Главная Жизнь 01:47 10 Февраля 2012 436191
От чего умирают космонавты
Убийственная радиация: заметки на полях печальной статистики
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Из Америки пришло горькое известие: скончалась покорительница космоса, астронавт НАСА, совершившая пять полетов на околоземную орбиту, в том числе на нашу космическую станцию «Мир», бывший директор по науке экзопланет Национального аэрокосмического агентства США, доктор философии Дженис Элейн Восс. Ей было всего 50. Она умерла от рака.

В таком возрасте в Штатах умирают нечасто. Средняя продолжительность жизни американок — 80 лет. У Дженис Восс еще не так давно были большие планы. Четыре года назад она оставила престижный пост руководителя отделения полезных нагрузок Космического центра имени Джонсона и вернулась в отряд астронавтов, восстановив активный статус. Хотела вновь отправиться в космос. Медицинских ограничений у нее не было, она всегда отличалась отменным здоровьем. Но неожиданно заболела раком. Как он возник? Почему?

Специалисты, с которыми я на протяжении многих лет беседовал об опасностях космического полета, прямо говорили (под обещание не называть их фамилий): «Дозы радиации, которые получают космонавты на орбитальной станции или на корабле, большие». При этом опасность возникновения онкозаболеваний, по мнению моих собеседников, возрастает многократно.

Какое же облучение обрушивается на орбитальную станцию? Долгое время это держалось в строжайшем секрете. Даже нашим космонавтам ничего не говорили. А они, привыкшие к жесткой дисциплине, не задавали лишних вопросов. Но однажды мне удалось узнать реальные цифры, и я их опубликовал. Шум тогда был изрядный. Кто-то даже говорил, что «таких корреспондентов надо увольнять с волчьим билетом».

Оказывается, каждый член экипажа ежесуточно получает дозу, составляющую от 0,3 до 0,8 миллизиверта (мЗв). Для сравнения: это в несколько раз больше, чем облучение пациента на Земле при рентгеновском обследовании грудной клетки в обычной поликлинике. А рентген, между прочим, врачи не рекомендуют делать чаще одного раза в полгода. Космонавты же получают, во-первых, существенно большую дозу, а во-вторых, не раз в полгода, а ежедневно. За 180 суток полета набирается от 50 до 150 мЗв. Столько хватанет человек, если будет делать рентген 150–400 раз за полгода.

Представители официальной медицины принимают такую информацию в штыки. «Не сейте панику, ничего страшного нет, — срезают они всяких бумагомарателей. — Есть соответствующие нормы, они тщательно просчитаны. Смотрите сами: годовая допустимая доза облучения членов экипажа — 500 мЗв. А еще есть общий лимит, накопленный в течение всех полетов: 1000 мЗв. Так что до предельных норм нашим космонавтам очень далеко и волновать их не надо!»

Трудно спорить с докторами. Когда-то мне довелось посещать секретный урановый рудник, где мне говорили, что в атомной промышленности разрешенная годовая доза не превышала 20 мЗв. Подчеркиваю — 20, а не 500. Потом, правда, этот лимит и в атомной промышленности был увеличен.

Ладно, лимиты лимитами, но в любом случае такой мощный, непрекращающийся поток радиации, который пронизывает космонавтов, по мнению независимых экспертов, не прибавляет здоровья. А вот мнение одного из самых компетентных в этой области специалистов. По данным директора НИИ канцерогенеза Онкологического научного центра Российской академии медицинских наук, члена-корреспондента РАМН, профессора Давида Заридзе, после 40 рентгеновских обследований риск заболеть раком легких увеличивается на 50–70%. Это уже не шутки, отмахнуться от столь авторитетного мнения не получится.

Жизнь подтверждает: радиационную опасность в космосе нельзя недооценивать. И, откровенно говоря, положение отнюдь не такое благополучное, как пытаются изобразить официальные медики. Перейдем к цифрам. Посмотрим, насколько распространены онкологические заболевания среди представителей этой профессии.

Из 112 летавших российских космонавтов 28 уже нет с нами. Пять человек погибли: Юрий Гагарин — на истребителе, Владимир Комаров, Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — при возвращении с орбиты на Землю. Василий Лазарев умер от отравления некачественным спиртом.

