Главная Культура 14:22 04 Мая 2018 2118
«Сначала программу ругают, а потом оказывается, что она сплошь состояла из шедевров»

Директор программ ММКФ Кирилл Разлогов рассказывает о «кухн廬¬ отбора фестивальных фильмов

Дмитрий Кузнецов
Кадр из фильма - победителя 40-го Московского международного кинофестиваля «Царь-птица». Фото с сайта Кино-театр.ру

Недавно закончившийся 40-й по счету Московский международный кинофестиваль (ММКФ), где 3 основные награды получили российские фильмы, продолжает быть активно обсуждаемой темой. Помимо конкурса, который порой бывает субъективен, фестиваль каждый год дает возможность своим зрителям увидеть срез мирового кино разных стран Востока и Запада и поражает обилием представленных на нем картин. Не все из этих картин равноценны и не все одинаково нравятся зрителям. Включение той или иной картины в программу фестиваля зависит от отборщиков. По этому поводу корреспондент «Труда» побеседовал с директором программ ММКФ Кириллом Разлоговым.

– С какого года вы работаете на ММКФ?

– С 1967 года. Сначала как переводчик фильмов, а с 1999 года работаю директором программ.

– За какую часть фестивальной программы отвечаете лично вы?

– Я директор программ, и поэтому отвечаю за все разделы: за конкурс и все остальное.

– Отборщики предлагают вам фильмы, вы их просматриваете и утверждаете?

– Нет, мы все вместе это делаем. У нас коллегиальное решение. У нас есть отборщики, связанные с определенными фильмами, есть отборщики документального кино, игрового кино и т.д., это сложная, многоэтажная структура, мы стараемся привлекать к отбору людей разных поколений, чтобы не было ощущения, что наше поколение захватило все командные посты.

– Вы смотрели все 260 с лишним фильмов, представленных на фестивале?

– Скажем так, я в той или иной степени с ними знаком. Если у вас какие-то фильмы вызывают сомнение, скажите, я объясню, почему мы их выбрали.

– Ну, допустим, фильм No-one (действие происходит в Крыму, на фоне путча 1991 года) мне показался слабоватым.

– Этот фильм показывался в рамках программы «Русский след», где основным критерием является связь с Россией. У него создатели русские, а также украинские и израильские, что добавляет пикантности, он собрал полный зал и он сделан в ироничном ключе, что не всегда присуще фестивальным картинам.

– Вам он не показался затянутым?

– Мне показались затянутыми все фестивальные фильмы, особенно те, которые я смотрел вечерами. Но это, скорее, психологическая особенность, поскольку, когда в подготовительный период ты смотришь по пять-шесть фильмов в день, острота восприятия притупляется и – чего я больше всего боюсь – порой перестаешь отличать качественную картину от не очень качественной. Но это неизбежно, когда ты готовишься к фестивалю такого масштаба.

– То есть, посмотреть пять-шесть картин в день – это норма для вас?

– Фестивальная норма. Иногда приходится смотреть и больше. Например, на фестивале в Испании мне пришлось посмотреть 50 фильмов за два дня, разумеется, не полностью. В результате, мы отобрали два фильма, один из которых присутствует на ММКФ, правда, во внеконкурсной программе. Из-за ЧМ по футболу фестиваль сдвинули с июня на апрель, поэтому нам пришлось формировать конкурсную программу очень быстро – и, наверное, мы немного поторопились…

– Когда вы начали готовиться к нынешнему фестивалю?

– Мы как отборочная комиссия работаем круглогодично. Официальное начало подготовки– в январе, когда подписывается соглашение между «Медиафестом» и Министерством культуры, но это касается больше финансовых вопросов, которые тоже решаются с опозданием. По этой причине, к сожалению, не состоялась поездка на очень важный фестиваль авторского кино «Санденс» в США. Все остальное мы сделать успели.

– Фильмы Канн, естественно, тоже не вошли?

– Они и не могли войти, поскольку Каннский фестиваль в этом году после нас. Но мы сделали программу «Две недели длиной в 50 лет», куда вошли избранные фильмы программы «Двухнедельник режиссеров» за 1968-2015 годы.

– Каков, если не секрет, бюджет фестиваля?

– Не секрет. От государства фестиваль получает, если не ошибаюсь, 125 миллионов рублей – эта цифра была в открытой печати. О спонсорах надо спрашивать руководителей других служб.

– Конкурсная программа этого года, на ваш взгляд, более удачная, чем предыдущих лет?

– Это судить не мне, а жюри, ну и, конечно, истории. В конкурсе разные фильмы – есть картины более тривиальные, но тоже качественные. Есть приятный сюрприз – картина «Ночной бог» казахского режиссера Адильхана Иржанова. Мы с некоторыми колебаниями включили ее в наш конкурс, а сейчас узнали, что следующая его картина будет показана на Каннском фестивале в середине мая в программе «Особый взгляд».

– Меня удивило, что в программе конкурса есть фильмы достаточно коммерческие, «зрительские»– например, «Двенадцатый человек»– военные приключения, где главные достоинства – это красивая природа и динамичный сюжет.

