Главная Культура Афиша 00:37 18 Мая 2011 2598
Канны онемели
Показанная в Каннах французская лента «Артист», в отличие от претендующей на вселенскую серьезность картины «Древо жизни» американца Теренса Малика, стремилась всего лишь развлечь
Екатерина Чен, Канны

И, по мнению «Труда», справилась с задачей великолепно.

Об «Артисте» можно сказать, что он обладает пресловутым единством формы и содержания. Картина о киношном закулисье рубежа 1920–1930-х снята в том самом формате, который практиковался тогда. Немая, черно-белая, она повествует о временах, когда Великий немой заговорил, а те звезды, что не подали голоса, погасли. Подобная неприятность как раз произошла с заглавным героем: он был знаменитостью калибра Дугласа Фэрбенкса и Рудольфо Валентино, но с приходом звука стремительно скатился с вершины популярности. Параллельно карьера девушки-протеже, в которую он был влюблен, взлетела вверх. Первая часть картины уморительно забавна, особенно фрагменты вымышленных немых хитов, в которых звездит Артист. Вторая половина куда печальнее: что и говорить, пережить собственную славу, обанкротиться и спиться — печально.

Фильм делала та же команда, что и популярную шпионскую комедию «Агент 117»: режиссер Мишель Хазанавичюс и актеры Жан Дюжарден и Беренис Бежо. Мало кто, как Дюжарден, умеет моментально менять веселую мину на грустную и быть одинаково убедительным при этом. Отсутствие диалогов ничуть не помешало исполнителям выразить все чувства — и, в отличие от многих персонажей немого кино, не переборщить с этим. Ну, а когда средства выражения вроде бы заканчиваются, в ход идут танцы, точнее — чечетка а-ля Джинджер и Фред.

Верная интонация, баланс иронии и серьезности в таких произведениях — залог успеха. Съемки проходили в исторических голливудских местах. В небольших ролях органично выступили такие корифеи, как Джон Гудмен и Малькольм Макдауэлл. Режиссер заново изучил множество лент эпохи немого кино, начиная с Китона и Чаплина, — и весьма тонко использовал эти познания, выстраивая кадры собственной картины. «Артист» получил высокие баллы и от французских, и от иностранных критиков — а чтобы мнения тех и других совпали, это редкость.

Сыгравший неговорящую звезду немого кино Жан Дюжарден благодаря новой роли еще больше утвердился на родине в качестве одной из ведущих киноперсон. Уйти от чисто комического амплуа было нелегко, но в последние годы, начиная с «99 франков», актеру довелось сыграть ряд драматических ролей без кривлянья. В местной прессе даже появилась карикатура на Дюжардена, поднимающегося по канн-ской лестнице со словами «Наконец-то меня стали принимать всерьез!».

Жан Дюжарден: «И я, и мой герой не успели толком выучить английский»

Актер нашел точки пересечения между своей судьбой и судьбой персонажа. О чем после премьеры «Артиста» рассказал «Труду».

— Публика на конкурсном просмотре много и дружно смеялась, а скажите: снимать фильм было так же весело, как кажется, глядя на экран?

— Поначалу да, довольно забавно. Когда мы разыгрывали все эти голливудские фильмы, в которых в пору популярности снимался мой персонаж: шпионские, приключенческие… Тут мы развлекались. Но та часть, где жизнь артиста идет под откос, нас уже не очень веселила. Эмоции героя со съемочной площадки всегда приносишь домой.

— В немых фильмах актерам приходилось быть сверхвыразительными, и поэтому иногда кажется, что они переигрывают. Что вы предприняли, чтобы этого избежать?

— В сценах, где мой герой работает на площадке в образе, все получалось само собой, это была игра в чистом виде. Дальше, когда кино для него заканчивается и настают тяжелые времена, было сложнее. Приходилось полагаться на инстинкт. Мы интуитивно чувствовали, что работает, а что нет. И режиссер четко знал, чего хочет.

— Вы предполагали, когда читали сценарий, что в наше время, когда господствует 3D-формат, удастся сделать зрелищное черно-белое кино в духе Великого немого?

— Ну, я прекрасно знаю Мишеля (Хазанавичюса. — «Труд».), и сценарий он писал специально под нас с Беренис Бежо. У него отличный вкус, он знаток старого кино, мы ему полностью доверяли. Конечно, тут перед нами встала проблема отсутствия слов. Тем значимее стало изображение. Но у нас работали выдающиеся мастера стиля ретро, декора, костюмов. Так что фильм, по-моему, не мог не выглядеть великолепно.

— Ваш предыдущий опыт работы над «Агентом 117» и его сиквелом в чем-то перекликается с нынешней лентой? Вашему герою здесь тоже приходится богато пользоваться мимикой и жестами.

— Пожалуй, один персонаж является «дедушкой» другого. И лицо-то у них одинаковое (смеется). Но разница есть: в «Агенте 117» мы сознательно копировали позы и характерные жесты звезд 60-х — Шона Коннери, Пола Ньюмена. А в «Артисте» было поле для фантазии. Это оригинальный образ. В нем много личного, моих собственных наблюдений за людьми. Во фрагментах «фильмов в фильме» я еще мог дать эдакого Дугласа Фэрбенкса, но в остальном представлял, каким может казаться именно этот человек: высокомерным, рисующимся или искренним.

— В фильме вы с партнершей зажигательно танцуете чечетку. Потребовалась специальная подготовка?

— Мы репетировали целых шесть месяцев. Ведь до съемок ни я, ни она чечетку не били. Эпизод с танцевальным номером снимали последним. Представляете, какая ответственность: вся группа на вас смотрит, хочет увидеть результат. Я понимал, что Джин Келли из меня вряд ли получится, но свое удовольствие от тренировок получил.

— Все-таки почему ваш герой наотрез отказался говорить с экрана, когда в кино пришел звук?

— Ну, можно предположить, что у него был французский акцент. Я и сам не силен в английском. Когда мы снимали этот фильм в Америке, со мной встретился Адам Сэндлер, предлагал совместный проект — я же занимался, как и он, стендап-комедией. К сожалению, мне нужно было вскоре возвращаться во Францию, а то представился бы отличный случай как следует выучить английский язык.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4935
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3672
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3082
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2401
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2139
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1979
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1790
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1627
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 178
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?