¬ воскресенье в Ѕерлине раздали награды одного из главных кинофестивалей мира. ѕо мнению специального корреспондента «“руда», Ѕерлинале на 62-м году своего существовани€ сменил вехи, поставив в центр не обобщенный показ социально-политических конфликтов, а судьбы отдельных людей.

¬место непременных (на прот€жении нескольких лет) сюжетных мотивов про эмигрантов или иммигрантов, ищущих лучшей доли в ≈вропе и страдающих от унижений, ксенофобии и прочих реалий «свободного мира», в центре большинства фильмов теперь семейные отношени€, детские стрессы, страхи, переживани€ и борьба за выживание. —оциальное в этом году неотделимо от родового и личного, а истори€ страны — от истории семейных кланов, как в эпической саге «ƒолина белого олен€», сн€той ¬ан ÷юаньанем — знаменитым обладателем ««олотого медвед€» 2006 года (за фильм «—вадьба “уйи»). Ќа сей раз награду ««а выдающийс€ вклад» получил Ћютц –айтмайер — оператор этой китайской вариации на тему «ƒвадцатого века» Ѕертолуччи, сн€вший душераздирающие исторические коллизии 1910–1930-х годов и откровенные эротические сцены (роман, ставший основой сценари€, долгое врем€ был в черном списке) в рембрандтовском свете, изысканно, без намека на красивости.

—пециального упоминани€ жюри — наверн€ка насто€л его председатель, неисправимый реалист ћайк Ћи, — удостоилась скромна€ картина ”рсулы ћейер «—естра» (Ўвейцари€ — ‘ранци€). 12-летний —имон живет с сестрой-оторвой (на самом деле — с очень молодой матерью, что €вл€етс€ семейным секретом) неподалеку от шикарного горнолыжного курорта. ќба€тельный мальчишка с ловкостью ворует лыжи, очки, перчатки у богатых альпийских туристов, перепродает вещички, обеспечива€ свою неполную семью едой и одеждой, терпит унижени€, когда попадаетс€, выкручиваетс€, не смир€етс€ с положением изго€, взрослеет, остава€сь нежным подростком, испытывающим лишь одну потребность — в любви и ласке.

¬сем журналистам было очевидно, что основна€ гонка за призы развернетс€ между трем€ разномасштабными фильмами: немецкой «Ѕарбарой»  ристиана ѕетцольда, португальским «“абу» ћигела √омеша и венгерской картиной Ѕенедека ‘лигауфа «¬сего лишь ветер». ћайк Ћи с компанией эти ожидани€ подтвердил. «¬сего лишь ветер» (√ран-при жюри) уж точно самый полноценный фильм Ѕерлинале-62, основан на реальных событи€х — погромах венгерских цыган, что интерпретировалось как холокост этого народа. ѕритом лента избежала псевдодокументальных приемов, столь модных в европейском кино еще недавно. ‘лигауф рассказывает жуткую историю цыганской семьи в венгерской деревне. –€дом с их лачугой вырезали соседей-цыган, и теперь они живут в неодолимом страхе. √ерой фильма Ћьва  улешова «√оризонт» (1933), показанного в рамках фестивал€ в изумительной ретроспективе советского кино «‘абрика красной мечты», сказал: « огда живешь от погрома до погрома, не до музыки».

Ќе мог остатьс€ без наград и стильный черно-белый фильм ћигела √омеша «“абу». »нтересно, что ему выдали приз јльфреда Ѕауэра, предназначенный режиссерам, открывающим в кино новые горизонты, и эту странность подметил на церемонии сам √омеш: «я-то снимал ретро, ничего новаторского в моей картине нет». ќн прав, «“абу» — ностальги€ по старому кинематографу, немому, экспрессивному, визуально утонченному.

«—еребр€ного медвед€» за режиссуру получил  ристиан ѕетцольд, сн€вший добротную драму о духе времени немецких 80-х в гэдээровской провинции. “уда, как в ссылку, направл€ют берлинского врача Ѕарбару: она отважилась просить визу на «апад. “еперь она смиренно — под наблюдением Ўтази — работает в больнице и ждет переправы к любовнику с «апада. ƒело, кажетс€, удаетс€, но вместо себ€ она сажает в спасительную лодку свою несчастную пациентку, сбежавшую из колонии — она же, по словам героини, «социалистический концлагерь». «амечательной актрисе Ќине ’осс, сыгравшей с невозмутимой сдержанностью и обжигающим холодком, прочили приз ««а главную женскую роль». ќднако голливудец ћайк Ћи, лучше большинства европейцев умеющий работать с актерами, радикально выбрал черную –ейчел ћванза, которую канадский режиссер  им Ќгуен нашел на улице, а не, скажем, »забель ёппер — героиню «ѕленницы», слишком выразительно страдавшую в плену у филиппинских террористов. ¬ фильме «¬едьма войны» ћванза близко к гениальности сыграла 12-летнюю конголезскую девочку, вынужденную под прицелом боевиков убить своих родителей, стать любовницей командира, выйти после неверо€тных приключений замуж за африканца-альбиноса, попасть в плен, рожать и бежать в свою спаленную деревню, чтобы найти вещи погибших отца, матери и совершить обр€д погребени€.

««олотого медвед€» ћайк Ћи приготовил хорошему — но не более того — фильму братьев “авиани «÷езарь должен умереть». ’от€ этот жест британского классика классикам италь€нским можно оценить не только как гуманитарный. ѕрием, выбранный “авиани, не нов, но действует сильно. ¬ римской тюрьме оголтелые убийцы и наркодилеры репетируют трагедию Ўекспира «ёлий ÷езарь». »грают у “авиани в основном насто€щие преступники. –оли, в которые они вживаютс€ с неверо€тной отдачей, ничего общего с их личной судьбой не имеют. «ато дают им такой колоссальный опыт понимани€ себ€, мира и своего прошлого, что репетиции спектакл€ станов€тс€ большей реальностью, чем та, за которую они сели. «наменательна финальна€ реплика убийцы, отыгравшего роль  асси€: « огда € узнал, что такое искусство, мо€ камера стала тюрьмой».

ѕобедители

ѕаоло и ¬итторио “авиани, режиссеры фильма «÷езарь должен умереть»:

— ћы провели четыре недели в тюрьме «–ебиби€»: входили утром, уезжали поздно ночью, изношенные, но счастливые. » однажды сказали себе, что снимаем этот фильм с тем же драйвом, что и свой дебют.  огда съемки закончились, мы сердечно распрощались с актерами. ѕоднима€сь по лестнице в свою камеру,  озимо –ега, сыгравший одну из главных ролей, подн€л руки и закричал: «ѕаоло, ¬итторио, с завтрашнего дн€ все будет по-другому