Главная Экономика 00:01 01 Сентября 2023 3740
Строить дороги, а не планы

На прошлой неделе чиновники вновь шумно обсуждали проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. В который уже раз…

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Пока мы думали, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей. Фото: Li Ziheng/Синьхуа, globallookpress.com

К давней идее во время открытия движения на линии московского железнодорожного диаметра вернулся президент Владимир Путин. Еще ничего толком не сделано, нет ни одного километра рельсов ВСМ, нет подвижного состава, нет десятка мудреных технологий, которые, например, применяют китайцы или японцы (у каждого — своя) для движения таких поездов. А замминистра транспорта РФ Валентин Иванов уже обещает открыть движение по высокоскоростной магистрали в 2028 году. Называются даже цены на билеты в будущее (10-15 тысяч рублей) и время в пути (2 часа 15 минут).

А чуть ранее, в июне, министр транспорта Виталий Савельев публично помечтал о том, что еще не построенную дорогу могут продлить аж до Минска. По его словам, инвесторы для строительства магистрали и создания подвижного состава уже есть. Как по мановению волшебной палочки нашлись и 1,7 трлн рублей, в которые, по предварительным оценкам, обойдется магистраль. Наверное, так и должен вести себя чиновник, особенно российский, имитируя бурную деятельность.

А между тем прожект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается не один десяток лет и порядком набил оскомину. Кто постарше, наверняка помнит, что в 1992-м, на пике демократической эйфории, для сооружения этой дороги было создано Российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали». И даже разработан и построен (в одном экземпляре) поезд, получивший гордое название ЭС250 «Сокол». Высокие руководители обещали запустить движение к 2000 году. Однако «стройка века» не задалась. Сроки сдвигались. В ходе испытаний уже в новом тысячелетии экспериментальный поезд так и не смог достичь заявленной скорости в 250 км в час, госкомиссия обнаружила ряд опасных недостатков. Ныне «Сокол» разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России.

Реально строительные работы начались только на вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге, но и они не были закончены. В 2010-м на месте заброшенного котлована там был построен торгово-развлекательный комплекс. В 1998 году президент Ельцин подписал указ, фактически отменивший его же предыдущие решения по скоростной магистрали, а РАО «ВСМ» было признано банкротом.

Проект сам собой растворился в воздухе. После проверки деятельности компании Счетной палатой возбудили уголовное дело, однако о результатах расследования не сообщалось. В 2007-м глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что 70 млн долларов, потраченных на проект, «ушли в никуда».

Прожект всплывал в 2004 году. Через семь лет представили проект на бумаге, открыть магистраль планировалось на этот раз уже к 2017 году. И вновь что-то не сложилось. Явился новый грандиозный план: дорога Москва — Казань. И дальше аж до границы с Китаем. Идея возникла после посещения президентом России китайского острова Хайнань в 2011-м. Китайские коллеги, видимо, с умыслом прокатили российского руководителя на поезде по магистрали, которая пронизала остров с севера на юг. Там уже тогда поезда летали 300 км в час, а китайских ВСМ к тому времени было построено 20 тысяч километров. Дмитрий Медведев (он тогда был президентом) дорогой не впечатлился. Отвечая на вопрос автора этой заметки, не стоит ли нам создать что-то подобное и вообще перенять китайский опыт, он сказал, что у России нечто подобное уже имеется и вообще у нас свой путь...

В 2013 году дорогу Москва — Петербург опять забросили в дальний угол, заявив, что первую ВСМ запустят все-таки между Москвой и Казанью. На высшем уровне был подписан российско-китайский меморандум о сотрудничестве в деле ее сооружения. Проект сначала оценили в 900 млрд рублей, потом стоимость выросла до 1,1 трлн. Половину и даже больше этой суммы предлагала в качестве беспроцентной ссуды и без гособеспечения китайская сторона — почти даром. Условие одно: строительство силами китайских компаний.

На проектно-изыскательские работы и финансово-экономическое обоснование потратили уйму денег. Параллельно велись переговоры с немецкими партнерами — типа, кто дешевле предложит. Но к 2019 году было объявлено, что от проекта решено отказаться. Дескать, дорого, не окупится. Опять вернулись к идее создания магистрали Москва — Петербург. План строительства был согласован два года назад. Однако впоследствии от задумки в очередной раз отказались. Такая вот сказка про белого бычка...

Как тут не вспомнить, что в 2006 году в РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России с созданием целой сети ВСМ. А в 2008-м правительство одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство аж трех скоростных магистралей: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. В 2012-м там появился проект магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер, а также Казань — Самара. В 2018-м добавили трассу между Екатеринбургом и Челябинском.

