Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Жизнь 01:47 10 Февраля 2012 433602
От чего умирают космонавты
Убийственная радиация: заметки на полях печальной статистики
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Из Америки пришло горькое известие: скончалась покорительница космоса, астронавт НАСА, совершившая пять полетов на околоземную орбиту, в том числе на нашу космическую станцию «Мир», бывший директор по науке экзопланет Национального аэрокосмического агентства США, доктор философии Дженис Элейн Восс. Ей было всего 50. Она умерла от рака.

В таком возрасте в Штатах умирают нечасто. Средняя продолжительность жизни американок — 80 лет. У Дженис Восс еще не так давно были большие планы. Четыре года назад она оставила престижный пост руководителя отделения полезных нагрузок Космического центра имени Джонсона и вернулась в отряд астронавтов, восстановив активный статус. Хотела вновь отправиться в космос. Медицинских ограничений у нее не было, она всегда отличалась отменным здоровьем. Но неожиданно заболела раком. Как он возник? Почему?

Специалисты, с которыми я на протяжении многих лет беседовал об опасностях космического полета, прямо говорили (под обещание не называть их фамилий): «Дозы радиации, которые получают космонавты на орбитальной станции или на корабле, большие». При этом опасность возникновения онкозаболеваний, по мнению моих собеседников, возрастает многократно.

Какое же облучение обрушивается на орбитальную станцию? Долгое время это держалось в строжайшем секрете. Даже нашим космонавтам ничего не говорили. А они, привыкшие к жесткой дисциплине, не задавали лишних вопросов. Но однажды мне удалось узнать реальные цифры, и я их опубликовал. Шум тогда был изрядный. Кто-то даже говорил, что «таких корреспондентов надо увольнять с волчьим билетом».

Оказывается, каждый член экипажа ежесуточно получает дозу, составляющую от 0,3 до 0,8 миллизиверта (мЗв). Для сравнения: это в несколько раз больше, чем облучение пациента на Земле при рентгеновском обследовании грудной клетки в обычной поликлинике. А рентген, между прочим, врачи не рекомендуют делать чаще одного раза в полгода. Космонавты же получают, во-первых, существенно большую дозу, а во-вторых, не раз в полгода, а ежедневно. За 180 суток полета набирается от 50 до 150 мЗв. Столько хватанет человек, если будет делать рентген 150–400 раз за полгода.

Представители официальной медицины принимают такую информацию в штыки. «Не сейте панику, ничего страшного нет, — срезают они всяких бумагомарателей. — Есть соответствующие нормы, они тщательно просчитаны. Смотрите сами: годовая допустимая доза облучения членов экипажа — 500 мЗв. А еще есть общий лимит, накопленный в течение всех полетов: 1000 мЗв. Так что до предельных норм нашим космонавтам очень далеко и волновать их не надо!»

Трудно спорить с докторами. Когда-то мне довелось посещать секретный урановый рудник, где мне говорили, что в атомной промышленности разрешенная годовая доза не превышала 20 мЗв. Подчеркиваю — 20, а не 500. Потом, правда, этот лимит и в атомной промышленности был увеличен.

Ладно, лимиты лимитами, но в любом случае такой мощный, непрекращающийся поток радиации, который пронизывает космонавтов, по мнению независимых экспертов, не прибавляет здоровья. А вот мнение одного из самых компетентных в этой области специалистов. По данным директора НИИ канцерогенеза Онкологического научного центра Российской академии медицинских наук, члена-корреспондента РАМН, профессора Давида Заридзе, после 40 рентгеновских обследований риск заболеть раком легких увеличивается на 50–70%. Это уже не шутки, отмахнуться от столь авторитетного мнения не получится.

Жизнь подтверждает: радиационную опасность в космосе нельзя недооценивать. И, откровенно говоря, положение отнюдь не такое благополучное, как пытаются изобразить официальные медики. Перейдем к цифрам. Посмотрим, насколько распространены онкологические заболевания среди представителей этой профессии.

Из 112 летавших российских космонавтов 28 уже нет с нами. Пять человек погибли: Юрий Гагарин — на истребителе, Владимир Комаров, Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — при возвращении с орбиты на Землю. Василий Лазарев умер от отравления некачественным спиртом.

