√лавна€ ∆изнь 01:01 31 ћарта 2000 135
ј ”Ћџ ѕ≈–ј » «ќЋќ“џ≈ –≈Ћ№—џ
„то бы там ни говорили, но большинство из нас все-таки продолжает св€то верить печатному слову. Ёта вера у нас где-то уже на генетическом уровне, и хот€ она сильно поколебалась в последние годы, но в общем-то еще сохранилась. ѕоэтому средства массовой инф
Ўур ≈вгений

ѕќ »«¬≈—“Ќќћ” определению неплохо, если хот€ бы знаешь что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь. » очень часто наши доверительные и мирные отношени€ с журналистами заканчиваютс€, увы, тогда, когда они начинают писать о той нашей области, где мы знаем не "что-нибудь", а "все". ƒл€ мен€ эту область можно кратко обозначить словом "рельсы".
“ак уж случилось, что сорок лет назад после окончани€ металлургического института € попал в среду рельсовиков и продолжаю до сего времени трудитьс€ в ней. –ельсовики (металлурги и железнодорожники, которые занимаютс€ производством, эксплуатацией и поисками нового в том и другом) известны друг другу поименно. —пециалистов в этой области не так уж и много: не более ста в –оссии и не больше тыс€чи во всем мире. ¬ –оссии они один раз в год вот уже в течение 116 лет собираютс€ на межведомственную рельсовую комиссию...
–ельсы - область достаточно специальна€, узка€ и мало интересна€ читател€м массовых газет. » вдруг за последние два-три года - огромный вал публикаций в р€де газет. ∆урналисты нашли €ркий образ - "золотые" рельсы. јвторы статей кип€т от праведного гнева и €рко обличают.  ого? “ого, кто посмел купить вместо наших проверенных отечественных рельсов импортные (€понские, канадские), дорогие и €кобы непригодные дл€ условий эксплуатации отечественных железных дорог.
Ќи под одной из этих статей нет имен специалистов-рельсовиков. ¬се они подписаны журналистами, иногда видными, к голосу которых €, как и многие другие, с доверием относилс€... пока они не начали писать о рельсах.
ƒавайте попробуем спокойно разобратьс€, зачем российским железнодорожникам понадобились зарубежные "золотые" рельсы. ƒл€ этого нужно объективно рассмотреть и ответить на следующие вопросы:
- какие рельсы все-таки лучше - наши или зарубежные?
- нужны ли зарубежные рельсы отечественным железным дорогам и на каких участках их целесообразно примен€ть?
- что дала закупка импортных рельсов в 1996-1999 гг. и стоит ли их приобретать в будущем?
Ќисколько не сомневаюсь, что обличающие импорт рельсов статьи были набраны на импортных компьютерах, авторы в перерывах между работой погл€дывали на экраны импортных телевизоров и отвозили их из редакций в типографии на импортных автомашинах (если, конечно, позвол€л достаток). Ќо это все предметы потребительского рынка, где миллионы физических лиц безошибочно вынос€т приговор соотношению цена / потребительские свойства каждого товара. ј вот как быть с таким типичным представителем товаров, выпускаемых промышленностью группы ј, как рельсы?
ќтветить на вопрос, какие рельсы лучше, совсем не так просто. „тобы получить полный и объективный ответ на вопрос об их качестве, во многих лаборатори€х мира режут рельсы вдоль и поперек, изучают их макро- и микроструктуру, мельчайшие неметаллические включени€ в стали, вырезают различные образцы, раст€гивают, изгибают при различных температурах, дав€т на эти образцы медленно, бьют с большой скоростью и подвергают не только однократному, но и многократному, циклическому нагружению. ¬ лабораторных услови€х так испытывают не только относительно маленькие образцы, но и метровые отрезки. Ќо и этого недостаточно дл€ того, чтобы полностью оценить рельсы. „тобы оценка их работоспособности была полной, рельсы подвергают так называемым полигонным и эксплуатационным испытани€м. “ак как срок службы рельсов велик - 10-30 лет, то особую роль при этом играют полигонные испытани€, которые позвол€ют получить полную оценку рельсов за два-четыре года. ¬о всем мире есть только два места, где провод€т полигонные испытани€ рельсов, - ѕуэбло (—Ўј) и ўербинка под ћосквой.
