Главная Культура 00:03 19 Апреля 2024 11941
Как профессор Преображенский переживает крах всей своей жизни

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка вызвала отторжение. Кое-кто и вовсе противопоставил ее легендарному спектаклю Генриетты Яновской 1987 года в этом же театре — первой инсценировке повести Булгакова в СССР, появившейся практически в одно время с ее официальной публикацией и за год до известного фильма Владимира Бортко. Споры зрителей вызывает, например, то, что профессор Преображенский в премьере показан далеко не столь высококультурным и интеллигентным, каким мы привыкли его считать. А что думает о сыгранном им персонаже Игорь Гордин? Театралы любят его как одного из ведущих актеров МТЮЗа, а широкой публике он известен по многочисленным киноработам (например, в сериалах «Балет», «Великая», «Склифосовский», «Императрица», «Золотое дно»), о которых в нашем разговоре тоже зашла речь.

— У всех в памяти фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Преображенского. Наверное, трудно было уйти от воплощенного им образа благородного профессора?

— Вовсе нет, просто я понимал, что, как Евстигнеев, все равно не сыграю и надо искать что-то свое. Кстати, уже оказывался в подобной ситуации в 2001 году, репетируя Гурова в «Даме с собачкой» Камы Гинкаса: зрители ожидали появления «еще одного Баталова», а на сцену выходил я (за эту роль Игорь Гордин получил премию «Чайка» — «Труд»). Наше «Собачье сердце» — спектакль в чем-то хулиганский, образы в нем немного гротесковые.

— А спектакль Генриетты Яновской вы видели?

— Не только видел, но даже успел, придя в МТЮЗ в 1993-м, поучаствовать в его массовке. Постановка была очень мощной. Но с той премьеры минуло почти 40 лет, сравнивать эти спектакли, наверное, не имеет смысла. И история у нас другая, и театр за годы поменялся. Очень важно, что Генриетта Наумовна приняла наш спектакль, хотя представляю, как непросто для нее это было. Все-таки та работа стала судьбоносной для театра и нее лично.

— Ваш профессор, беря в руки скальпель, сильно удивляет признанием, что прежде никогда не оперировал...

— Это шутка. Импровизаций в спектакле вообще много, режиссер дал нам в этом смысле свободу, сделав своими соавторами. Поначалу мы играем фарс, а уж потом он перерастает в трагедию. Кстати, и в постановках Гинкаса тоже все всегда начинается со смеха, а в финале зрители плачут.

— Но все-таки смущает, что иногда профессор ведет себя просто по-хамски.

— Так ведь и в книге он достаточно агрессивен, давая, например, отпор Швондеру с компанией: позерски звонит прямо при незваных гостях начальству, демонстрируя, насколько выше их рангом. Нам оставалось лишь показать это, не сглаживая углы.

— И к Шарикову, который все время тянется к Преображенскому как к отцу, он относится брезгливо. Правда, после финального превращения Полиграфа Полиграфовича в собаку профессор напивается. От раскаяния?

— Он переживает крах всей своей жизни. Опыты моего героя были направлены на улучшение человеческой породы, а оказалось, что людская сущность гораздо страшнее собачьей, человеческое сердце — самое паршивое из всех, что существуют в природе. Более того, вновь превращая Шарикова в собаку, Преображенский своими руками убивает человека. И для него это страшный удар.

— Противоречивые отклики на спектакль вас не смущают?

— Наоборот: значит, он задевает за живое. Вот если б звучали только похвалы, это меня, наверное, напрягало бы. Обидно, правда, что кому-то не понравились наши четвероногие артисты, играющие Шарика (в спектакле попеременно заняты две собаки).

Профессор еще не знает, что его опыт окончится крахом

— Зимой вы сыграли в Театре Наций заглавную роль в премьере «Борис Годунов». Не страшно было за нее браться?

— Вообще-то сначала я репетировал Шуйского, а роль Годунова мне предложили за три недели до выпуска спектакля. Конечно, был мандраж, но ведь такой шанс выпадает редко. К счастью, режиссер Петр Шерешевский очень опытен, а я, с самого начала наблюдая за его репетициями, был в теме.

— Вы всегда читаете литературу о людях, которых играете, но тут, наверное, времени на исторический экскурс не осталось?

— Исторический и литературный Борис Годунов — разные фигуры. То, что этот человек на самом деле убил царевича Дмитрия, не доказано. Пушкин положил в основу своей драмы непроверенный факт, чтобы поразмышлять о природе власти как таковой. Подобный разговор — на все времена, он применим и к современности, и именно это, а не задача осваивать материал с исторической точки зрения, стало для нас главным.

— Чем по-человечески захватила вас эта роль?