Из 22 остальных покорителей звездного океана для девяти причиной смерти стала онкология. От рака скончались Анатолий Левченко (47 лет), Юрий Артюхин (68), Лев Демин (72), Владимир Васютин (50), Геннадий Стрекалов (64), Геннадий Сарафанов (63), Константин Феоктистов (83), Виталий Севастьянов (75). Официальная причина смерти еще одного космонавта, умершего от рака, не раскрывается, и мне бы не хотелось называть фамилию.

При этом возраст, по словам специалистов, здесь не имеет принципиального значения: человек не должен умирать от рака. Тем более шокирует, когда видишь в этом скорбном списке и 47-летнего космонавта, и 50-летнего… Напомню, что для полетов за пределы Земли отбирают самых здоровых, самых крепких.

Итак, девять умерших от рака из 22 космонавтов составляют 40,9%. Теперь обратимся к аналогичной статистике в целом по стране. В прошлом году покинули сей мир 1 млн 768 тысяч 500 россиян (данные Росстата). При этом от внешних причин (транспортных ЧП, отравлений алкоголем, самоубийств, убийств) умерли 173,2 тысячи. Остается 1 млн 595 тысяч 300. Скольких граждан загубила онкология? Ответ: 265,1 тысячи человек. Или 16,6%. Сравним: 40,9 и 16,6%. Выходит, обычные граждане от рака умирают в 2,5 раза реже, чем космонавты. Вывод шокирующий, комментировать здесь нечего.

По отряду астронавтов США аналогичных сведений у меня нет. Но даже отрывочные данные свидетельствуют: онкология косит и американских звездоплавателей. Вот неполный список жертв страшной болезни: Джон Свайгерт-младший — рак костного мозга, Дональд Слейтон — рак мозга, Чарлз Вич — рак мозга, Дэвид Уолкер — рак, Алан Шепард — лейкемия, Джордж Лоу — рак толстой кишки, Рональд Пэриз — опухоль головного мозга.

Хорошо известно: профессия космонавта опасна. Но пора, думается, сделать и следующий шаг — признать, что полеты являются чрезвычайно опасным делом. Космическим руководителям и ученым надо бы заниматься усилением защиты членов экипажа от радиации, а не скрывать правду и не обрушиваться с обвинениями на журналистов, публикующих неприятные цифры.

Но упорствуют чиновники. Почему? Не потому ли, что если признать профессию особо опасной, то и платить придется по-другому?

Справка «Труда»

За один полет на орбиту Земли каждый член экипажа получает такое облучение, как если бы 150–400 раз побывал на обследовании в рентгеновском кабинете.

Комментарии для сайта Cackle

Морской пехотинец из бригады Волыны несколько раз ударил пленного штык-ножом

Кадр телеканала «Россия 1», Telegram-канал «Пул №3»

Попавший в плен военнослужащий 36-й бригады морской пехоты вооруженных сил Украины (ВСУ) встретился с ополченцем Донецкой народной республики, которому ранее нанес несколько ударов штык-ножом. Telegram-канал «Пул №3» опубликовал...

Сержант Адам Бисултанов вел бой из БТР, несмотря на несколько попаданий из гранатомета

При выполнении боевой задачи в ходе специальной военной операции на Украине погиб боец Федеральной службы войск национальной гвардии России (Росгвардии), сержант Адам Бисултанов. Как сообщает пресс-служба ведомства, 26 мая росгвардейцами была...

Жизнь 00:05 / 13 Мая 2022 8606
Календарь: 13 мая

385 лет назад кардинал Ришелье придумал столовый нож

Фото: © imagebroker/Alfred Schauhuber, globallookpress.com

1221 Родился Александр Невский, князь Новгородский, великий князь Киевский и Владимирский, полководец. 1637 Кардинал Ришелье невольно создал столовый нож: опасаясь покушения на свою жизнь, он приказал закруглить все кинжалы,...

МВД в очередной раз решило регламентировать общение между инспекторами ГИБДД и водителями

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Фото: Moscow-Live.ru

На днях Министерство внутренних дел России представило очередную (кажется, третью за последний год) версию Порядка надзора за дорожным движением. Проще говоря, этот документ регламентирует правила общения между инспекторами ГИБДД...

Жизнь 00:12 / 13 Мая 2022 7892
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь з МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Фото: Moscow-Live.ru

Интересно люди устроены: бегут по своим делам, не поднимая головы, не замечая памятники на площадях и в скверах: стоят себе — ну и пусть стоят. Но стоит только измениться привычной картинке...

