Главная Культура Афиша 00:05 18 Октября 2024 5031
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный широкой публике Юрий Ларин (1936–2014). А вместе с тем изобретенный художником метод, который он сам называл «концепцией предельного состояния». Авторские слова дали подзаголовок первой в Галерее выставке мастера, вобравшей сотню произведений 1970–2010-х годов из фондов самой ГТГ, собрания семьи художника, а также, и это настоящий знак качества, из коллекции семьи выдающегося специалиста по истории русского искусства Дмитрия Сарабьянова.

Правда, войдя в зал выставки, вы скорее всего мгновенно забудете предложенный ее героем строгий, практически научный термин. Со стен на вас обрушатся потоки света и сияние красок, такое ясное и чистое, каким оно может быть лишь в живой природе, пронизанной лучами солнца или приугасшей, чтобы встретить ночь. Нам всем не привыкать к пейзажам и портретам, однако для ларинских картин трудно подобрать жанровое определение. Судя по названиям и сюжетной канве, здесь в самом деле портреты, пейзажи, бытовые зарисовки. Однако художник явно не стремится прописать предметы во всех подробностях, а предлагает четкую визуальную формулу того или иного мотива, схваченного в самом характерном проявлении и погруженного в волны цвета. Скучный наш вокабуляр скуден и слабо нюансирован, чтобы описать явление, которое мы наблюдаем, но на выручку приходят как собственное восприятие (глаза не обмануть), так и эмоции, легко доставляемые зрителю от автора, минуя литературные подпорки. Редкий случай в сегодняшней практике, когда произведения искусства всё чаще перегружены многозначительными деталями либо сложным повествованием. Простодушный зритель станет их с усердием рассматривать, искушенный отринет как ненужную суету, как визуальный шум. Ведь главное в картине не наряды персонажей и говорливые аксессуары, даже не композиция и сочетание красок, будь оно трижды изысканным. Главное — это само пространство холста, которое не стремится имитировать реальный мир, а создает собственный. Если повезёт, зрителю удастся проникнуть в это пространство — вторую, воображаемую реальность с нюансами ее построения, а заодно и в потайной мир автора со всем спектром его переживаний.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1996

Именно так «работают» знаменитые картины, начиная от пресловутой «Джоконды», целого ряда других великолепных портретов и композиций до «Последнего дня Помпеи» во всей его грозной трагичности или, напротив, притихшей перед лицом вечности «Владимирки». Не пытаясь поставить нашего современника Юрия Ларина в один ряд с этими классиками, замечу тем не менее, что не раз о нем писали как о художнике на грани гениальности. Уловить это тем более важно, что в его картинах и акварелях отсутствуют громкий пафос и броские сюжеты. Напротив, мир в произведениях Ларина предстает с предельной лаконичностью, в почти первозданной чистоте и отрешенности. Но чуткий зритель, стоя у картин, будет вознагражден бесшумно возникающей мелодией, которая словно преодолевает материальную плоскость холста, воспаряя в окружающий эфир.

Такого эффекта и добивался Юрий Ларин, постулируя в 1980 году свой художественный метод. Художник стремился к тому, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до момента, когда в живописи начинает доминировать музыкальное начало, тем не менее не уничтожая изобразительное. В дальнейшем Ларин всегда следовал этому принципу, который и именовал той самой «концепцией предельного состояния».

Оля в розовом. 2009

Не вполне обычны эти минималистские картины даже здесь, в Новой Третьяковке, хранящей немало творческих изысканий художников ХХ века, включая абстрактное искусство. Зато благодаря такому соседству (а зрители могут, заглянув в соседние залы, видеть черты сходства и различия Ларина с авторами, работавшими в России на протяжении последнего столетия) можно заметить линию преемственности. Творчество Ларина самобытно и самостоятельно, однако органично вписано в традицию русской художественной школы. Наиболее тесным видится его связь с «тихим» искусством 1920-30-х, с авторами, которые избегали лозунгов и «великих строек», а обращались к простым предметам и скромным пейзажам. Враждебный, грохочущий внешний мир посредством линий и красок они преображали в нечто более гармоничное, сущностное и вечное. Исследователи нередко «тянут» творческие корни Ларина к художникам камерного станковизма 1920-1930­х годов, не любившим натуралистических нарративов и стремившимся к живописной свободе и экспрессии: таковы Роберт Фальк, Антонина Софронова или Николай Ульянов.

