Между молотом и наковальней: в РФ ввели наказания за нарушения карантина

Но у большинства граждан попросту нет средств, чтобы благополучно пережить самоизоляцию 

Российские власти взялись за наведение карантинного порядка в стране. Госдума во вторник, 31 марта приняла сразу несколько законопроектов, направленных на борьбу с коронавирусом – и гражданами, которые его разносят.

В частности, депутаты одобрили поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), устанавливающие штраф за нарушение карантина. Для физлиц он будет составлять от 15 до 40 тысяч рублей. Для должностных лиц сумма взысканий будет существенно выше: от 50 до 150 тысяч. Что же касается юридических лиц и организаций, им придется заплатить за подобные случаи от 200 тысяч до полумиллиона рублей. В качестве наказания для них также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Помимо этого, за нарушение карантина граждане могут лишиться права на профессию на срок до трех лет, а в некоторых случаях – и свободы на тот же срок.

Если нарушения карантина привели к гибели человека от COVID-19 или создали опасность массового заражения людей, то штраф составит от одного до двух миллионов рублей. Также виновного могут отправить за решетку на срок до пяти лет. В случае смерти двух и более лиц срок увеличивается до семи лет.

Провокация удалась

Первоначально правительство внесло на рассмотрение Думы значительно более мягкий вариант законопроекта. В нем предлагалось ввести штрафы для граждан в размере от одной до трех тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч. Также в правительственном документе была разграничена ответственность индивидуальных предпринимателей (от 30 до 50 тысяч) и юридических лиц (от 100 до 300 тысяч). Однако в ходе рассмотрения депутаты существенно ужесточили наказания. Размер штрафов был поднят, а спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель комитета по конституционному законодательству Павел Крашенинников внесли предложение о введении уголовного наказания на срок до семи лет.

Возможно, в данной ситуации сработал старый аппаратный рефлекс: в любой непонятно ситуации закручивать гайки. Нельзя не отметить и того факта, что в самой Госдуме уже были случаи нарушения карантина, и от массового заражения парламентариев спасло лишь счастливое стечение обстоятельств.

Однако драконовский характер поправок в немалой степени предопределило и крайне несознательное поведение россиян в минувшие выходные, 28 и 29 марта. Узнав о предстоящей неделе «каникул», объявленной президентом, множество москвичей и жителей других городов тут же забронировали номера в гостиницах и профилакториях южных регионов, и прежде чем власти успели среагировать – сотни, а возможно и тысячи людей успели доехать до Крыма и Кубани. Те, у кого на подобные путешествия не хватило средств, массово двинули отдыхать на природу: они жарили шашлыки в парках, общались шумными кампаниями. Фактически, Россия одной ногой наступила в тот же капкан, в который ранее попалась Италия, где также был объявлен карантин, а люди, вместо того, чтобы спокойно осесть по домам, массово отправились гулять и общаться в барах. Последствия тех посиделок итальянские медики разгребают до сих пор. Последствия московских шашлыков и поездок через всю европейскую часть страны накроют Россию во второй половине апреля – начале мая, уже предупредили медики.

Беда не приходит одна

Между тем эпидемия сильно обострила старые социально-экономические болячки РФ. Речь, прежде всего, идет о проблеме повальной бедности россиян.

В июне прошлого года вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова сообщала, что более половины российских семей с детьми живут в нищете. Но это в реалиях прошлого года российские элитарии могли спокойно рассуждать о специфике российской бедности. Точно такие же разговоры шли за год до того, и пятью годами ранее. Самое страшное, что могло приключиться с чиновниками – это очередной выговор за недостаточно эффективную борьбу с бедностью.

По последним опросам, 63,6% россиян не имеют никаких сбережений. Этих людей можно назвать условно бедными, недостаточно богатыми и даже зачислить в средний класс, – статистика и не такое стерпит. Но факт остается фактом: если эти люди не будут работать, то им нечего будет есть и нечем кормить детей.

«Сейчас около 12,5 миллиона человек находятся за чертой бедности. 70% наших бедных граждан проживает в семьях, в основном это дети», – пояснял в прошлом году глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

В нынешних реалиях это означает, что эти 12 миллионов человек не смогут выдержать более-менее длительный карантин по объективным причинам. Никакие штрафы и никакие тюремные сроки не смогут заставить миллионы мужчин и женщин сидеть в квартирах с голодными детьми. Властям придется либо мириться с тотальным нарушением карантинных норм, либо изыскивать десятки и сотни тысяч дополнительных мест в тюрьмах (и приютах для детей, соответственно), либо же обеспечивать всех этих людей за государственный счет.

Такова цена безудержного наполнения бюджета и политики «люди – новая нефть», которая проводилась российскими монетарными властями последние семь лет. Отечественная элита, десятилетиями готовившая себе «запасные аэродромы» в приятных странах, внезапно оказалась запрета внутри страны вместе с миллионами сограждан, которые просто физически не в состоянии выдержать долговременный карантин. Безудержное распространение инфекции смертельно опасно и для простых граждан, и для архитекторов нынешней России. Так что волей-неволей нашим законодателям придется в ближайшее время перестать размахивать кнутом и задуматься если не о пряниках, то просто о хлебе насущном для миллионов сограждан.