Оперативники утверждают, что чаще всего люди становятся жертвами профессиональных мошенников, играющих роль законопослушных бизнесменов. Например, в конце минувшей недели Демской район Уфы был обильно оклеен рекламными объявлениями некой фирмы, предлагавшей "самые дешевые в городе" пластиковые окна. Доверчивые уфимцы клевали на приманку, и вскоре их навещал молодой человек, представлявшийся менеджером. Он деловито измерял оконные проемы, что-то высчитывал на калькуляторе, а затем действительно называл весьма привлекательную общую сумму заказа. Правда, чтобы изготовить окна по такой цене, менеджер просил у людей предоплату от 30 до 50%. Подписав договор и получив деньги, он исчезал. Жертвой мошенника стали несколько десятков уфимцев.
Уже после задержания афериста выяснилось, что он по поддельному паспорту на два дня устроился в настоящую фирму по производству окон, запасся бланками заказов с печатями фирмы, после чего предпринял "чес" по району.
В Брянске мошенники "помогали" доверчивым людям обзавестись не менее дешевой мягкой мебелью. Под видом менеджеров они собрали заказы на диваны с полусотни клиентов, взяв предоплату от 50 до 100%, после чего благополучно скрылись. У милиционеров уже скопились заявления от пострадавших на общую сумму ущерба в 60 млн. рублей.
В последнее время подобные аферы отмечены в Чите, Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье, Иркутске и Липецке.
Чтобы не стать жертвой мошенников, оперативники советуют людям не стесняться и тщательно проверять как самих менеджеров, так и фирмы, в которых они работают.
- Перед внесением предоплаты обязательно позвоните на фирму, в которой работает менеджер, и наведите о нем справки, - рассказал "Труду" пресс-секретарь МУРа Вадим Колесник.
В разгар кризиса все больше людей становятся жертвами бизнесменов, которые до поры до времени работали честно и выполняли свои обязательства перед клиентами, но затем влезли в долги или оказались на грани краха. Не сумев поправить дела, многие банкроты решаются на "последний рывок". Они собирают с потенциальных клиентов предоплату, после чего исчезают с деньгами. В разгар кризиса таких компаний становится все больше, поэтому людям следует быть особенно бдительными и острожными. В группу риска попадают клиенты фирм, берущих предоплату. Обычно это производители мебели, пластиковых окон, металлических дверей.
- В последнее время мы советуем людям либо вообще не связываться с фирмами, которые просят предоплату, либо соглашаться только на маленькие залоги, - рассказал "Труду-7" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Проблема заключается в том, что Гражданский кодекс позволяет бизнесменам выставлять клиентам любые условия договора, в том числе и предоплату. Размер предоплаты определяет сам производитель товара, а за клиентом остается право соглашаться на такие условия или нет. Очень часто люди жалуются на то, что продавец берет предоплату, однако свои обязательства не исполняет. В этом случае закон "О защите прав потребителей" позволяет потребовать от нарушителя выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы внесенной предоплаты за каждый день просрочки.
Типовой формы договора между продавцом и покупателем не существует. Каждый бизнесмен может предложить клиентам свой договор. Далекому от юридической практики человеку тяжело увидеть в договоре подводные камни, которые впоследствии могут привести к серьезным проблемам. Чтобы не разочароваться в покупке, эксперты советуют перед подписанием договора внимательно его изучить и, если понадобится, внести в него коррективы.
- Любые устные обещания не имеют никакой юридической силы, поэтому чем больше обязанностей и подробностей прописано в договоре, тем больше шансов получить качественный товар или вернуть свои деньги, - добавил Дмитрий Янин.
В договоре необходимо прописать все возможные риски: спецификацию товара, его цвет и даже размер. Например, если готовый шкаф или диван не помещается в комнате или не проходит в дверь, виноват в этом будет заказчик, который не предусмотрел и не прописал в договоре этот нюанс.
Специалисты советуют внести в договор следующие пункты:
- подробное описание товара (размер, цвет, марка, модель, количество частей и компонентов);
- сроки изготовления и доставки;
- условия и сроки оплаты;
- условия монтажа или сборки готового товара;
- гарантийные обязательства производителя;
- ответственность сторон за нарушение договора.
Между тем покупателям следует помнить о том, что если договор каким-то образом ущемляет их права потребителя, то согласно закону "О защите прав потребителей" он может считаться недействительным.