Ќа экспериментальном кольце ¬сероссийского Ќ»» железнодорожного транспорта (¬Ќ»»∆“) на ўербинке многократно проходили испытани€ рельсы производства двух российских заводов и одного украинского, кроме того, последние 10-15 лет здесь была испытана продукци€ двух €понских заводов, рельсы производства ‘ранции, Ћюксембурга, ѕольши. ¬ насто€щее врем€ испытываютс€ канадские и австрийские образцы. ќбщий итог испытаний показал, что срок службы (долговечность) рельсов отечественного производства оказалс€ в два раза меньше, чем у лучших испытанных образцов зарубежного производства. “акой результат определ€етс€ тем, что на лучших зарубежных заводах используютс€ более современные и эффективные технологии и оборудование, и это позвол€ет получать рельсы более пр€молинейные, из более чистой стали, с более высокой твердостью и улучшенными другими важными свойствами.
“ак было не всегда. ≈ще недавно, в 70-е годы, в ———– на Ќижнетагильском металлургическом комбинате впервые в мире освоили массовое промышленное производство термически упрочненных рельсов с невиданно высокими дл€ того времени механическими свойствами. ¬скоре к нему присоединились  узнецкий металлургический комбинат и завод "јзовсталь". ѕо объему производства термоупрочненных рельсов зарубежные заводы до сих пор не догнали российские и украинские. ќднако в 80-е годы на лучших зарубежных заводах прошла коренна€ реконструкци€ сталеплавильного и рельсопрокатного производства, и качество, работоспособность отечественных рельсов значительно отстали от лучших зарубежных образцов.
ѕолученный ответ на вопрос, рельсы какого завода лучше, не делает одни заводы навсегда отличниками, а другие - двоечниками. “ехнологи€ производства не стоит на месте - это живой процесс соревновани€ и конкуренции. ѕоэтому сравнительные испытани€ продукции разных заводов приходитс€ периодически проводить, снова и снова разыгрыва€ своеобразный чемпионат мира. Ќа сегодн€ лидеры - €понцы и французы.   ним вплотную подбираютс€ канадцы и австрийцы, а российские рельсопроизводители (увы!) пока отстают.
ѕроведенные испытани€ убедительно показали: применение в отечественном путевом хоз€йстве лучших образцов зарубежного производства, обладающих повышенной износостойкостью и хорошим сопротивлением контактной усталости (главными бичами рельсов в наши дни), весьма эффективно. ќсобенно выгодно примен€ть такие рельсы высокой надежности и пр€молинейности в наиболее т€желых услови€х эксплуатации и на участках с наибольшими скорост€ми движени€ пассажирских поездов.
ќдна из характерных особенностей современного развити€ российских железных дорог заключаетс€ в насущной необходимости организовать скоростное движение пассажирских поездов на отдельных направлени€х со скоростью до 200 км/час. ¬ насто€щее врем€ дл€ –оссии слишком дорого строить специальные скоростные железные дороги, как во ‘ранции, японии и других странах, где скорости поездов превысили уже 300 км/час. –еальным и существенно более дешевым направлением дл€ нас €вл€етс€ переход к скоростному совмещенному движению. Ќо и такой переход требует проведени€ значительной реконструкции железнодорожного пути. ¬ частности, дл€ обеспечени€ скоростного движени€ пассажирских поездов примен€емые рельсы должны быть значительно более пр€молинейными, чем выпускавшиес€ ранее на отечественных заводах. ѕри этом рельсы должны обладать высокой прочностью и износостойкостью дл€ обеспечени€ надежной работы пути под грузовыми поездами.
“аким образом, к 1995 году, когда начались первые закупки импортных (€понских) рельсов, российские заводы и близко не подбирались к выпуску рельсов, которые можно было укладывать на организуемых на р€де железных дорог –оссии (и в первую очередь на ќкт€брьской ж.д.) участках скоростного совмещенного движени€. Ќаши заводы не выпускали таких рельсов, а вот €понские удовлетвор€ли самым высоким требовани€м железнодорожников. ќни испытывались во ¬Ќ»»∆“ вдоль и поперек почти шесть лет - с 1986 по 1991 год.
«а последние п€ть лет железными дорогами –оссии куплено и уложено в путь около 75 тыс€ч тонн импортных рельсов, что составл€ет всего 2-3 процента от рельсов отечественного производства, поставленных на железные дороги за это врем€. ƒол€ их, как свидетельствуют эти цифры, весьма небольша€. Ќо значение их приобретени€ отнюдь не ограничиваетс€ тем, что удалось подготовить более 500 км пути к скоростному совмещенному движению.