Из 22 остальных покорителей звездного океана для девяти причиной смерти стала онкология. От рака скончались Анатолий Левченко (47 лет), Юрий Артюхин (68), Лев Демин (72), Владимир Васютин (50), Геннадий Стрекалов (64), Геннадий Сарафанов (63), Константин Феоктистов (83), Виталий Севастьянов (75). Официальная причина смерти еще одного космонавта, умершего от рака, не раскрывается, и мне бы не хотелось называть фамилию.

При этом возраст, по словам специалистов, здесь не имеет принципиального значения: человек не должен умирать от рака. Тем более шокирует, когда видишь в этом скорбном списке и 47-летнего космонавта, и 50-летнего… Напомню, что для полетов за пределы Земли отбирают самых здоровых, самых крепких.

Итак, девять умерших от рака из 22 космонавтов составляют 40,9%. Теперь обратимся к аналогичной статистике в целом по стране. В прошлом году покинули сей мир 1 млн 768 тысяч 500 россиян (данные Росстата). При этом от внешних причин (транспортных ЧП, отравлений алкоголем, самоубийств, убийств) умерли 173,2 тысячи. Остается 1 млн 595 тысяч 300. Скольких граждан загубила онкология? Ответ: 265,1 тысячи человек. Или 16,6%. Сравним: 40,9 и 16,6%. Выходит, обычные граждане от рака умирают в 2,5 раза реже, чем космонавты. Вывод шокирующий, комментировать здесь нечего.

По отряду астронавтов США аналогичных сведений у меня нет. Но даже отрывочные данные свидетельствуют: онкология косит и американских звездоплавателей. Вот неполный список жертв страшной болезни: Джон Свайгерт-младший — рак костного мозга, Дональд Слейтон — рак мозга, Чарлз Вич — рак мозга, Дэвид Уолкер — рак, Алан Шепард — лейкемия, Джордж Лоу — рак толстой кишки, Рональд Пэриз — опухоль головного мозга.

Хорошо известно: профессия космонавта опасна. Но пора, думается, сделать и следующий шаг — признать, что полеты являются чрезвычайно опасным делом. Космическим руководителям и ученым надо бы заниматься усилением защиты членов экипажа от радиации, а не скрывать правду и не обрушиваться с обвинениями на журналистов, публикующих неприятные цифры.

Но упорствуют чиновники. Почему? Не потому ли, что если признать профессию особо опасной, то и платить придется по-другому?

Справка «Труда»

За один полет на орбиту Земли каждый член экипажа получает такое облучение, как если бы 150–400 раз побывал на обследовании в рентгеновском кабинете.

Целью стал мост через Печенежское водохранилище, по которому осуществлялось снабжение украинской армии

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Самолеты Воздушно-космических сил России нанесли удар по мосту в Харьковской области Украины. По нему осуществлялись перевозки боеприпасов для украинской армии. Целью стал мост через Печенежское водохранилище, в районе Старого Салтова. По данным...

Авиабомбу применили в населенном пункте Липцы Харьковской области

Telegram-канал «Изнанка» опубликовал видеозапись, запечатлевшую применение Воздушно-космическими силами России фугасной авиабомбы ФАБ-3000 с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) в ходе специальной военной операции. По...

В боях за эти населенные пункты отличились подразделения группировки российских войск «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России заняли села Артемовку в Луганской Народной Республике и Тимковку - в Харьковской области. Об этом сообщает на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства...

Жизнь 00:10 / 05 Июля 2024 5416
Ямщик, гони лошадей!

Как житель Владимирской губернии Василий Чебуров стал участником эпохального события

Елена Наумова, Никита Шевцов, Московская область
Фото авторов

Известно, что своим умением и талантом Левша покорил Лондон. Но чудо-мастер из Тулы — это книжный персонаж, придуманный писателем Николаем Лесковым. А между тем в городе Покрове Владимирской губернии жил вполне...

Следственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности

Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

31 мая Следственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, по факту теракта в «Крокус Сити Холле». Это следует из постановления суда в отношении одного из обвиняемых...

