Минтранс и Минфин пытаются договориться об отмене транспортного налога и повышении акцизов на бензин, а также о возвращении дорожных фондов.
Вопрос о повышении акциз на бензин и отмене транспортного налога еще не решен. Сегодня в интервью газете «Ведомости» помощник министра финансов РФ Павел Кузнецов сообщил: «Вопрос находится на согласовании министерств и ведомств. Окончательное решение по нему не принято. В ближайшие дни вопрос доложат президенту РФ. Затем глава государства примет решение, обсудив эту тему в том числе с губернаторами российских регионов»
Однако ранее та же газета «Ведомости» сообщала, что вечером в воскресенье на совещании у премьер-министра Владимира Путина решили, что акцизы на бензин в расчете на литр топлива будут повышаться на 1 рубль в 2011, 2012 и 2013 годах. Минфин предлагал повысить акциз на 2 рубля в 2011 году и на 1 рубль в 2012 году. Таким образом, повышение будет плавным, и транспортный налог сохранится. Отмена транспортного налога предполагается министерством лишь для владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.
Отметим, что президент Дмитрий Медведев рекомендовал правительству не торопиться с отменой транспортного налога.
Сейчас акцизы на бензин Аи-92 и Аи-95 одинаковые — 3992 руб. за тонну при средней цене на НПЗ в июне 23 842 и 26 306 руб. за тонну соответственно. В пересчете на литр бензина (весит около 750 г) получается примерно 3–3,5 руб. налога. Таким образом, повышение акциза на 3 руб. за три года фактически удвоит нагрузку. Удвоение текущего акциза (1188 руб. за 1 т) на дизтопливо прибавит к его цене около 1 рубля.
В данный момент разрыв между потребностями дорожного хозяйства и реально выделяемыми ему средствами огромен. К примеру в 2011 г. на содержание и ремонт трасс федерального значения необходимо 193,5 млрд руб., а в бюджетном плане предполагается выделить 56,8 млрд руб.
По словам министра транспорта Игоря Левитина, «30% от необходимого — это увеличение количества раненых и смертей на дорогах». В связи с этим он предлагает снова ввести отмененные в 2001 году дорожные фонды. По подсчетам министра, с момента ликвидации фондов в 2001 г. финансирование отрасли сократилось к 2005 г. почти вдвое — с 600 млрд руб. до 315 млрд руб. Больнее всего это ударило по региональному дорожному хозяйству, денег на которое стали выделять почти вчетверо меньше. При этом за прошедшее десятилетие количество автомобилей в стране выросло в 1,5 раза.
Чтобы удовлетворить нужды дорожного хозяйства, Минтранс предлагает заменить транспортный налог повышением акциза на топливо. Ставка в среднем увеличится на 3 руб. за литр и на 4 руб. за килограмм ГСМ. Половина вырученных акцизов попадет в регионы. Таким образом, средняя цена бензина в России вырастет до 26 руб. за литр, тогда как сейчас он стоит 23 рубля. Также после реформы увеличится и стоимость проезда в общественном транспорте. В зависимости от региона она вырастет на 0,5–1 рубль. При предложенной схеме, по расчетам специалистов, в 2011 году увеличение поступлений должно составить 116 млрд, в 2012-м — 266 млрд, в 2013-м — 290 млрд рублей.
Минтранс предлагает перечислять в дорожные фонды плату за присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам, штрафы за нарушение правил дорожного движения, ввести налог с продаж нефтепродуктов. Другим источником пополнения дорожных фондов должны стать сборы с автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Этот сбор будет вводиться в России вслед за Европой в 2013—2014 гг. по мере обустройства основных федеральных трасс измерительным оборудованием.
Однако стоит отметить, что бензин и дизельное топливо покупают не только автомобилисты. Ими также пользуются для обогрева загородных домов, электрогенераторов. Таким образом, отмена транспортного налога никаким образом не повлияет на этих людей.
Окончательное решение будет принято 29 июля на заседании президиума правительства.