ѕо€вление на железных дорогах –оссии пусть небольшого, но реального количества €понских и канадских рельсов подтолкнуло отечественных металлургов к срочному поиску дешевых способов модернизации рельсового производства сильнее, чем уговоры железнодорожников и проведенные ранее дес€тки совещаний. ¬ 1997 году  узнецкий металлургический комбинат ( ћ ) выпустил первую опытную партию отечественных рельсов повышенной пр€молинейности из низколегированной стали. ѕусть полученные результаты ее полигонных испытаний оказались неудачными - первый блин всегда комом. ¬ажно, что дело сдвинулось с мертвой точки. » в 1999 году тот же  ћ  начинает уже промышленный выпуск небольшого количества объемно закаленных рельсов повышенной пр€молинейности. ѕолезность создани€ конкурентной среды дл€ реального ускорени€ технологического прогресса, как говоритс€, видна невооруженным глазом.
“еперь поговорим о гораздо более важном и дл€ металлургов, и дл€ железнодорожников вопросе: о коренной реконструкции рельсового производства. ∆аль, что маститые "акулы пера", неоднократно ругающие ћѕ— за покупку "золотых" импортных рельсов, не поднимают действительно важного, с моей точки зрени€, дл€ развити€ отечественной металлургии вопроса о регулировании внутреннего и внешнего рынка, св€занного с реконструкцией производства. Ќи дл€ кого не секрет, что основной продукцией отечественных заводов черной металлургии постепенно стала заготовка (квадрат), котора€ идет на экспорт. ≈е не ограничивают квотами иностранные государства. ѕлат€т за нее за рубежом немногим больше, чем за металлолом (пор€дка 150 долларов за тонну). ѕри этом, конечно, по-насто€щему загружены цехи только первых двух переделов: выплавки чугуна и стали, а третий и четвертый (проката и термической обработки) работают в четверть силы. ћожно было, конечно, вместо заготовки-полупродукта экспортировать те же рельсы - конечный, высокотехнологичный продукт, сто€щий на мировых рынках в 3-5 раз больше - 400-700 долларов. Ќо это требует от наших заводов проведени€ или доведени€ до конца серьезной реконструкции почти на всех стади€х рельсового производства - от выплавки, разливки и рафинировани€ стали до введени€ современных методов неразрушающего контрол€. Ёта же реконструкци€ как воздух нужна и дл€ того, чтобы повысить качество основной массы рельсов, поставл€емых российским железным дорогам отечественными металлургическими заводами. “огда сама собой отпадет необходимость в импорте рельсов - зачем везти что-то издалека, если свое ближе и не хуже? ѕравда, на серьезную реконструкцию рельсопрокатного производства нужны дес€тки и сотни миллионов долларов, но инвестиций такого масштаба пока что-то не видно.
Ѕолее того, необходимый ежемес€чный уровень поставки рельсов железным дорогам ћѕ— приходитс€ "выбивать" у металлургических заводов неэкономическими методами. ¬се - и металлурги, и железнодорожники - понимают: задача долгосрочного развити€ отечественного рельсового производства требует скорейшего проведени€ его реконструкции. ќпределенные объемы импорта лучших мировых образцов создают необходимую конкурентную среду и дл€ монополистов (с учетом их географического расположени€) - двух металлургических отечественных рельсопрокатных заводов, подталкивают их к проведению реконструкции. ќсновной нерешенный вопрос, определ€ющий во многом дальнейшую судьбу отечественного рельсового производства, - это привлечение инвестиций дл€ его реконструкции.
¬от она, с моей точки зрени€, и вс€ правда о рельсах - "золотых", "серебр€ных" и "бронзовых". ћожно иметь и другой взгл€д на эти непростые вопросы. » € с удовольствием прочитал бы хорошо аргументированную статью по рельсам. Ќо написана она должна быть об€зательно специалистом, одним из тех, кто знает об этом вопросе все.
»менно на этом направлении € и вижу путь к решению той проблемы, с которой € начал статью, - повысить доверие к прессе можно, если в ней больше станут писать не журналисты - мастера формы, а специалисты, глубоко знающие суть дела.
 онечно, форма тоже должна быть достаточно живой. Ќо правда содержани€ важнее блеска формы!

÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, по которому осуществл€лось снабжение украинской армии

‘ото: пресс-служба ћинистерства обороны –‘, globallookpress.com

—амолеты ¬оздушно-космических сил –оссии нанесли удар по мосту в ’арьковской области ”краины. ѕо нему осуществл€лись перевозки боеприпасов дл€ украинской армии. ÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, в районе —тарого —алтова. ѕо данным...

јвиабомбу применили в населенном пункте Ћипцы ’арьковской области

Telegram-канал «»знанка» опубликовал видеозапись, запечатлевшую применение ¬оздушно-космическими силами –оссии фугасной авиабомбы ‘јЅ-3000 с универсальным модулем планировани€ и коррекции (”ћѕ ) в ходе специальной военной операции. ѕо...

¬ бо€х за эти населенные пункты отличились подразделени€ группировки российских войск ««апад»

 адр видео: страница ћинистерства обороны –‘ Ђ¬ онтактеї

¬ ходе специальной военной операции ¬ооруженные силы –оссии зан€ли села јртемовку в Ћуганской Ќародной –еспублике и “имковку - в ’арьковской области. ќб этом сообщает на своей странице в социальной сети «¬ онтакте» пресс-служба ћинистерства...

∆изнь 00:10 / 05 »юл€ 2024 6029
ямщик, гони лошадей!

 ак житель ¬ладимирской губернии ¬асилий „ебуров стал участником эпохального событи€

≈лена Ќаумова, Ќикита Ўевцов, ћосковска€ область
“руд
‘ото авторов

»звестно, что своим умением и талантом Ћевша покорил Ћондон. Ќо чудо-мастер из “улы — это книжный персонаж, придуманный писателем Ќиколаем Ћесковым. ј между тем в городе ѕокрове ¬ладимирской губернии жил вполне...

—ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
‘ото: јлексей —мышл€ев, globallookpress.com

31 ма€ —ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности, по факту теракта в « рокус —ити ’олле». Ёто следует из постановлени€ суда в отношении одного из обвин€емых...

¬ насто€щее врем€ механизм страховани€ по старости в  итае состоит из трех частей

‘ото: Connie Bransilver/Danita Delimont, globallookpress.com

— момента внедрени€ системы индивидуальных пенсионных накоплений в  итае в конце 2022 года к насто€щему времени более 60 млн человек открыли свои счета. ќб этом сообщает информационное агентство «—иньхуа» со ссылкой на данные министерства...

∆изнь 00:15 / 07 »юн€ 2024 4449
«десь был мой дом

 орреспондент «“руда» съездил в родные места, ставшие в наши дни прифронтовой полосой

¬асилий ўуров
“руд
«наменитый пам€тник Ђ“ри сестрыї. ‘ото из открытых источников

Ќа въезде в бр€нский райцентр  лимово навигатор в моем авто безнадежно зависает. –аботают средства –ЁЅ, которые должны гарантированно сбивать с курса украинские дроны. “руднее защититьс€ от обстрелов ствольной артиллерии,...

∆изнь 18:01 / 15 »юн€ 2024 3853
ѕоследн€€ колонка

¬ —аратове дождь смыл… ступени лестницы

“руд
‘ото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Ќаши люди в булочную на вертолетах летают —оцсети нынче — главные €беды. —тоило только в ќмской области мужчине прилететь в магазин в селе Ѕогословка на вертолете, как видеокадры об историческом...

¬озникла иде€ запретить вождение дл€ лиц старше 70 лет «по медицинским показани€м»

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
ЂЁх прокачу!ї Ц сказал ¬ладимир ѕутин  им „ен џну. ‘ото: пул  ремл€, globallookpress.com

Ѕудто услышав призыв главы — – јлександра Ѕастрыкина «прин€ть хорошие законы», в √осдуме решили зан€тьс€ делом. «ампред палаты и лидер парламентской партии «Ќовые люди» ¬ладислав ƒаванков с коллегой по партии...

