Новости
Главная Культура 16:48 30 Июня 2014 11872
Лягут ли Гай Германика и Федор Бондарчук под каток?

Проблемы российского кино в зеркале ММКФ

Леонид Павлючик

Главный приз только что закончившегося Московского кинофестиваля завоевал японский фильм «Мой мужчина». Это решение жюри во главе с Глебом Панфиловым вызвало шквал эмоций, если не шок. Дело в том, что японская картина, не блистающая большими художественными достоинствами даже на фоне традиционно слабого конкурса, была вдобавок посвящена теме инцеста между стареющим отцом (актер Таданобу Асано удостоен еще и приза за лучшую мужскую роль) и усыновленной им несовершеннолетней дочерью. Никто такого радикального жеста от классика советского кино и возглавляемого им международного жюри, прямо скажем, не ожидал.

Тем более что второй по значению приз – за лучшую режиссуру – ушел к Валерии Гай Германике, автору талантливого, но и провокативного фильма «Да и да», рассказывающего о любви между отвязным, сильно пьющим художником-маргиналом и школьной «училкой». Этот драматичный и, увы, скоротечный роман, из которого учительница выходит с душевными ссадинами и новым жизненным опытом, протекает в фильме на фоне оглушительных попоек художественной богемы, привычного мата-перемата, блевотины, торопливых случек и прочих физиологических отправлений, показанных в фильме с едкой наблюдательностью, нестерпимой длительностью и виртуозной пластической выразительностью. 

Германика, не будучи высоким мыслителем и вдумчивым аналитиком, тем не менее чувствует материю, стихию, язык кино, равно как и тончайшие вибрации времени, на каком-то нутряном, зверином уровне. Она поистине не знает сдерживающих границ в своих расковано-исповедальных фильмах, которые в слегка завуалированном виде рассказывают об этапах ее личностного взросления. Вот и ее новая работа оглушает пронзительной лирической интонацией, бесстрашным душевным самообнажением, что в итоге подкупило не только Большое жюри, но и членов ФИПРЕССИ, которые присудили фильму «Да и да» свой приз. Председатель жюри, французский кинокритик Гидеон Кут заявил в этой связи, что они выступают против ограничения свободы художников в России. «Мы не против ваших новых законов, но надеемся, что те фильмы, которые мы выбрали победителями, будут показаны на экранах в оригинальной версии, такими, какими их задумали творцы».

Тема мата и – шире – возможных цензурных ограничений стала едва ли не главенствующей на фестивале. В дни показа фильма «Да и да» на экране ММКФ стало известно, что картина получила прокатное удостоверение только на несколько июньских дней – до 1 июля, когда вступает в силу закон о запрете мата. Дальше авторам ленты предложено привести содержание и фразеологию фильма в соответствие с новыми правилами. Сама Германика к тому, что из фильма могут быть изъяты сцены с нецензурной лексикой, отнеслась резко негативно. «Под каток лягу, чтобы фильм вышел в прокат без цензуры», – заявила режиссер журналистам. Выйдет ли фильм на экраны в авторской или «запиканной» версии, во многом зависит от Федора Бондарчука, который выступил продюсером этой яркой и спорной, брутальной и нежной ленты, вложив в нее и свои деньги. Как он поведет себя в этой непростой ситуации, будучи не только кинематографистом, но и членом «Единой России»? Интересный вопрос…

Правда, неожиданно в стан защитников нецензурной лексики перешел и президент ММКФ, глава СК России Никита Михалков. Ранее он был известен как инициатор Этической хартии кинематографистов, которая, в том числе, была заточена и против мата на экране. Но за несколько часов до церемонии закрытия фестиваля Никита Сергеевич на брифинге с прессой заявил, что «мат – одно из великих изощренных изобретений русского народа». И резонно добавил: «Есть отвратительный мат, когда на нем разговаривают в электричке, но есть мат как средство выражения крайнего состояния человека – боль, война, атака, смерть, и это оправдано ситуацией. Я считаю, что это вещи, которые надо будет оговаривать в каждом конкретном случае».

Режиссер выразил готовность вступить в диалог с властями на эту серьезную тему. Но где был Михалков раньше, и почему молчал подведомственный ему СК, когда закон о запрете мата только обсуждался, и его можно было вовремя скорректировать, уйти от опасных крайностей, граничащих с цензурой? Неужели Никита Сергеевич наивно полагал, что запреты не коснутся его собственных фильмов и его любимого детища – ММКФ, где, замечу, едва ли не каждый второй фильм идет под грифом 18 +, то есть содержит либо откровенные эротические сцены, либо сцены жестокости и насилия, либо ту самую нецензурную лексику? Но лучше, как говорится, проснуться поздно, чем никогда.

Впрочем, Никита Михалков поразил публику еще раз, уже на закрытии фестиваля. После того, как украинской актрисе Наталке Половинке был присужден приз за лучшее исполнение женской роли в фильме «Братья. Последняя исповедь», получать его вместо отсутствующей актрисы вышел председатель СК Украины Сергей Тримбач. Пользуясь случаем, он обратился к президенту России с просьбой освободить украинского режиссера Олега Сенцова, задержанного по обвинению в терроризме. К этой просьбе неожиданно присоединился и Никита Михалков, который на протяжении довольно длительного времени хранил упорное молчание на сей счет, хотя за Сенцова уже заступились многие влиятельные украинские, европейские, российские кинематографисты.

Что это – «праздник непослушания» маститого режиссера, который доселе следовал в фарватере официальной политики? Начало новых, более требовательных взаимоотношений российских кинематографистов с властями? Или все гораздо проще: «наверху» уже приняли решение о смягчении закона о мате и освобождении Олега Сенцова, а Михалков только с присущим ему артистизмом сыграл роль всесильного демиурга, властителя судеб кино и кинематографистов? Поживем – увидим. Но вряд ли ответов на эти вопросы придется ждать до следующего ММКФ.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8973
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5734
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4357
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?