В последнее время все чаще можно услышать, будто репертуарный театр доживает последние дни, что время его ушло, и российская сцена должна переходить на европейскую модель, где есть администратор-директор, но нет постоянной труппы, а значит и художественного руководителя. Ссылаются при этом на опыт «передовых» коллективов Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя внимательный глаз и здесь видит прочнейшую связь между ансамблем артистов и их лидером – не случайно при вынужденной смене худруков, десятилетиями возглавлявших коллективы, художественный уровень театров, как правило, резко падает. Это ведь все равно что человеку с первой группой крови во время операции влить четвертую… Но если так в столицах, то в регионах без сильного худрука тем более никуда, разве только в категорию обслуживания «Чего изволите?».
Пример – пожалуйста. Казань не зря называют «Поволжскими Афинами». С 1791 года здешний Большой драматический театр служил кузницей актерских кадров для императорских коллективов. Именно тут Михаил Щепкин впервые на провинциальной сцене поставил гоголевского «Ревизора» и сыграл Городничего. Именно тут выступали Павел Мочалов, Мария Савина, Пелагея Стрепетова, Николай Милославский, Михаил Царев, Михаил Жаров… За три казанских сезона Василий Качалов сыграл 150 ролей, так что не случайно постановлением Совета министров СССР этому русскому театру было присвоено в 1948 году имя великого артиста, чей бронзовый памятник украшает фойе-атриум.
Если вы не поленитесь и перед спектаклем пройдете по залам недавно открытого музея на третьем этаже, то увидите в стеклянных витринах костюмы из разных спектаклей, в том числе парадный фрак Василия Качалова, подаренный МХАТом, исторические фотографии, отражающие масштабную реконструкцию здания в 2014-м на средства региона при непосредственной поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева – эту традицию государственного меценатства успешно продолжает нынешний президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов.
Качаловский театр лидирует по числу зрителей даже на фоне успешно работающих благодаря неравнодушному отношению правительства и всего общества казанских музеев, Театра оперы и балета, ТЮЗа и других творческих коллективов. А в 2018 году по инициативе художественного руководителя Александра Славутского здесь состоялся первый межрегиональный Качаловский театральный фестиваль. Который вернулся в город осенью нынешнего года, объявленного в Татарстане Годом родных языков и народного единства: русский театр широко открыл двери для гостей из Москвы (Мастерская Петра Фоменко – «Семейное счастье» Льва Толстого, Студия театрального искусства – «Старуха» Даниила Хармса) и Санкт-Петербурга («Анна Каренина» театра «Балтийский дом»). Отмечая таким образом 230-летие родной сцены и ни минуты не сомневаясь, что за спектакль «Васса Железнова» не придется краснеть, качаловцы вместе со всем форумом в очередной раз доказали, что корневая система русского психологического театра жива и продолжает питать его соками.
Народный артист России и Татарстана Александр Славутский за 25 лет буквально врос в Качаловский театр. Это его вотчина, храм, лаборатория, кафедра, с которой миру можно сказать много доброго. Будучи учеником Бориса Захавы в Щукинском училище и стажером Андрея Гончарова в театре имени Маяковского, он считает своим главным собеседником драматурга, проникает в мир автора, исследует его стиль, характеры и насыщает театральное высказывание собственным мироощущением, отвечающим вызовам времени.
Сколько бы театры ни ставили горьковскую «Вассу Железнову», повествующую о духовном разложении и распаде семьи, каждый режиссер трактует ее по-своему. Александр Славутский исследует причины этого распада, где дети расплачиваются за грехи своих родителей, в то время как другая, настоящая жизнь обходит их дом стороной.
Спектакль начинается с яростного фортиссимо. Васса Борисовна в исполнении Светланы Романовой охрипшим от волнения голосом приказывает пьяненькому мужу Сергею Железнову в креативной подаче Геннадия Прыткова принять яд, дабы избежать позорного суда, связанного с обвинением Железнова в растлении малолетних. Конфликт поднимается до уровня греческой трагедии, поскольку, приговаривая мужа к суициду под формально благовидным предлогом заботы о деле и будущем детей, Васса реально превращается в убийцу.
