Главная Наука и технологии 00:01 21 Апреля 2017 5888
Вам шашечки или летать?

Наметился тренд на сворачивание пилотируемой космонавтики в России

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Лихо закрученная интрига с отправкой космических туристов вокруг Луны на российском корабле «Союз» вышла на новый виток. Владимир Солнцев, гендиректор Ракетно-космической корпорации «Энергия», строящей «Союзы», на заседании экспертного совета в Госдуме заявил: для модернизации корабля, адаптации его к полету вокруг Луны необходимо около 500 млн долларов, и — это главное! — без государственной поддержки реализовать такой проект нереально.

Удивительный поворот, не правда ли? Покатать иностранных туристов за государственный счет — это что-то новенькое. Ноу-хау финансиста (ранее Солнцев работал президентом инвестиционной компании, был вице-президентом крупного банка). Все ли 500 млн долларов гендиректор хочет получить из бюджета или какую-то часть, но в любом случае возникает вопрос: почему Россия должна оплачивать экзотические желания, скажем, японского миллиардера?

Разумеется, удовольствие это не бесплатное. За билеты два туриста, которым обещан облет Луны на «Союзе» вместе с российским пилотом-космонавтом, должны заплатить по 120 млн долларов. Но, во-первых, этого совершенно недостаточно для реализации всей программы. А во-вторых, отдавать всю сумму за шесть лет до старта (а именно столько времени пройдет после подписания контракта до исполнения мечты) мало кто захочет. Сторонники «туристического» проекта считают, что коммерческие полеты вокруг Луны со временем окупят затраты на модернизацию корабля. Что ж, в таком случае пусть руководитель РКК «Энергия» спокойно закрывает финансовую дыру, взяв кредит в банке. Так нет же, он почему-то предпочитает надеяться на господдержку.

Космический туризм (и это аксиома!) должен приносить прибыль. Но реализация предложения «эффективного менеджера» из «Энергии» ввергнет государство в немалые убытки. Зачем это нам? С самого начала опытным специалистам было ясно, что глубокая модернизация «Союза», многоступенчатые испытания новых систем, проведение обязательных облетов Селены в автоматическом режиме потребуют огромных затрат, не покрываемых стоимостью турпутевок и потому непосильных для предприятия. Но почему-то экс-банкир увлекся этим проектом. С туристами ведутся длительные переговоры, выпущены эскизный проект и другая документация: И что теперь?

Тем временем Россия сокращает численность космонавтов на МКС, отменяет многие программы. И при такой нехватке средств господин Солнцев собрался использовать деньги российского бюджета, чтобы прокатить в космосе иностранных миллиардеров. Ради чего?

Еще в прошлом году гендиректор «Энергии» уверенно заявлял: «Как только мы наберем «критическую массу» подтвержденных заявок на облет Луны, то быстро сможем развернуть масштабную работу». Но, видимо, не удалось найти столько желающих — что, собственно, и предсказывали эксперты. И тогда предлагается вложить государственные средства не в перспективную технику, а в корабль, который летает уже полвека. А Роскосмос молчит. Между прочим, 500 млн долларов — это 30 млрд рублей. А на всю Федеральную космическую программу в 2017-м запланировано 92,5 млрд. Нет уж, пусть все-таки полетами туристов в космос занимаются специализированные компании.

Впрочем, гендиректор «Энергии», сказав «а», говорит и «бэ» — выступает еще и за сворачивание научных исследований на нынешних модулях российского сегмента Международной космической станции. «МКС у нас загружена на 30%, — уверяет Солнцев. — Стоит тема расширения российского сегмента и замена (модулей. — «Труд»). У нас модули на МКС летают по 20-25 лет, и они вышли за ресурсы. Их использование для экспериментов и серьезной работы все менее целесообразно. Почему бы, допустим, не трансформировать в какую-нибудь космическую гостиницу, условно говоря. Те модули, которые у нас имеются, приспособить для космического туризма».

