Судя по опубликованному отчету ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» – к крупнейшему российскому перевозчику серьезных претензий нет.
Об очередной волне аудиторских проверок пишет сегодня «Российская газета». По данным издания, только за последние полгода Счетная палата проверила сразу несколько крупных предприятий. Выводы из этих проверок часто оказываются весьма неутешительными для руководства компаний. Ведь, визит аудиторов Счетной палаты — это не просто проверка эффективности работы госкомпаний, но порой и основание для возбуждения уголовных дел.
Напомним, в конце прошлого года была исследована работа фонда «Сколково», где ревизоры обнаружили многочисленные нарушения, после чего результаты проверки были засекречены. В марте были найдены нарушения в работе ОАО «Курорты Северного Кавказа». В начале апреля Счетная палата нашла многочисленные нарушения при проверке корпорации "Роснано". Даже в Центральном военно-морском музее выявлены финансовые нарушения на 735 млн руб.
На этом фоне, как отмечает «Российская газета», результаты проверки «Аэрофлота» производят благоприятное впечатление.
Как отмечает политолог и директор Центра политического анализа Павел Данилин в публикации в «Независимой газете» аудиторов особо интересовало ценообразование . «Целью ее (проверки – прим. Ред) было понять, почему порой билеты этой авиакомпании дороже, чем у других российских авиаперевозчиков». В Счетной палате предполагали, что всему виной неправильное финансовое проектирование. Но после тщательной проверки оказалось, что придраться тут особо не к чему. По мнению аудиторов Счетной палаты, цена билетов обусловлена удобным временем отлета и прилета, а также молодостью и безопасностью парка воздушных судов. В отчете сказано, что в стоимости авиаперевозок около 53% расходов связаны с выполнением полета воздушного судна (горюче-смазочные материалы и аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), 26,6% - содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов, 9,5% - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы).
Это же подтверждает и Данилин: «Совершенно непонятно, зачем для этого привлекать аудиторов СП, которые потратили на свои исследования чуть ли не целый квартал. Вполне можно было спросить специалистов рынка или пассажиров – те доступно объяснили бы, почему, к примеру, когда билет в Санкт-Петербург у «Аэрофлота» стоит 3729 руб., а у «Сибири» – 3479 руб., они выбирают «Аэрофлот». Все же просто – лететь самолетами (отмечу, новенькими, как с иголочки) «Аэрофлота» безопаснее, сервис в них лучше, а расписание – удобнее. Вот и вся недолга».
Эксперты и в «Российской газете» и в «Независимой газете» отмечают, что проверка Счетной палаты показала отсутствие коррупционных схем в «Аэрофлоте». «Я просмотрел документы Счетной палаты по «Аэрофлоту» и не нашел там никаких признаков экономических преступлений», — говорит Пантелеев в интервью «РГ».
Данилин, прочитавший отчет, так же отмечает, что «ревизия прошла для компании вполне позитивно. В отличие от многих аудитов госкомпаний (вспомним «Сколково», ОПК и другие) в «Аэрофлоте» СП не выявила никаких серьезных нарушений. Нет сообщений о многомиллиардных растратах, нет уголовных дел. Есть некоторое сетование на «неэффективность», без расшифровки того, что СП подразумевает под этими словами. Приведу цитату из отчета аудиторов: «Установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами».
Аналогичной точки зрения придерживается и депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», член комитета по транспорту Андрей Колесник. «Я думаю, что эти проверки серьезных последствий для авиакомпаний иметь не будут», - убежден парламентарий.
Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко уверен, что в рекомендациях проверке СП есть и позитивный момент: «Компании следует прислушаться к критике со стороны Счетной палаты, т.к. в ней есть призыв к началу процесса оптимизации издержек, что должно привести к снижению средних цен на билеты и улучшению конкурентных преимуществ «Аэрофлота».
По данным «РГ», на минувшей коллегии Счетной палаты уже обсудили мероприятия по снижению стоимости авиаперевозок по классам обслуживания пассажиров. Были поддержаны мероприятия по развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок. О планах создания такого перевозчика на базе одной из своих дочерних авиакомпаний «Аэрофлот» объявлял ранее.
Данилин в «Независимой газете» вполне подробно пишет о том, какие планы у крупнейшего российского авиаперевозчика. «Стратегия развития «Аэрофлота» подразумевает разработку трех воздушных стандартов: «Премиум», «Регион» и «Турист». «Оренбургские авиалинии» перейдут под чартерные перевозки и станут основой для стандарта «Турист» (дешевые внутрироссийские перелеты). «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы» после объединения обеспечат полеты на Дальнем Востоке (стандарт «Регион»), тогда как «Россия» будет главным перевозчиком на северо-западе, а «Донавиа» – на юге страны. Все эти усилия потребуют как ребрендинга, так и нового авиапарка. Кому-то это может показаться неэффективным. Действительно, зачем вкладывать деньги в убыточные рейсы с Дальнего Востока? Не проще ли оставить эту часть страны вариться в собственном соку? С государственной точки зрения – не проще. Именно поэтому, кстати, в 2010 году бывший тогда премьер-министром Владимир Путин потребовал, чтобы продолжались перевозки льготников, чтобы не было увольнений сотрудников новых компаний, вошедших в «Аэрофлот», ну и, конечно же, чтобы корпорация закупала больше отечественной авиатехники».
Издание напоминает, что «Аэрофлот» уже закупил 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 и законтрактовал еще 30 (с опционом в 15) самолетов этой модели. И именно пример «Аэрофлота» дал понять другим авиакомпаниям нашей страны, что Superjet – вполне работоспособная машина. «Возможно, кто-то сочтет и эти траты «Аэрофлота» на Superjet неэффективными. Но если бы не они, на магистральном гражданском самолетостроении в России можно было бы ставить крест», - пишет Данилин.