О растущих на глазах планах на полном серьезе заявляли все это время высокие чиновники, хотя ни метра ВСМ построено так и не было. Хотя, как следует из Транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию должно быть выделено 60 трлн рублей — почти три годовых бюджета России. Голова может закружиться: здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана. Но, похоже, и эта концепция пополнила список маниловских прожектов. Не пора ли Счетной палате посмотреть, сколько было истрачено и на что? Иначе в чем смысл писать стратегии и с помпой их обнародовать?

А в это время

Пока мы думали-рядили, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей и индустрию для их сооружения. В ходе их строительства еще в 2000-е реализованы не имеющие аналогов в мире проекты, для которых не хватит Книги рекордов Гиннесса. Например, на трассе Пекин — Шанхай сооружен самый протяженный в мире воздушный виадук длиной 167 км. Длиннейший мост на планете обошелся стране в 10 млрд долларов, а на его возведение потребовалось всего два года. Мы по праву гордимся Крымским мостом общей длиной 19 км, а у Китая на той же трассе есть еще и мост в 113 км.

В период бурного развития ВСМ в 2005-2015 годах КНР инвестировала в их строительство около 300 млрд долларов. В результате из 60 тысяч километров дорог со скоростями 300 км в час, существующих в мире, две трети — китайские. Эксплуатируются свыше 3,5 тысячи высокоскоростных поездов, которые перевозят более 1 млрд пассажиров в год. Весь подвижной состав и инфраструктура создаются в Китае по уникальным технологиям. Ежегодно в эксплуатацию вводятся по 2,5-3 тысячи километров ВСМ. А это и современнейшие вокзалы, и силовая сеть, и сами дороги, и придорожная инфраструктура. Скорости в 300-350 км в час позволяют сломать обычное представление о времени и пространстве. А стоимость билетов — в среднем 3-6 тысяч рублей в переводе на наши деньги — делает их доступными для всего населения. Например, поездка на такое расстояние, как от Москвы до Казани, обошлась бы россиянину в 5-6 тысяч рублей.

Да, китайские ВСМ планово-бесприбыльные, дотируются государством. Но, как считает китайское руководство, высокоскоростные магистрали повышают уровень благосостояния народа, вносят мультипликативный эффект в развитие всей экономики страны. То есть в Китае не ищут сиюминутной выгоды, а работают на перспективу.

Не так давно в КНР прошли ходовые испытания очередной версии высокоскоростного пассажирского поезда CR450. Он разогнался до 453 км в час. Вскоре эти поезда побегут по рельсам и станут самыми быстрыми регулярными железнодорожными составами в мире. Такой поезд мог бы долететь от Москвы до Санкт-Петербурга за полтора часа.

В Китае бытует мнение, что высокоскоростные железные дороги (вкупе со скоростными автодорогами и авиацией) объединяют страну так же, как иероглифическая письменность. Будет ли у нас что-то подобное в жизни, а не на словах, — большой вопрос.

Экономика 00:07 / 27 Октября 2023 5681
И никаких гвоздей!

Депутаты Европарламента от Литвы предлагают включить ни в чем не повинный крепеж в очередной пакет антироссийских санкций

Василий Соболев
Труд
Автор этих строк литовских гвоздей в России, признаться, не видел. Фото: Simon Belcher/imageBROKER.com, globallookpress.com

В Евросоюзе вовсю готовят уже 12-й пакет антироссийских санкций. Но наши министры с депутатами нашли для недругов достойный асимметричный ответ. Список новых санкций выглядит экзотично. Так, депутаты от Литвы предлагают...

В России стареет автопарк. Проблема? Тем более что ГИБДД сложила с себя обязанности следить за техническим состоянием автомобилей

Максим Башкеев
Труд
Те, кто не успел поменять автомобиль, теперь стараются продлить ему жизнь. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В связи с ослаблением рубля и уходом западных автоконцернов стоимость новых машин резко возросла, а их количество на рынке сократилось. Собранные в Поднебесной бюджетные иномарки, еще пару лет назад продававшиеся...

Почему подорожали говядина, сыр, апельсины и даже капуста?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В последнее время все продукты питания дорожают стремительно и неуклонно. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В Национальном союзе производителей говядины заявили о подорожании мяса и сыра к Новому году минимум на 10%. Вообще-то подобные союзы нередко делают такие заявления, порой хотя бы для того, чтобы подстегнуть спрос...

Заметки на полях принятого бюджета-2024

Александр Киденис
Труд
При первом чтении закон был принят «в условиях колоссального прогула». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Бюджет — это главный закон парламента» — так считается во всех цивилизованных странах. Но в России, похоже, народные избранники пошли своим путем. При первом чтении закон был принят «в условиях...

Экономика 00:01 / 27 Октября 2023 4886
Взаймы не дают

Почему банки вдруг резко увеличили долю отказов клиентам по потребительским кредитам

Александр Киденис
Труд
В сентябре отклонено почти 63% клиентских заявок на кредиты наличными, а в начале октября — более 80%. Фото: Thomas Trutschel/photothek.net, globallookpress.com

Россиянам начали массово отказывать в банковских кредитах: в сентябре отклонено почти 63% клиентских заявок на кредиты наличными, а в начале октября — более 80%. Причиной называют лимит банковских ссуд...