— Все мы порой совершаем неблаговидные поступки, которые потом нас мучают. Вот и центральный монолог моего персонажа — о том, как трудно жить, если на совести завелось хотя бы единое пятно. А еще, конечно, Борис страдает от неблагодарности, ведь он и дома народу строил, и деньги платил — хотел, чтобы люди жили хорошо. Но для черни ненавистна любая власть.

— Трудно выпускать подряд два спектакля с такими значимыми ролями?

— Да, но в актерской работе так бывает: то густо, то пусто. Однажды премьеры «Медеи» и «Кроткой», где я играл главные роли, вышли с разницей не в несколько месяцев, как сейчас, а в две недели... Вот и после нынешнего сезона я думал взять паузу в театре. Но неожиданно предложили репетировать в следующем году высокую классическую комедию, и я с радостью согласился, потому что давно ничего подобного не делал.

— Как напряженная работа на сцене сопрягается с киносъемками?

— Я снимаюсь регулярно, но не слишком часто. На время выпуска театральных премьер, это два-три месяца в году, стараюсь никаких других проектов не брать. Зато потом, играя десять спектаклей в месяц, в остальные 20 дней могу позволить себе работу в кино. Впрочем, в последнее время что-то стоящее там предлагают нечасто. В кинематографе ко мне «приклеилось» амплуа злого чиновника, подобные предложения сыплются со всех сторон. В последний раз я выступил в такой роли в недавнем сериале «Золотое дно» и сейчас решил: пока хватит! Наоборот, с удовольствием участвую в исторических проектах — «Великая», «Императрицы». А недавно в сериале «Балет» сыграл героя, который много лет назад предал и любимого человека, и собственный талант, а теперь пожинает плоды своих поступков. Это было интересно.

— Какие проекты в кино считаете для себя поворотными?

— Одна из моих первых работ, в сериале «Дети Арбата», подарила саму уверенность в том, что я могу сниматься. С его режиссером Андреем Эшпаем мы подружились и потом еще не раз сотрудничали. Фильм Алены Званцовой «Небесный суд» погрузил в столь сложносочиненную историю (это была роль страдающего мерзавца), что я даже сомневался, справлюсь ли. Третий «поворотный» проект, сериал «Склифосовский», с одной стороны, принес популярность среди самой широкой публики, а с другой — утвердил в том самом амплуа мерзкого чиновника, став для меня и прорывом, и проклятием.

— Какие картины с вашим участием выйдут в ближайшее время?

— Сериал «Плевако» про знаменитого адвоката ХIХ века, которого играет Сергей Безруков. У меня роль его антагониста, ярого консерватора Константина Победоносцева. Этот объемный исторический фильм мы снимали год с перерывами. Еще сериал Евгения Стычкина «Игры» про Олимпиаду-80, проведению которой противится мой герой — очередной негодяй-чиновник. А вот в фильме Александра Котта «Северный полюс» про подлодку 50-х я играю героического адмирала. На съемках мы неделю провели на базе Северного флота, в закрытом военном городке...

Вот за это я ценю кино — оно дает возможность побывать в интересных местах. Довелось сниматься и в Париже, и ночью в пустыне около египетских пирамид (в одном из моих первых фильмов «Небесная жизнь» про летчиков). Еще люблю кино за то, что оно дает широкое поле для встреч с интересными людьми, тогда как театр — все-таки достаточно замкнутое пространство.

— Но при этом театр вам ближе, чем кино?

— Да, мне важно получать зрительский отклик на свою игру здесь и сейчас. А фильмы выходят, когда их съемки уже отодвинулись куда-то в прошлую жизнь. В последнее время даже стараюсь не смотреть кино с собственным участием. Сериал «Балет» до сих пор не видел...

— А с женой Юлией Меньшовой вы никогда вместе не снимались?

— Один раз в сериале «Преступление будет раскрыто», но не скажу, что опыт доставил нам большое удовольствие. Мне проще, когда дом и работа существуют отдельно друг от друга.

— Дети, Таисия и Андрей, когда были маленькие, не просились с вами на съемочную площадку?

— Если я работал в интересных местах, то брал их с собой. Но кино — дело скучное, ты можешь целый день мучительно ждать вызова на площадку: то декорации не в порядке, то что-то еще произойдет. Дети пару раз на все это посмотрели и решили, что им не очень интересно. Правда, став взрослым, сын выучился в Школе-студии МХАТ на актера, но потом осознал, что его больше привлекают режиссура и киноведение. Снял короткометражный фильм, ведет блог о кино, читает лекции. Дочка учится в том же вузе, но на продюсерском факультете.

— Что бы вы пожелали себе и читателям?

— Мира нашим домам и спокойного лета, чтобы набраться терпения и сил.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 13698
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9492
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4888
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 4525
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?