Чем закончится эта новая кампания по борьбе с коррупцией - далеко не первая в нашей новейшей истории?

Труд
Если кто забыл: 10 лет назад за этими воротами творилось примерно то же самое, что и сейчас. И что изменилось? Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

На прошлой неделе продолжилась серия задержаний заподозренных в масштабной коррупции высокопоставленных начальников в Министерстве обороны. Чем закончится эта новая кампания по борьбе с коррупцией — далеко...

В настоящее время механизм страхования по старости в Китае состоит из трех частей

Фото: Connie Bransilver/Danita Delimont, globallookpress.com

С момента внедрения системы индивидуальных пенсионных накоплений в Китае в конце 2022 года к настоящему времени более 60 млн человек открыли свои счета. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на данные министерства...

Жизнь 00:15 / 07 Июня 2024 4330
Здесь был мой дом

Корреспондент «Труда» съездил в родные места, ставшие в наши дни прифронтовой полосой

Василий Щуров
Знаменитый памятник «Три сестры». Фото из открытых источников

На въезде в брянский райцентр Климово навигатор в моем авто безнадежно зависает. Работают средства РЭБ, которые должны гарантированно сбивать с курса украинские дроны. Труднее защититься от обстрелов ствольной артиллерии,...

Жизнь 00:11 / 31 Мая 2024 4024
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Началась первая смена в пришкольных и загородных детских лагерях. К примеру, в Волгоградской области ребят разместили в 29 оздоровительных и курортных учреждениях. Здесь же приступил к работе и спортивно-патриотический...

В суд поступило уголовное дело старшего лейтенанта Айдына Жамидулова и рядового Алексея Дорожкина

Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

В Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону поступило уголовное дело старшего лейтенанта Айдына Жамидулова и рядового Алексея Дорожкина. Они обвиняются в похищении и убийстве жительницы Луганской Народной Республики. Как сообщает издание...

Жизнь 18:01 / 15 Июня 2024 3783
Последняя колонка

В Саратове дождь смыл… ступени лестницы

Фото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Наши люди в булочную на вертолетах летают Соцсети нынче — главные ябеды. Стоило только в Омской области мужчине прилететь в магазин в селе Богословка на вертолете, как видеокадры об историческом...

Возникла идея запретить вождение для лиц старше 70 лет «по медицинским показаниям»

Труд
«Эх прокачу!» – сказал Владимир Путин Ким Чен Ыну. Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Будто услышав призыв главы СКР Александра Бастрыкина «принять хорошие законы», в Госдуме решили заняться делом. Зампред палаты и лидер парламентской партии «Новые люди» Владислав Даванков с коллегой по партии...

По словам синоптика, следующая неделя стартует с интенсивных ливней и гроз

Фото: Belkin Alexey/news.ru, globallookpress.com

Интенсивные ливни и теплая погода ожидаются в Москве в предстоящую неделю. Как сообщает РИА Новости, об этом заявил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. «Неделя в Центральной России, в теплом секторе...

Жизнь 00:02 / 14 Июня 2024 3316
Календарь: 14 июня

165 лет назад Чечня вошла в состав Российской империи

Труд
Теодор Горшельт. 1863 год. Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года. Фото из открытых источников

1783 На западном берегу черноморской Южной бухты заложены первые каменные постройки города Ахтиар («белый утес»), которому в следующем году присвоили новое имя — Севастополь (на греческом означает «cвященный...

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) снова стала Госавтоинспекцией (ГАИ)

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Труд
Новая аббревиатура и, соответственно, производные от нее совсем не прижились. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

На этой неделе стало известно, что Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) без лишнего шума вернули старое название: Госавтоинспекция (ГАИ). Об этом как о совершенно рядовом событии сообщил на заседании...

В боях за населенный пункт отличились подразделения группировки «Центр»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

В ходе специальной военной операции группировка войск «Центр» Вооруженных сил России освободила населенный пункт Яснобродовка в Донецкой Народной Республике. Об этом сообщила пресс-служба Министерства обороны РФ. В ведомстве отметили,...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?