Новости
Главная Культура 21:53 27 Ноября 2012 132
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко увлекся авангардом

С редкой для академических коллективов смелостью столичный Театр выдал на протяжении всего лишь нескольких дней две авангардные премьеры

Сергей Бирюков

«Труд» считает, что обе работы – и вокальная, и танцевальная – подтвердили вкус труппы, основанной выдающимися реформаторами театра, к новому художественному языку.

Спектакль по опере итальянского композитора Сальваторе Шаррино «Лживый свет твоих очей» – совместная работа с Московской консерваторией, у которой есть проект по продвижению современных музыкально-театральных произведений в России, без лукавого мудрствования названный «Новый музыкальный театр» (НОМТ). Во вступительном слове профессор консерватории, известный в России и на Западе композитор Владимир Тарнопольский посулил публике в рамках этого проекта целую серию постановок современных опер. Опера 65-летнего Шаррино попала «в прицел» прежде всего благодаря яркости и самобытности творчества этого музыканта, очень авторитетного в мире современной академической музыки, но совершенно неизвестного у нас, ну и «удачно подвернулся» год культурного обмена Россия – Италия, что помогло получить поддержку нашего Министерства культуры и Итальянского института культуры в Москве.

Тарнопольский пообещал: если вы однажды услышите музыку Шаррино, вы уже никогда не ошибетесь, распознавая его произведения среди других. Для партитур уникального итальянского самоучки (он самостоятельно освоил все главные музыкальные инструменты) характерны сложные полифонические сплетения множества звуковых линий в высочайшем регистре, почти никогда не выходящие за пределы тишайшей звучности, буквально на пороге слышимости, и эти голоса живут не по законам тактовых черт, а тянутся-трепещут, как потоки воздуха над жарким летним лугом, или траектория полета птицы высоко в небе, или навязчивая мысль, колеблющаяся на границе между подсознанием и сознанием.

Такой партитура Шаррино и оказалась. Мало того, этим в буквальном смысле слова тихим языком удалось рассказать историю самой сильной из человеческих страстей – любви и ревности. Героев всего четверо, а главных – лишь двое, Герцог и Герцогиня. Они клянутся друг другу в верности, но в ее сердце – отрава измены: она ничего не может поделать со своим чувством к случайному заезжему Гостю (чья партия демонстративно отдана женскому голосу, чтобы подчеркнуть, насколько этот пришелец контрастен Герцогу). Герцог знает об этом, и Герцогиня знает о его знании – с самого начала в произведении царит атмосфера трагической предопределенности. Погибнут трое из четверых – сперва Слуга, рассказавший Герцогу об измене (Герцогу невозможно оставить в живых свидетеля позора), потом Гость, наконец, показывая жене на труп любовника, Герцог убивает и ее… Итак, конец известен – но все дело в нюансах: ведь ни на секунду, даже в момент совершения мести, Герцога не покидают любовь и нежность. И вот это мерцание чувств замечательно передано в текучей череде реплик героев, то торопливо перебивающих, «подталкивающих»  друг друга, то сомнамбулически повисающих в тихо звучащем воздухе (фон струнных), а то изредка вдруг сливающихся в почти классической гармонии дуэта. Лишь в самом конце раздаются несколько резких звуков тромбона – и все растворяется в тишине, из которой возникло.

Выразительности драме и партитуре добавляет то, что история эта – реальная, и произошла она с Джезуальдо ди Веноза – герцогом, «по совместительству» одним из величайших композиторов Возрождения, в своих мадригалах опередившим время на два-три века, предвосхитившим космическую красоту и сложность музыки Вагнера, Брукнера, Шенберга… Сюжет привлекал различных авторов (среди них и наш прославленный соотечественник Альфред Шнитке с его оперой «Джезуальдо») – очевидно, своей внутренней загадкой: так все-таки, вопреки Пушкину, гений и злодейство – вещи иногда совместные?

А сознание собственной вины (суд шел вяло и не вынес обвинительного приговора, так что последующие 30 лет Джезуальдо прожил наедине с горькими воспоминаниями и собственным творчеством) способно-таки зажечь душу гения фантастическим огнем?.. Отсветом этого огня у Шаррино служит мелодия, открывающая и закрывающая оперу, – она заимствована из одного сочинения эпохи Возрождения, духовно близкого творчеству Джезуальдо.