ѕо словам синоптика, следующа€ недел€ стартует с интенсивных ливней и гроз

‘ото: Belkin Alexey/news.ru, globallookpress.com

»нтенсивные ливни и тепла€ погода ожидаютс€ в ћоскве в предсто€щую неделю.  ак сообщает –»ј Ќовости, об этом за€вил ведущий специалист центра погоды «‘обос» ≈вгений “ишковец. «Ќедел€ в ÷ентральной –оссии, в теплом секторе...

∆изнь 00:02 / 14 »юн€ 2024 3354
 алендарь: 14 июн€

165 лет назад „ечн€ вошла в состав –оссийской империи

“руд
“еодор √оршельт. 1863 год. ѕленный Ўамиль перед главнокомандующим кн€зем ј. ». Ѕар€тинским 25 августа 1859 года. ‘ото из открытых источников

1783 Ќа западном берегу черноморской ёжной бухты заложены первые каменные постройки города јхтиар («белый утес»), которому в следующем году присвоили новое им€ — —евастополь (на греческом означает «cв€щенный...

¬ бо€х за населенный пункт отличились подразделени€ группировки «÷ентр»

‘ото: јлексей Ѕелкин/news.ru, globallookpress.com

¬ ходе специальной военной операции группировка войск «÷ентр» ¬ооруженных сил –оссии освободила населенный пункт яснобродовка в ƒонецкой Ќародной –еспублике. ќб этом сообщила пресс-служба ћинистерства обороны –‘. ¬ ведомстве отметили,...

ƒо суда добралось уголовное дело о крупнейшей в истории –оссии вз€тке

јлекс «верев
“руд
‘ото: Ќиколай √ынгазов, globallookpress.com

ћосковских следователей будут судить за самую крупную вз€тку в истории –оссии — 7,3 млрд рублей. ƒень начала процесса еще не определен, но его слушание уже перенесено в ѕодмосковье — в Ѕалашихинский...

Ёксперты считают: не нужно запрещать это движение, помн€ мудрость о сладости запретного плода

ћарина  рючкова, спецкор Ђ“рудаї
“руд
Ќачнешь запрещать Ч пробудишь интерес у подростков. ‘ото: јртем ѕр€хин/Keystone Press Agency, globallookpress.com

 то пропустил: нынче быть чайлдфри, то есть выбравшим жизнь без детей, — это пр€мой путь в экстремисты. ќсобенно если еще и заговорить об этом при несовершеннолетних, то есть распространить среди них вредную...

∆изнь 00:11 / 28 »юн€ 2024 3064
ƒалеко от ћосквы

≈сть ли жизнь за ћ јƒ? «“руд» ответственно за€вл€ет: есть! ƒа еще кака€!

ёрий —овцов, ведущий рубрики
“руд
‘ото: Ќиколай √ынгазов, globallookpress.com

”частники студенческого экспедиционного корпуса « оманда јрктики» провод€т в јрктике генеральную уборку. «а два мес€ца они собрали в «апол€рье более 150 тонн отходов, одних пустых бочек — полтыс€чи. —туденты...

ѕодполковник дал ей пострел€ть из пистолета, а она получила пулю в грудь

‘ото: «амир ”сманов, globallookpress.com

¬оенный суд Ћуганской народной республики вынес приговор участнику специальной военной операции (—¬ќ), теперь уже бывшему √ерою –оссии, подполковнику »реку ћагасумову. ќн обвин€лс€ в убийстве девушки в Ћуганске.  ак сообщает издание « оммерсантЏ»...





ѕодписатьс€

≈женедельна€ рассылка самых важных и интересных новостей от “руда. Ѕез спама.

ѕодписатьс€
—пасибо!

¬ы подписались на еженедельную рассылку от “руда. ћы пришлем ¬ам первый выпуск сегодн€.

ѕор€док разделов

ƒл€ того, чтобы изменить пор€док раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

—охранить
—проси у юриста

 валифицированные юристы помогут разобратьс€ в правовых коллизи€х вашей проблемы

’отите получать уведомлени€ о самых важных новост€х от “руда?