В последнее время в некоторых средствах массовой информации все чаще стали писать об этих стражах лесного богатства несколько однобоко, изображая их исключительно заготовителями. Якобы вместо того чтобы следить и приумножать вверенную в их руки ценность, они лишь незаконно вырубают леса. На деле же все обстоит иначе.
Взять, к примеру, Московскую область. Подавляющее большинство подмосковных лесов находится в ведении Московского управления лесами и подведомственных ему 26 лесхозов. И один из таких лесхозов - Кривандинский. Расположен он на территории Шатурского района и является самым большим в Московском управлении лесами - его площадь составляет почти 137 тысяч гектаров.
В силу того что большая часть деревьев в лесу - хвойные насаждения, а из-за огромного количества торфоразработок (кстати, многие из них заброшены), Кривандинский лесхоз является самым пожароопасным в Московской области. Понятно, что в связи с вышеперечисленными особенностями у этого крупного лесного хозяйства достаточно проблем, но они успешно решаются лесной охраной.
Безусловно, в Кривандинском лесхозе проводятся сплошные рубки леса. Только за прошедший год было вырублено 95 гектаров. Однако хотелось бы заметить, что это был за лес: большую его часть составляли так называемые горельники, то есть лес, который "прошел" сквозь пожар. Другая часть насаждений повреждена насекомыми и болезнями. И какая-то часть - буреломные и ветровальные деревья. Оставлять такой лес на корню до полного усыхания просто недопустимо и с лесоводственной, и с экономической, да и с человеческой точек зрения. Разработка таких насаждений не приносит реальной прибыли, и заниматься, кроме лесхозов, этим практически некому.
Вместе с тем наряду с вырубкой проведено и лесовосстановление - проще говоря, посадка деревьев на площади 146 гектаров. С уверенностью можно сказать, что дел у лесников хватает. Они постоянно наблюдают не только за "старым" лесом, но и за молодняком, производят санитарную выборочную рубку больных и сухостойных деревьев. При этом лесные стражи не забывают и об охранной деятельности. За минувший год ими составлено 124 протокола о нарушениях лесного законодательства: зафиксированы рубка леса и захват лесных земель, нанесение экологического ущерба насаждениям бытовыми и промышленными отходами. Хотелось бы отметить, что процент раскрываемости нарушений достаточно велик - восьми из десяти браконьеров не удается уйти от ответственности.
Сегодня в штат всех лесхозов Московского управления лесами, в том числе и Кривандинского, введены милиционеры, что в будущем, безусловно, отразится на выявлении людей, не соблюдающих требования лесного законодательства. И еще один показатель: за прошлый год работниками лесхоза привлечены к ответственности 238 человек за невыполнение правил пожарной безопасности и нарушение законодательства.
В прошлом году лесники также своевременно подготовились к летнему сезону, проведя эффективные противопожарные мероприятия. Они устроили минерализованные полосы, барьеры, отремонтировали лесные дороги, тем самым освободив место для проезда пожарных машин. Благодаря этим работам, а также оперативным мерам по тушению очагов лесных пожаров ситуацию удалось взять под контроль, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия и высокую пожароопасность в лесах. Самоотверженная работа лесной охраны позволила в прошлом году большую часть возгараний ликвидировать в день обнаружения.
Как и в любой другой отрасли, у лесников немало проблем. Многие сейчас предлагают реформировать российскую лесную службу, забрать у нее государственные функции, сломать систему так называемой строгой вертикали и подчиненности правительству и президенту России. Но ведь сегодня отрасль управляема, находится под жестким контролем государства, и во многом благодаря этому леса Шатурского района Московской области и России в целом до сих пор не разбазарены, а находятся в федеральной собственности в целости и сохранности, защищены от пожаров и лесонарушителей.
Реформировать, конечно же, можно. Но такие реформы не должны создать ситуацию, когда некому будет тушить огонь, разбирать буреломы и сажать новый лес для наших детей и внуков.