Исполнение, прошедшее в сопровождении оркестра «Студия новой музыки» консерватории под управлением Игоря Дронова, тем более заслуживает похвалы, что все  вокалисты, в том числе баритон Андрей Капланов (Герцог) и сопрано Екатерина Кичигина (Герцогиня), – не солисты оперы, а артисты хора театра Станиславского. Именно им, с их опытом ансамблевой работы, естественнее вжиться в сложнейший, язык оперы, чем премьерам и примам, связанным традициями академизма. Так решили постановщики – и не прогадали. Разве что в режиссерской работе (Катерина Панти-Либеровичи из Италии) наряду с удачными находками (например, падение огромного букета алых роз в момент, когда Герцогиня уколола палец – намек на кровавую развязку всей истории) присутствовала излишняя символическая усложненность. Во всяком случае, автор этой заметки не смог разгадать, зачем миманс безостановочно бродил по сцене, то укладываясь на будущее смертное ложе Герцогини, то сползая с него и уступая место следующим фигурам, которые опять укладывались и сползали…

В отличие от композитора Шаррино имя хореографа Иржи Килиана в нашей стране хорошо известно – хотя в основном по исполнениям гастролерами, в первую очередь артистами Нидерландского театра танца, которым выдающийся чешский мастер балета руководит почти 40 лет. Театр Станиславского и Немировича-Данченко и тут был пионером: поставленная пару лет назад дилогия одноактных спектаклей на музыку Моцарта «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» стала первой в России реализацией работ Килиана на стационарной сцене, а об уровне ее говорит полученная в 2011 году «Золотая маска».

Отныне благодаря премьере «Бессоницы» дилогия Килиана превратилась как бы в трилогию (хотя театр и устроил между ней и уже известными постановками небольшой антракт). Впрочем, чтобы дотянуть вечер до полнометражного, балетам Килиана «предпослали» одноактный же спектакль финского хореографа Йормы Эло «Первая вспышка». Не надо читать программку, чтобы понять, что творчество финна взращено на килиановской почве: та же робкая порывистость движений, словно человек пугается собственных выплесков чувств, однако пусть неволей, но идет за своим инстинктом… Оно и естественно: важный этап жизни Эло прошел в Нидерландском театре танца под началом Килиана. Понятно и название той обобщенной истории, которую протанцовывают перед нами три пары солистов (само собой, на музыку единственного великого финского композитора Сибелиуса и на самое популярное его произведение  – Скрипичный концерт): «Первая вспышка» – то внезапное для самого человека чувство любви, которое способно испугать, но противиться которому бесполезно.

А затем, зажженные этой «Первой вспышкой, мы вовлекаемся в килиановское царство движений-грез, словно совершаемых в пространстве снов, почти свободном от гравитации. Во всяком случае такой предстает та самая премьерная «Бессонница», что и составила основную интригу вечера. Ее герои (очевидно, появляющиеся из воображения главной героини, начинающей и заканчивающей спектакль в одиночестве посреди черноты) то возникают из вдруг раскрывающихся черных щелей в громадной белой простыне (единственной декорации этого балета) и вступают с героиней в пластический диалог, то зависают, наполовину проглоченные этим черно-белым небытием. А то внезапно из простыни вырастает множество рук, и они, как в детской страшилке про черную-черную руку, извиваются-тянутся к человеку на авансцене. И все это – под странную тягучую музыку-медитацию, в которой опытный слух распознает осколки одной из волшебно красивых пьес Моцарта – Адажио для стеклянной гармоники.

Нарочито-пафосная «Маленькая смерть» (про то, что у мужчин на уме лишь две страсти – война и женщины, причем далеко не всегда вторая оказывается сильнее первой) и уморительно-смешные «Шесть танцев» (полуодетые мужчины и женщины в пудреных париках и панталончиках галантной эпохи танцуют так, словно постоянно запинаются о собственные развязанные шнурки) выводят тональность этой программы из меланхолического минора – но не из ощущения сюрреалистичности происходящего.

Кстати, это ощущение, подкрепляемое странным симбиозом порывистости и сомнамбуличности, неожиданно «рифмует» балетную лексику Эло и Килиана с музыкальным стилем Шаррино – что делает оперно-балетный «дуплет» Театра Станиславского и Немировича-Данченко не случайным соседством двух авангардных программ, а неким единым суперспектаклем.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9048
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5741
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4366
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?