Возможно, решить проблему помогли бы телефонные справочники, но сегодня они, к сожалению, недешевы и вовсе не гарантируют достоверность того, что в них напечатано.
"По вопросам обеспечения граждан справочной информацией мы действительно отстали от стран Европы, где подробный справочник есть в любом доме, в каждой телефонной будке", - соглашается Рина Лабутина, генеральный директор компании "Связьинвест-Медиа".
Так что же теперь? Рассчитывать на улучшение справочного обслуживания больше не приходится? За ответом я отправился в Министерство РФ по связи и информатизации.
"С таким вопросом к нам обращаются ежедневно. Особенно теперь, когда на повестке дня - введение повременной платы за телефон. Люди справедливо требуют улучшения информационного обслуживания, чтобы в перспективе не тратить лишние деньги на звонки по неправильным номерам. Поэтому недавно этот вопрос рассматривался на коллегии министерства, - сообщил Сергей Григоренко, исполняющий обязанности начальника информационно-аналитического управления Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. - И решено восстановить издание полных подробных телефонных справочников в каждом регионе. При этом решается вопрос о том, чтобы справочники каждому абоненту доставлялись бесплатно. Мы считаем, что иметь бесплатный доступ к справочной информации - моральное право каждого пользователя телефоном".
Кстати, в большинстве стран право на бесплатную справку юридически закреплено. Согласно действующим международным рекомендациям услуга связи должна включать не только обеспечение абонента техническими средствами, но и предоставление ему исчерпывающей информации о самой сети и других абонентах.
"В нашей стране по закону справочную службу должны иметь все операторы связи. Это им предписано по лицензии, - сообщает заместитель руководителя Департамента электросвязи Минсвязи России Тамара Моисеева. - Что же касается выпуска справочников, то у одних это в лицензии записано, у других - нет. И пока никак не регламентировано, какими должны быть эти справочники, как должны распространяться. На коллегии министерства было решено проанализировать информацию на этот счет и привести лицензии в соответствие с международными рекомендациями, а также разработать критерии качества и единообразия для телефонных справочников".
Итак, вопрос о том, чтобы в каждом доме, где есть телефон, появился качественный и подробный телефонный справочник, принципиально решен. Заниматься подготовкой и выпуском справочников будут, очевидно, операторы связи в регионах (в Москве это МГТС, в Краснодарском крае - "Кубаньэлектросвязь", в Пензенской области - "Связьинформ" и т.д.). И еще решено, что обновленные справочники будут издаваться не реже 1 раза в 2 года, а в крупных городах - не реже 1 раза в год.
"Сейчас министерство готовит все необходимые документы, экономическое обоснование, - рассказывает Тамара Моисеева. - Ведь желательно, чтобы справочник достался абоненту бесплатно, но при этом его выпуск не разорил оператора связи. Кроме Минсвязи России, этот вопрос находится в компетенции Минфина, Минэкономики, Министерства по налогам и сборам. Когда вся нормативная база будет готова, операторы связи активно возьмутся за дело".
"Конечно, ожидать, что одновременно во всех домах страны появятся телефонные справочники, наивно, - уточняет Сергей Григоренко. - У каждого оператора в регионе свои экономические возможности, свои особенности. Поэтому кто-то начнет справляться с этой задачей чуть раньше, кто-то позже. Некоторые операторы связи уже сегодня ведут эту работу. Скажем, в Санкт-Петербурге уже в течение восьми лет ежегодно выпускается справочник "Весь Петербург", который бесплатно распространяется среди корпоративных клиентов городской телефонной сети, и в течение двух лет - справочник "Районы Петербурга", который бесплатно доставляется в каждую телефонизированную квартиру города. По стопам Петербурга идет Архангельск, и надо отметить, что справочники Петербурга и Архангельска по всем параметрам соответствуют международным стандартам".
"Для того чтобы помочь операторам связи улучшить информационное обеспечение абонентов, три месяца назад было создано ОАО "Связьинвест-Медиа" - дочернее предприятие "Связьинвеста". Этому предприятию Минсвязи поручило провести консультации с операторами связи, подготовить нормативные документы, - рассказывает Рина Лабутина. - В дальнейшем нужно будет решать технические и технологические вопросы, такие, как переоборудование, внедрение новых справочно-информационных систем. Ведь и для того, чтобы издавать хорошие справочники, и для того, чтобы качественно работала служба "09" (а это услуги взаимосвязанные), необходимо использовать современные технологии".