Главная Жизнь 01:47 10 Февраля 2012 432502
От чего умирают космонавты
Убийственная радиация: заметки на полях печальной статистики
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Из Америки пришло горькое известие: скончалась покорительница космоса, астронавт НАСА, совершившая пять полетов на околоземную орбиту, в том числе на нашу космическую станцию «Мир», бывший директор по науке экзопланет Национального аэрокосмического агентства США, доктор философии Дженис Элейн Восс. Ей было всего 50. Она умерла от рака.

В таком возрасте в Штатах умирают нечасто. Средняя продолжительность жизни американок — 80 лет. У Дженис Восс еще не так давно были большие планы. Четыре года назад она оставила престижный пост руководителя отделения полезных нагрузок Космического центра имени Джонсона и вернулась в отряд астронавтов, восстановив активный статус. Хотела вновь отправиться в космос. Медицинских ограничений у нее не было, она всегда отличалась отменным здоровьем. Но неожиданно заболела раком. Как он возник? Почему?

Специалисты, с которыми я на протяжении многих лет беседовал об опасностях космического полета, прямо говорили (под обещание не называть их фамилий): «Дозы радиации, которые получают космонавты на орбитальной станции или на корабле, большие». При этом опасность возникновения онкозаболеваний, по мнению моих собеседников, возрастает многократно.

Какое же облучение обрушивается на орбитальную станцию? Долгое время это держалось в строжайшем секрете. Даже нашим космонавтам ничего не говорили. А они, привыкшие к жесткой дисциплине, не задавали лишних вопросов. Но однажды мне удалось узнать реальные цифры, и я их опубликовал. Шум тогда был изрядный. Кто-то даже говорил, что «таких корреспондентов надо увольнять с волчьим билетом».

Оказывается, каждый член экипажа ежесуточно получает дозу, составляющую от 0,3 до 0,8 миллизиверта (мЗв). Для сравнения: это в несколько раз больше, чем облучение пациента на Земле при рентгеновском обследовании грудной клетки в обычной поликлинике. А рентген, между прочим, врачи не рекомендуют делать чаще одного раза в полгода. Космонавты же получают, во-первых, существенно большую дозу, а во-вторых, не раз в полгода, а ежедневно. За 180 суток полета набирается от 50 до 150 мЗв. Столько хватанет человек, если будет делать рентген 150–400 раз за полгода.

Представители официальной медицины принимают такую информацию в штыки. «Не сейте панику, ничего страшного нет, — срезают они всяких бумагомарателей. — Есть соответствующие нормы, они тщательно просчитаны. Смотрите сами: годовая допустимая доза облучения членов экипажа — 500 мЗв. А еще есть общий лимит, накопленный в течение всех полетов: 1000 мЗв. Так что до предельных норм нашим космонавтам очень далеко и волновать их не надо!»

Трудно спорить с докторами. Когда-то мне довелось посещать секретный урановый рудник, где мне говорили, что в атомной промышленности разрешенная годовая доза не превышала 20 мЗв. Подчеркиваю — 20, а не 500. Потом, правда, этот лимит и в атомной промышленности был увеличен.

Ладно, лимиты лимитами, но в любом случае такой мощный, непрекращающийся поток радиации, который пронизывает космонавтов, по мнению независимых экспертов, не прибавляет здоровья. А вот мнение одного из самых компетентных в этой области специалистов. По данным директора НИИ канцерогенеза Онкологического научного центра Российской академии медицинских наук, члена-корреспондента РАМН, профессора Давида Заридзе, после 40 рентгеновских обследований риск заболеть раком легких увеличивается на 50–70%. Это уже не шутки, отмахнуться от столь авторитетного мнения не получится.

Жизнь подтверждает: радиационную опасность в космосе нельзя недооценивать. И, откровенно говоря, положение отнюдь не такое благополучное, как пытаются изобразить официальные медики. Перейдем к цифрам. Посмотрим, насколько распространены онкологические заболевания среди представителей этой профессии.

Из 112 летавших российских космонавтов 28 уже нет с нами. Пять человек погибли: Юрий Гагарин — на истребителе, Владимир Комаров, Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — при возвращении с орбиты на Землю. Василий Лазарев умер от отравления некачественным спиртом.

Из 22 остальных покорителей звездного океана для девяти причиной смерти стала онкология. От рака скончались Анатолий Левченко (47 лет), Юрий Артюхин (68), Лев Демин (72), Владимир Васютин (50), Геннадий Стрекалов (64), Геннадий Сарафанов (63), Константин Феоктистов (83), Виталий Севастьянов (75). Официальная причина смерти еще одного космонавта, умершего от рака, не раскрывается, и мне бы не хотелось называть фамилию.

