть они вывезли с собой самое драгоценное. Значит, что-то эти спектакли важное в них изменили.

— А вашу жизнь какой спектакль БДТ изменил?

— Молодым артистом я посмотрел спектакль Товстоногова «Пять вечеров». На сцене была обычная питерская коммуналка. Ворчащее радио, соседи в коридоре, полинялое корыто: В общем, ничего интересного. На сцене — какая-то заурядная женщина, член месткома, которая стоит в очередях за кефиром. Но ты вдруг понимал, что эта комната — самое главное, что есть на земном шаре, что земля вращается вокруг этой коммуналки, потому что в ней сосредоточена любовь. Когда я вышел на улицу, я смотрел на прохожих другими глазами. И тогда я понял, что мое место — в этом театре. Когда-то я высочайшим образцом считал Художественный театр. Но тут я понял, что «чайка» перелетела с мхатовского занавеса на занавес БДТ. Товстоногов был совсем другим режиссером, но он ставил перед собой такие же высочайшие цели, как старый МХАТ.

Досье

Олег Басилашвили, актер

Родился в 1934 году в Москве. Актерская биография началась в 1956 году, когда по окончании Школы-студии МХАТ он получил распределение в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В 1959 году был приглашен в труппу БДТ. В последующие годы снимался во множествефильмов, чем снискалнародную любовь. В 1990–1993-м — народный депутат РСФСР. Народный артист СССР, лауреат Государственной пре-мии. Имеет множество на-град, среди которых ор-дена Трудового Красного Знамени, Дружбы, Мира, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22938
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5475
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5353
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?