Оргкомитет «Стратегии-31» принял решение о проведении 31 января марша на Кремль. Желание сторонников Эдуарда Лимонова обострить ситуацию до максимума вполне объяснимо. Со временем превратившаяся в раскрученный политический бренд «Стратегия-31» сменила своего хозяина, и теперь зарабатывает политические очки не ее «правообладателю» Эдуарду Лимонову, а Борису Немцову.

Немцов был задержан 31 декабря прошлого года на Триумфальной площади в Москве. И он, и Лимонов получили по 15 суток административного ареста. СМИ уделили факту ареста Немцова самое пристальное внимание, а вот Лимонов оказался в тени.

Между тем, 31 декабря кроме Немцова были задержаны еще несколько человек: это и Илья Яшин, и представитель оппозиционного движения «Левый фронт» Константин Косякин, и, сам бывший лидер запрещенной Национал-большевистской партии. Тем не менее, только обстоятельствам ареста и заключения Бориса Немцова пресса уделила самое пристальной внимание. Другие заключенные остались «за кадром».

Правозащитники назвали задержание и арест оппозиционеров «расправой», отметив, что особенно вызывающе выглядит арест на 15 суток Бориса Немцова. Amnesty International назвала Немцова, Яшина и Косякина «узниками совести».

«Задержание и административный арест троих человек - Ильи Яшина, Константина Косякина и Бориса Немцова является нарушением прав человека. Amnesty International считает их узниками совести, которые были задержаны исключительно за мирное осуществление своего права на свободу собраний и на свободу выражения мнений», - заявил в этой связи «Интерфаксу» глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин.

При этом правозащитники словно забыли об отбывающем в изоляторе свои 15 суток главном вдохновителе гражданских акций в защиту 31 статьи Конституции Эдуарде Лимонове. О нем вспомнили о нем лишь спустя четверо суток. Европейский суд по правам человека принял жалобу в связи с арестом Немцова в приоритетном порядке, а вот защищать в ЕСПЧ интересы арестованного Лимонова никто из правозащитников почему-то не счел целесообразным.

В результате информационной шумихи вокруг предновогодних событий на Триумфальной и одиночных пикетов сторонников Немцова вокруг спецприемника, где он отбывает административное наказание, «багаж» лидера «Солидарности» прибавил в весе. Тогда как Эдуард Лимонов был отодвинут даже не на второй план, а вообще неизвестно куда.

Факт «забвения» Лимонова эксперты «Независимой газеты» объяснили как раз тем, что именно Борис Немцов теперь воспринимается в качестве основного кандидата от радикальной оппозиции. Его, как отмечает издание, «поддерживает не только непримиримая оппозиция, но и часть элит». Об этом, в частности, говорит политолог Глеб Павловский утверждающий, что позиции Немцова как потенциального кандидата в президенты от оппозиции усиливаются.

Примечательно, что Немцов фактически не имеет отношения к организации гражданских акций на Триумфальной площади. Как он в свое время признавался, на Триумфальную вышел лишь только из-за «уважаемой им» главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. Среди организаторов акций в поддержку «Стратегии-31» всегда фигурировал Лимонов. Фамилии сопредседателя «Солидарности» среди подававших в мэрию заявку на проведение чреватого арестами митинга на Триумфальной площади никогда не значилось. Судя по всему, он просто оказался в нужное время в нужном месте. Тот факт, что «Стратегию-31» Лимонов придумывал под себя, уже мало кто вспоминает.

Впрочем, именно отсюда, видимо, и проистекает обнародованное решение лимоновского оргкомитета теперь уже «приватизированной» Немцовым «Стратегии-31» завершить очередной оппозиционный митинг на Триумфальной площади «маршем на Кремль». И что это - попытка отбить «стратегию» или жест отчаяния - станет понятно лишь только 31-го.