«Литературных» вариантов для названий мыслимых и немыслимых российских брендов у нас пруд пруди

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Труд
Игорь Николаев зарегистрировал товарный знак «Выпьем за любовь». Он знает, о чем поет. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

На днях певец и композитор Игорь Николаев официально зарегистрировал в Роспатенте товарный знак «Выпьем за любовь». Теперь, согласно Международному классификатору товаров и услуг, под этим именем его владелец...

На российском рынке планируют начать работу еще два с лишним десятка зарубежных брендов одежды и обуви

Евгений Акатов
Труд
Фото: XYZ PICTURES/imageBROKER.com, globallookpress.com

Новость недели: на российском рынке планируют начать работу еще 23 зарубежных бренда одежды и обуви, большая часть которых являются иранскими. А по данным РСПП, острота проблемы импортозамещения за год снизилась...

По словам Татьяны Решетниковой, существует вероятность, что россияне начнут приобретать квартиры в рассрочку

Фото: Marcus Brandt/dpa, globallookpress.com

Снижение доступности ипотечных кредитов, которое было спровоцировано повышением ключевой ставки, может привести к тому, что граждане РФ начнут пытаться купить или же продать жилье без участия банков. Как сообщает «Известия», такое...

Экономика 00:05 / 24 Ноября 2023 4513
Сплошные парадоксы

Российская ипотека в 2023 году выросла вдвое. И при этом объем нераспроданного жилья в составил 70% от общего объема строящегося

Алекс Зверев
Труд
В каждом из крупнейших городов России остается нереализованной половина жилья в новостройках. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Российская ипотека в 2023 году выросла вдвое, главным инвестором жилищного строительства стало население, оптимистично поделился вице-премьер Марат Хуснуллин. Но обрадоваться мешает сообщение Института жилищного развития: объем нераспроданного...

«За прошедший год появилось рекордно большое число новых российских брендов», - сообщил президент России Владимир Путин

Труд
Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — За прошедший год появилось рекордно большое число новых российских брендов, и доля иностранных марок сокращается. Михаил Мишустин, премьер РФ — Продукты на основе искусственного...

Заверения властей, что система ЕГАИС поставит жирный крест на нелегальной торговле алкоголем, разлетелись вдребезги

Алекс Зверев
Труд
В магазинах контрафакт встречается тоннами. Фото: Per Karlsson/info@bkwine.com/DanitaDelimont.com, globallookpress.com

Московская торговля оскоромилась: десятидневный полицейский рейд по столичным магазинам обнаружил на прилавках и в подсобках более 31 тонны левого алкоголя сомнительного качества. Вдребезги разлетелись прежние заверения...

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что льготную ипотеку пора сворачивать

Алекс Громов
Труд
Главный банкир России готова и дальше ужесточать регулирование ипотечного рынка. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Жилищные кредиты под 6-8% годовых помашут нам ручкой. После того как ЦБ в очередной раз поднял ключевую ставку с 13 до 15 пунктов, цена обычной ипотеки взлетела до 17% годовых, и это не предел. А Эльвира...

Население России возмещало 99% затрат коммунальщиков, причем каждый год тарифы на их услуги росли как на дрожжах

Алекс Зверев
Труд
Как заявили в Минстрое, за счет повышения тарифов планируется обновить теплотрассы, водопроводы и другие объекты. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Правительство РФ объявило размер повышения коммунальных тарифов с 1 июля 2024 года. В среднем по стране плата вырастет на 9,8%, но в Москве прибавка составит 11%, в Омской области и в Северной...

В России опять собрались нормировать электроэнергию для населения. Ну и при чем здесь криптовалюта?

Александр Киденис
Труд
Повышать плату за электроэнергию для «неэкономных потребителей» уже пытались 10 лет назад. Фото: Николай Титов/Russian Look, globallookpress.com

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила ввести с 1 января социальные нормы потребления электроэнергии для населения. Диверсифицированные тарифы должны снизить перекрестное субсидирование и усилить борьбу с серым...

В Госдуме собрались легализовать посуточную сдачу квартир в жилых домах. Однако может получиться с точностью до наоборот

Максим Башкеев
Труд
Кто из нас, туристов, не снимал в путешествии квартиру на две-три ночи? Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, который должен легализовать посуточную сдачу квартир в жилых домах. Однако результат может оказаться прямо противоположным, и краткосрочная аренда станет де-факто невозможной. Кто...

Демографические проблемы все острее. Над их решением бьются государственные умы

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ослабить налоговое бремя на многодетные семьи. А сенатор Маргарита Павлова заявила: «Нужно перестать ориентировать девушек на получение высшего образования... Поиск...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?