На мой взгляд, Ларин удивительно перекликается с гениальным, но попавшим под каток репрессий Александром Древиным (он был расстрелян в 1938 году «за контрреволюционную деятельность» вместе с членами Латышского культурно-просветительного общества «Прометей», разумеется, по ложному обвинению). Незадолго до трагической гибели Древин выработал манеру, которая делала его, казалось бы, простые лаконичные композиции на незатейливые сюжеты явлением вневременным, если не надмирным.

Каждый творец неповторим, но неизбежно вбирает в свой микрокосм черты времени, в котором живёт. Юрий Ларин сполна отразил мироощущение человека последней трети ХХ века и начала нынешнего. Но ощутима его внутренняя связь и с эпохой, когда «всё только начиналось». Лирический герой художника словно остановился на миг у черты, отделяющей реальный мир от красочного марева, в котором готов раствориться и перевоплотиться. Он будто посылает зрителю знак: следуй за мной в мир фантазии, чистой радости и ясного света, но не забывай, откуда идешь.

После болезни. Автопортрет. 1998

А реальный путь автор начал с того, что еще ребенком угодил в мясорубку эпохи. Да, сама история многострадальной России в середине прошлого века размолола его детство и протащила в спицах своего кровавого колеса далеко от родного дома. В этом фрагменте рассказа о художнике трудно обойтись без экскурса в его ранние годы, дабы оценить, как он прошел сквозь испытания и сумел не сломаться, не ожесточиться, а напротив, сохранить цельность натуры, способность видеть красоту и нести ее людям. Музей поместил в документальный раздел фотографии родителей Ларина, при рождении Бухарина. Рассказывать о своей причастности к видному деятелю большевизма, в 1938-м растерзанному Сталиным, и драматической судьбе художник не любил — он хотел состояться сам, а не как «сын Бухарина». Однако семейная история много предопределила в жизни Юрия Николаевича, вплоть до тяги к рисованию, присущей и отцу.

Дважды Ларин терял семью: после ареста матери как жены «врага народа» мальчика взяли к себе ее родственники, но и они в 1946 году попали под нож репрессий. Подросток оказался в детдоме под Сталинградом и долго носил имя Юрий Борисович Гусман. Он впервые узнал, кто его отец, лишь в 20 лет, когда из лагерей и ссылки освободилась мать Анна Ларина. Те, кто взрослел в годы перестройки, помнят ее автобиографическую книгу. В момент тогдашнего «возвращения имен» она произвела почти такое же впечатление, как «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.

Настоящее отчество Юрий Ларин вернул себе только в 1988 году, после реабилитации Николая Бухарина. К тому моменту он уже стал профи, расставшись с профессией инженера и пройдя все стадии обучения ремеслу живописца. Вступил в Союз художников, обрел мастерскую, друзей и учеников. Успел отказаться от натурного метода и снискать признание коллег, коллекционеров, искусствоведов.

Тополя у Севана. 1984

В 1985 году вышла первая серьезная публикация о художнике, но и посыпались беды. Болезнь, приведшая к утрате силы в правой руке, смерть жены, к счастью, перемежались отрадными событиями, вроде выставки ларинских акварелей в США. К тому же он нашел ангела-хранителя в лице врача Ольги Максаковой, которая по сей день остается деятельным организатором выставок Юрия Ларина и публикатором его наследия. Благодаря ей любой увидит в интернете подробную биографию художника и репродукции его работ. Впрочем, ничто не сравнится с оригиналами в зале Третьяковки.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5022
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3741
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3133
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2421
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2196
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2056
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1859
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1658
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 973
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?