При этом возраст, по словам специалистов, здесь не имеет принципиального значения: человек не должен умирать от рака. Тем более шокирует, когда видишь в этом скорбном списке и 47-летнего космонавта, и 50-летнего… Напомню, что для полетов за пределы Земли отбирают самых здоровых, самых крепких.

Итак, девять умерших от рака из 22 космонавтов составляют 40,9%. Теперь обратимся к аналогичной статистике в целом по стране. В прошлом году покинули сей мир 1 млн 768 тысяч 500 россиян (данные Росстата). При этом от внешних причин (транспортных ЧП, отравлений алкоголем, самоубийств, убийств) умерли 173,2 тысячи. Остается 1 млн 595 тысяч 300. Скольких граждан загубила онкология? Ответ: 265,1 тысячи человек. Или 16,6%. Сравним: 40,9 и 16,6%. Выходит, обычные граждане от рака умирают в 2,5 раза реже, чем космонавты. Вывод шокирующий, комментировать здесь нечего.

По отряду астронавтов США аналогичных сведений у меня нет. Но даже отрывочные данные свидетельствуют: онкология косит и американских звездоплавателей. Вот неполный список жертв страшной болезни: Джон Свайгерт-младший — рак костного мозга, Дональд Слейтон — рак мозга, Чарлз Вич — рак мозга, Дэвид Уолкер — рак, Алан Шепард — лейкемия, Джордж Лоу — рак толстой кишки, Рональд Пэриз — опухоль головного мозга.

Хорошо известно: профессия космонавта опасна. Но пора, думается, сделать и следующий шаг — признать, что полеты являются чрезвычайно опасным делом. Космическим руководителям и ученым надо бы заниматься усилением защиты членов экипажа от радиации, а не скрывать правду и не обрушиваться с обвинениями на журналистов, публикующих неприятные цифры.

Но упорствуют чиновники. Почему? Не потому ли, что если признать профессию особо опасной, то и платить придется по-другому?

Справка «Труда»

За один полет на орбиту Земли каждый член экипажа получает такое облучение, как если бы 150–400 раз побывал на обследовании в рентгеновском кабинете.

Комментарии для сайта Cackle

Органы опеки и попечительства все чаще становятся карательными

Вера Михайлова
Людмила и Мирослава. Правда, похожи? Фото из открытых источников

Недавно вице-спикер Госдумы Петр Толстой потребовал распустить органы опеки и попечительства, потому что реформировать эту структуру бесполезно — нужно выстраивать все с чистого листа. Как ни странно, он прав....

Жизнь 19:30 / 25 Сентября 2021 13322
Пива - залейся, а вобла уплыла

Обмеление Каспия привело к резкому сокращению добычи рыбы

Фото: © Yuri Abramotchkin, globallookpress.com

Тревожная новость для любителей пива с воблой: за последние 20 лет запасы этой рыбы в Волго-Каспийском бассейне сократились более чем вдвое — с 54 до 22 тысяч тонн. Эксперты Всероссийского НИИ...

Жизнь 00:15 / 17 Сентября 2021 11930
У верблюда два горба...

Достучаться до чиновника практически невозможно, но чудеса все-таки встречаются

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество», Максим Башкеев
Труд
Российский чиновник практически неуловим. Но достучаться до него все-таки можно. Фото: Moscow-Live.ru

«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба», — пафосно декламировала героиня Ахеджаковой. Смешно, ибо абсурдно. У Тертуллиана — «Верую, ибо абсурдно», и это понятно:...

Почти всё собранное и выловленное вывозится за пределы полуострова

Сергей Ильченко
Фото: © Jaap Arriens, globallookpress.com

Этой осенью в Крыму собран рекордный урожай яблок, однако может так получиться, что самим крымчанам мало что достанется. Да и с рыбой похожая картина: практически весь улов вывозится за пределы полуострова. Дошло до того,...

Жизнь 00:04 / 01 Октября 2021 10889
«А мы вам перекроем воду!»

Переславль-Залесский: администрация чинит преграды малому бизнесу

Василий Щуров
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Весной «Труд» рассказывал о выпускнице столичной консерватории Марии Коваль, переехавшей в ярославскую глубинку и научившейся делать замечательные сыры. Ее продукция не раз была отмечена на всероссийских...