Это уже нокаутирующий удар! Но для начала напомним руководителю легендарного предприятия: на МКС нет ни одного модуля, который летал бы 25 лет. Первый блок «Заря» был запущен в ноябре 1998-го, «Звезда» — в 2000-м, «Поиск» — в 2009-м: И на МКС, замечу, проводится немало интересных исследований. Впрочем, еще в 1990-х были деятели, уверявшие, что космонавтика России уже не нужна. И вот припев к той старой песне: «Превратим модули в космическую гостиницу». А что, вози себе туристов — и никаких забот и проблем. Как говаривал Остап Бендер, плодотворная дебютная идея...

Светлана Савицкая, первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, выступая в Госдуме, дала жесткие оценки нынешней ситуации в отечественной космонавтике: «Есть такая аргументация руководства Роскосмоса, что вроде бы и экспериментов у нас нет таких, какие необходимо проводить с большим количеством людей на орбите. Это неправда — эксперименты есть. Только и руководство Роскосмоса, и корпорации должны работать с учеными, с Академией наук. В свое время очередь стояла, чтобы эксперимент поставить в космосе...»

Вот и глава Роскосмоса Игорь Комаров, тоже считающийся «эффективным менеджером», недавно предложил перейти от постоянного российского экипажа на МКС к разовым миссиям: меньше запусков, меньше хлопот, меньше расходов... А научная составляющая, практическая отдача, престиж страны не имеют значения? Пусть американцы, европейцы, китайцы берут новые высоты в космонавтике. Давайте отдадим им всю МКС, а за собой оставим космический извоз, подадимся в таксисты. Но в таком случае надо честно спросить себя, как в анекдоте про таксиста: так нам летать или шашечки? Ведь мы сознательно выбираем такой вектор, который отбросит нашу космонавтику далеко на обочину, а Россию обречет на бесповоротное отставание от развитых стран.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин еще в 2013-м сказал прямым текстом: «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» И на днях Дмитрий Олегович повторил: если не ясно, зачем нужен человек на орбите, то надо оценить, не стоит ли осваивать космос только автоматами...

Сегодня многих работников ракетно-космической отрасли волнует наметившийся тренд на сворачивание пилотируемой космонавтики в России. Я попросил прокомментировать ситуацию специалиста, знающего ее изнутри, — опытного инструктора Центра подготовки космонавтов, готовящего экипажи к выходу в открытый космос, начальника тренажера «Выход-2» Олега БЛИНОВА. Он прошел полный курс подготовки к космическому полету, получил квалификацию «космонавт-испытатель», в прошлом году вернулся к инструкторской работе и хорошо знает настроения космонавтов.

«Меня очень удивило недавнее заявление руководителя «Энергии» Владимира Солнцева о том, что МКС загружена на треть, — говорит Олег Владимирович. — Про российских космонавтов я могу сказать со всей определенностью: они работают с максимальной отдачей и загружены на 100%. Во время полугодовой экспедиции выполняют по 50-60 перспективных экспериментов, в том числе нацеленных на будущие полеты в дальний космос. А еще неизбежные ремонтные работы, выполнение оперативных заданий. Какие там 30-процентные загрузки?!

Странно слышать и предложение трансформировать нынешние модули российского сегмента МКС в космическую гостиницу для туристов. Мол, «использование модулей для экспериментов и серьезной работы все менее целесообразно». Это, конечно же, не так. По сути, речь идет о сворачивании пилотируемой космонавтики. На мой взгляд, такие предложения — это тупик, путь в никуда. Свести почти к нулю отечественную пилотируемую космонавтику, угробить то великое дело, у истоков которого стояли Королев, Гагарин, да практически весь Советский Союз, — это... Даже не нахожу слов!»