– Это очень серьезные достоинства. Это классическая мейнстримовская картина, близкая к нашему советскому кино о войне. Я считаю, что в конкурсе должны быть разноплановые картины – так у нас и получилось, все 16 картин конкурса очень разные.

– Я не против разноплановости, но какой-то уровень психологизма, ниже которого нельзя опускаться, в картине должен присутствовать?

– В зависимости от жанра, психологизм играет ту или иную роль. Эта лента приключенческая, в хорошем смысле этого слова. Я за то, чтобы на фестивале и в конкурсе были фильмы разных жанров, не ограничиваясь тем, что называют «фестивальное кино», которое обладает своими особенностями и своими недостатками.

– А программы других ведущих фестивалей – Канны, Венеция, Берлин – тоже разножанровые? Там тоже можно встретить приключенческие картины?

– Да. Например, конкурсная программа Канн два года назад всех шокировала тем, что там были, в основном, американские приключенческие картины. И вся критика ругалась: как низко пал Каннский фестиваль. Так что Каннской программой тоже бывают недовольны.

– Камерные фильмы наподобие ленты»Ню» китаянки Ян Гэ – такие тоже бывают в Каннах?

– Да, но они попадают, как правило, не в конкурс, а в программу «Особый взгляд», которая значительно интересней и разнообразней конкурса. В конкурсе у них на 99,9% уже признанные мастера. А оригинальные, интересные, экспериментальные картины попадают в другие программы. И такая картина, как «Ню», вполне могла бы попасть, например, в «Двухнедельник режиссеров».

– А что вы сами думаете об этом фильме?

– Эта картина искренняя, своеобразная, темпераментная, для фестиваля она важна тем, что девушка, которая ее сделала – уже телезвезда, участница программы «Голос». На пресс-показ пришло столько журналистов, что для всех не хватило мест. Большой зал был полон и на официальном показе, поэтому, я считаю, мы сделали правильный выбор.

– Да, мне она тоже понравилась, хотя некоторые критики вышли из зала, не досмотрев.

– Ну, у разных критиков могут быть разные мнения.

– Что касается сходства с хорошим советским кино – мне на ум пришел узбекский фильм «Стойкость» Рашида Маликова.

–Очень хорошая, очень удачная картина. Мне она кажется выдающимся произведением узбекского кино. У нас в конкурсе есть четыре-пять картин, которые могут украсить не только наш, но и любой фестиваль, и среди них «Стойкость». К этому я бы еще добавил якутский фильм «Царь-птица», картину «Ню», корейский фильм «Воспоминания о солдате» и казахский «Ночной бог», о котором я уже говорил. И если в конкурсе есть хотя бы пять картин, заслуживающих внимания, значит, программа состоялась. Кроме того, бывают случаи, когда программу ругают, а через несколько лет оказывается, что она сплошь состояла из шедевров.

– Такое действительно бывало?

– Да. Например, в 2005 году, когда председателем жюри был Сережа Бодров (режиссер Сергей Бодров-старший. – «Труд»). Жюри даже высказало нам свои претензии по поводу отбора. В том году лучшим фильмом был признан отечественный «Коктебель» Б. Хлебникова и А. Попогребского, была очень оригинальная корейская картина «Спасти зеленую планету», была картина Асгара Фархади, которого тогда никто не знал и который впоследствии стал лауреатом «Оскара». В общем, это оказался один из лучших конкурсов. Другое дело, что мы сделали тогда ошибку – вначале показали очень тяжелые фильмы, и жюри (а они тоже люди) это травмировало.

– Тяжелые по содержанию?

– Да, трагические, драматические… и жюри во главе с Бодровым нас пригласило на встречу, чтобы объяснить, как они недовольны программой.

– А когда вы составляете программу, в какой степени по тематике и жанрам ориентируетесь на программы ведущих фестивалей – Канн, Венеции, Берлина?

– Я ориентируюсь на собственный вкус и вкус своих коллег, а также на конъюнктуру мирового кино. Как вы знаете, делают фильмы не фестивали, а режиссеры. Мы отбираем уже готовые фильмы. Я смотрю на то, что сделано, и выстраиваю программу так, чтобы отразить процессы, которые идут в мировом кинематографе.

– А как вы относитесь к тому, что говорят о якобы непрестижности Московского кинофестиваля за границей, о том, что сюда ездит мало иностранных гостей, хотя это фестиваль класса А?

– Мало ли что говорят! Говорят, что Канны – чудовищный фестиваль и его невозможно смотреть, и Венеция потеряла все и одно время была в кризисе. Я вообще не обращаю внимания на то, что говорят. А по поводу иностранных гостей – это связано с политической ситуацией в мире и с экономической ситуацией в стране: тут не до фестивалей, и вовсе не из-за каких-то недоработок ММКФ. Мы, с нашей стороны, конечно, стараемся приглашать как можно больше гостей.

– Какое напутствие или совет вы бы дали зрителю, который придет в следующем году на ММКФ? Он ведь может растеряться от обилия фильмов.

- Если фильмов слишком много, я их смотрю наугад.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12628
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7910
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7648
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6920
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6676
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?