Жизнь 00:50 / 01 Октября 2021 9929
Календарь: 1 октября

75 лет назад в Нюрнберге завершился Международный военный трибунал

Труд
Главные обвиняемые как военные преступники нацистского режима на Нюрнбергском процессе в 1946 году. Фото: © Agentur Voller Ernst, globallookpress.com

1550 Иван Грозный издал Приговор (Указ) «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», заложивший основы регулярной армии. Отмечается в России как День Сухопутных войск. 1815 Поэт...

На дорогах Калининградской области были замечены рыжие «вымогатели»

Фото: © Sergei Zaitsev, globallookpress.com

У поселка Корнево Калининградской области через глухой лес у самой российско-польской границы проходит старая, еще немецкая брусчатая дорога. И когда по ней мчалась очередная машина, путь ей неожиданно преградили......

В Сызрани коммунальщики нашли деревянную канализационную трубу царских времен. Все это время она исправно работала

Василий Соболев
Труд
Трубу положили в 1900 году. Умели предки делать!

В Сызрани ударники коммунального труда совершили сенсационное открытие. Во время капитального ремонта сточных сетей извлекли из земли деревянную трубу, проложенную еще в царские (!) времена. Все это время она исправно функционировала...

Жизнь 00:01 / 17 Сентября 2021 8680
Украл? Поделись с бюджетом

Власти Саратова затеяли «раскулачивать теневых богачей, не ведущих никакой официальной деятельности

Алекс Зверев
Труд
Бывшему заммэра Саратова Андрею Гнусину предъявили обвинение в мошенничестве. Фото из открытых источников

В Саратове нашли оригинальный способ пополнения бюджета — за счет теневых доходов местных богачей, не ведущих никакой официальной деятельности. Начали с пригорода, Энгельсского района, в котором обнаружилось...

В Подмосковье участились грибные скандалы: грибники повадились… бронировать будущую добычу

Максим Башкеев
Труд
Середина сентября и начало октября — самое раздолье для грибников. Фото: Moscow-Live.ru

В Подмосковье участились грибные скандалы. Любители тихой охоты то и дело сталкиваются с развешанными в лесах объявлениями: «Грибы не срезать, подрастут, сам срежу». Разумеется, соглашаются с такими...

Новость, которая наверняка не понравится кошкам, собакам и прочим братьям меньшим

Максим Башкеев
Труд
Законодатели намерены определить минимальный метраж на каждую кошку, собаку или попугая. Фото: H. Schmidt-Roeger/blickwinkel, globallookpress.com

В России собрались ограничить максимальное количество домашних животных на единицу площади для городских квартир и загородной недвижимости. Зато соседи заядлых кошатниц и собачниц ждут не дождутся такого решения. Но тут...

Житель Курска решил наказать Водоканал в суде

Фото: © Liz Gregg, globallookpress.com

Принципиальный житель Курска Сергей П. обратился в суд с иском к местному Водоканалу, указав, что в отдельные дни августа даже холодная вода в многоквартирном доме по улице Ленина, где он проживает, подавалась...

Бархатный сезон в Крыму бьет все рекорды

Сергей Ильченко, Крым
Фото с сайта

За нынешнее лето здесь уже приняли 7 млн отдыхающих. И в сентябре — октябре загрузка Южного берега остается максимальной. Забиты под завязку лечебные санатории и частные мини-пансионаты, на ближайшие...

Жизнь 00:25 / 24 Сентября 2021 7313
Календарь: 24 сентября

В этот день в 1990 году Верховный Совет СССР наделил М. С. Горбачева чрезвычайными полномочиями для перехода к рыночной экономике

Фото: Klaus Rose/dpa, globallookpress.com

1501 Родился Джероламо Кардано, итальянский математик, механик. В своем труде «Великое искусство» он привел решение уравнений третьей и четвертой степени. Занимался вопросами передачи движения и теорией рычагов,...

Жизнь 00:06 / 10 Сентября 2021 7150
Сентябрьские иды

Предвыборные обещания на агитационных плакатах похожи на тосты в подвыпившей компании: никто не слышит, но сказать что-то надо

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Чего только ни обещают желающие попасть в думские кресла! Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Каждое утро на автобусной остановке новый плакат. Бодрое, энергичное лицо, от которого, конечно же, веет достатком и уверенностью. А как же иначе? Эти лица будут определять нашу жизнь на ближайшие годы, сомнения...

Жизнь 00:09 / 10 Сентября 2021 6966
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАДом? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Печальная новость: в Красную книгу внесли каспийского тюленя и плотоядную косатку. Увы, биологам все чаще приходится пересчитывать представителей животного мира. По данным Минприроды России, в стране уже не встречаются...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?