Наука и технологии 17:01 / 13 Января 2024 3172
Технопарк

Австралийские ученые открыли «формулу любви»

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Фото: © Chris Robbins, globallookpress.com

Королевское астрономическое общество в Лондоне принимает поздравления по случаю дня рождения. Организацию основали 12 января 1820 года для помощи в развитии астрономии и в исследовании Солнечной системы. Детский...

Иркутский авиационный завод, который строит самолеты МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера

Анатолий Журин
Труд
Согласно правительственной программе, счет этих самолетов должен идти на десятки и даже на сотни. Фото: UAC, globallookpress.com

Крылатая спецоперация завершена: Иркутский авиационный завод, занимающийся производством долгожданных среднемагистральных самолетов МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера. Для доставки ее из Ульяновска понадобилось сформировать...

Боеприпас был снят во время визита главы ведомства Сергея Шойгу на подмосковное предприятие корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Фото: Telegram-канал Министерства обороны РФ

Министерство обороны РФ показало бомбу ФАБ-1500 М54 с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК), превращающим свободнопадающие авиабомбы в высокоточные боеприпасы. Соответствующий ролик был опубликован в пятницу, 12 января в Telegram-канале...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

Чем удивила и порадовала российская интернет-энциклопедия

Максим Башкеев
Фото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Знаковое для Рунета событие: 15 января, в день рождения «Википедии», началась работа ее отечественного аналога — «Рувики». Чем удивила и порадовала российская интернет-энциклопедия, чем...

Министр обороны Сергей Шойгу побывал на заводе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Кадр видео: Telegram-канал Министерства обороны РФ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) запустила в серийное производство новейшие образцы высокоточных боеприпасов. Об этом сообщила в Telegram-канале пресс-служба Министерства обороны РФ. На предприятии КТРВ в Московской...

Наука и технологии 18:01 / 27 Января 2024 2434
Технопарк

Салат латук с МКС лучше в пищу не употреблять

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Салат латук Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Ровно 85 лет назад «официально» началась эпоха ядерной энергетики — именно 26 января 1939 года датский ученый Нильс Бор на конференции по теоретической физике объявил об открытии деления урана....

Пользователи привыкают к умным приборам, а производители не оставляют выбора, сокращая выпуск техники неразумной

Максим Башкеев
Труд
Россияне распробовали преимущества таких устройств. Фото: Soeren Stache/ZB, globallookpress.com

Продажи в России умных чайников, пылесосов, холодильников и стиральных машин бьют рекорды. В минувшем году такой техники купили на 6 млрд рублей с лишним — прирост 25%. Тенденция объясняется просто: пользователи...

По словам Натальи Голицыной, нельзя забывать об очистке памяти и регулярных обновлениях

Фото: Alexander Legky, globallookpress.com

Любой смартфон со временем начинает работать медленнее. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова руководителя отдела телефонии розничной сети МТС Натальи Голицыной, эту проблему можно решить. «Очень важно регулярно её (память —...

Причины этого – появление феномена Эль-Ниньо и солнечная активность

Фото: Alessandra Sarti/imagebroker.com, globallookpress.com

2024 год может стать самым жарким в истории, если цикл солнечной активности достигнет своего пика, а также если будет наблюдаться явление Эль-Ниньо - аномальное повышение температуры на поверхности воды в экваториальной части Тихого океана....

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Заместителю директора по научной работе Института вирусологии имени Д.И. Ивановского было 82 года

Борис Народицкий. Фото: https://gamaleya.org

Скончался доктор биологических наук Борис Народицкий – один из разработчиков российской вакцины от коронавируса «Спутник V», заместитель директора по научной работе Института вирусологии имени Д.И. Ивановского (подразделения...

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

В США недовольны тем, что Москва и Пекин не хотят мириться с американским господством в ближнем космосе

Фото: https://defense.gov

Заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс заявила, что Россия и Китай приступили к развертыванию в космосе средств, которые могут нарушить работу глобальной спутниковой навигационной системы GPS и других космических систем, функционирование...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?