Что пили в СССР накануне и во время горбачевского «полусухого закона»

Марина Крючкова, архивариус
Кадр из к/ф «Кавказская пленница». Фото: kinopoisk.ru

17 мая 1985 года все советские центральные газеты опубликовали указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», резко изменивший жизнь в СССР. Позже, вспоминая о той...

Жизнь 00:02 / 27 Мая 2022 7642
Календарь: 27 мая

Столетие назад Ватикан выступил против создания еврейского государства

Площадь Святого Петра в Ватикане. Фото: © Stefano Spaziani, globallookpress.com

1703 День основания города Санкт-Петербурга. В устье Невы на Заячьем острове Петр I заложил Петропавловскую крепость. 1794 Императрица Екатерина II утвердила первый генеральный план города Одессы. 1795 В Санкт-Петербурге...

Изменение климата привело к изменению привычных мест обитания животных

Фото: © M. Hicken, globallookpress.com

В Троицко-Печорском районе Коми на проселочной дороге под колеса автомобиля попал шакал. Зверь, увы, погиб, но удивителен сам факт его появления в суровой северной тайге. Обычно шакалы предпочитают места потеплее —...

Жизнь 00:04 / 20 Мая 2022 7424
Фига в карьере

Речь не о продвижении по службе. Наш карьер самый настоящий, причем рукотворный. С вот таким вот арт-объектом

Василий Соболев
Труд

Сразу уточним: сказанное выше к продвижению по службе не имеет никакого отношения. Наш карьер самый настоящий, причем рукотворный. И именно последнее обстоятельство позволило активным гражданам использовать собирательный...

Жизнь 00:10 / 27 Мая 2022 7096
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Фото: Дмитрий Вол/imagebroker/Geophoto, globallookpress.com

Все новое — хорошо забытое старое. Известная мудрость то и дело находит подтверждение на российских просторах, где тесно переплетены дни минувшие с сегодняшними. Порой старое и новое так сталкиваются лбами,...

Как менялись оценки полета Матиаса Руста за 35 лет

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фото из открытых источников.

В конце 1980-х любой московский таксист, услышав адрес: «В Шереметьево-3», безошибочно доставлял клиента к Красной площади! Которую, с легкой руки острословов, после приземления там Матиаса Руста окрестили еще...

Одно дело - разговоры про патриотическое воспитание, другое - крымская земля на вес золота под застройку…

Сергей Ильченко, Крым
Труд
В прошлом нашего Отечества есть события, которые официальная историография пыталась забыть. Фото: Сервер Амзаев/Russian Look, globallookpress.com

Только в июне вандалы несколько раз подряд оскверняли надпись «Вечная слава героям» на бахчисарайском холме Эгиз-Оба. Трагическое место, куда 80 лет назад согнали и уничтожили последних защитников Севастополя....

Как мелитопольская клубника прорвалась на Керченский полуостров

Сергей Ильченко
Труд
30 фур с плодами украинской земли добрались в минувшие выходные до Крыма. Свой товар на ярмарку в Керчь привезли аграрии Херсонщины и запорожского Мелитополя. Фото из открытых источников

Чуть больше месяца потребовалось, чтобы южноукраинские сельхозпроизводители вернулись во все регионы Крыма. На днях клубника из Каховки и Мелитополя дошла до города-героя Керчи. Первые овощи из-за Перекопа крымчане...

Жизнь 19:25 / 28 Мая 2022 6215
Полосатый рейс

Нижегородский зоопарк празднует пополнение в семействе зебр

Фото: © Arco Images / Nienhaus, Heinz, globallookpress.com

Жители Нижнего Новгорода могут за полцены посетить зоопарк «Лимпопо» при одном условии — если придут туда в полосатой одежде. Эта необычная акция проводится в честь знаменательного события: зебры Марти и Корс...

Новые песни придумала жизнь. Почему эта станция московского метро так называется - нынешняя молодежь понятия не имеет

Надежда Бессонова, журналист
Труд
Станция получила название в честь Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

«Как повяжешь галстук, береги его...», — стихотворные строки выплывают из глубин памяти, из далекого детства. Не сберегли. Ни красного пионерского галстука, ни многого другого из той, прежней...

Участники ВОВ перешагнули вековой юбилей

Фото: © Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын, globallookpress.com

Участник Великой Отечественной войны из Симферополя Магсумян Давлетович Давлетов в канун Дня Победы отметил свой 101-й день рождения. Он был призван в ряды Красной армии в октябре 1941 года, участвовал в Сталинградской...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?