Светлана Романова – уникальная актриса, соединяющая в своем сценическом образе мощь человеческой натуры, по-бурлацки тянущей на себе доходное пароходство и все семейство, со сгущенностью внутренней боли. На дне опустошенной души немолодой женщины еще теплятся остатки поруганной любви, но одиночество не дает покоя, окружая липкой паутиной. Она бы и рада дать двум дочерям надежду на светлое будущее, но ничего, кроме наследства, оставить не может, а это не заменит ни участия, ни сострадания к ближнему в доме, полном вещей, но лишенном тепла. И только широкая Волга за окном (художник Александр Патраков) напоминает о течении бесконечного времени, которое нельзя остановить: что произошло – то произошло, и раскаянье здесь не поможет.
Прожженный циник брат Прохор в исполнении Михаила Галицкого – этакий волк в овечьей шкуре, любитель дорогого парфюма, хорошенькой прислуги и прочих жизненных удовольствий – ждет не дождется, когда сестра «сыграет в ящик» и ему достанется наследство. Это он инициирует веселье в доме Железновых в связи с приездом невестки Рашель, напоминающее смертельный канкан на краю пропасти, когда в вихре безумной свистопляски никого не жаль, а сухим из воды выйдет кухаркин сын Пятеркин в блистательном исполнении Виктора Шестакова. Пританцовывая и любуясь собой, он демонстрирует безнаказанность и абсолютную уверенность, что обязательно соблазнит наивную Людмилу, готовую обнять весь мир. Молодая актриса Алена Козлова, убедительно передавая эту затянувшуюся детскую наивность, ставит свою героиню антиподом старшей сестры Натальи в жестком исполнении Ксении Храмовой, живущей по принципу «все и сразу». Конечно, папенькин сынок Евгений Мельников в исполнении Павла Лазарева не то, что ей нужно, но от неимения лучшего можно пофлиртовать и с ним, а потом выбросить, как ненужную вещь.
Александр Славутский – «актерский» режиссер, умеющий превращать новичков в мастеров, – главную ставку делает на выигрышную органику и творческий рост. В нескладном, угловатом Павле Лазареве он разглядел чудака Ланцелота, уверенного, что добро обязательно побеждает зло («мечты, мечты, где ваша сладость…»), то есть способного уничтожить Дракона – в казанской трактовке знаменитой сказки расчетливого и умного дипломата. Впрочем, ни этот долговязый юноша, влюбленный в гордую Эльзу (актриса Ксения Храмова), ни седовласый, уставший от своего величия Дракон, облаченный в красную шинель (Марат Голубев), не являются основными персонажами спектакля-притчи с живой музыкой по пьесе Евгения Шварца. Режиссера больше интересует зомбированная масса граждан вольного города, принимающая жизнь в клетке (художник Александр Патраков) за благополучное существование, поскольку свобода предполагает выбор, а выбирать они не хотят и не умеют.
Дракон в исполнении Марата Голубева умен, расчетлив и слегка устал от своего 400-летнего величия
Абсурд этого социума налицо, только никто его не замечает, кроме Ланцелота и Архивариуса, в исполнении Ильи Скрябина робко взывающего к исторической памяти. За 400 лет Дракон приучил подданных довольствоваться тем, что имеют, поэтому любую революцию они принимают в штыки. Ну, а для выражения патриотических чувств подходит апробированная риторика, от которой вреда никакого. Такой способ выражения скрытых мыслей отлично усвоил Бургомистр в мощном исполнении Ильи Славутского, изображающий из себя невольника чести и либерала, выкрикивающего патриотические лозунги по поводу процветания «драконовского порядка». В то же время видно, что ему не дают покоя лавры диктатора, властителя дум и так далее, но поделиться этими чаяниями не с кем, даже с родным сыном Генрихом в исполнении Алексея Захарова, добровольно уступившим свою невесту Эльзу больному старику с крыльями летучей мыши. Поэтому, только когда Ланцелот на ракете сразит в воздушном бою Дракона, и три головы, украшенные бриллиантами выставят в музее, Бургомистр снимет маску послушного холуя диктатора, наденет красные перчатки – символ власти – и от полноты чувству станцует брейк-данс. Наконец-то и на его улице наступил праздник. Отобрав победу над трехголовым чудовищем у доверчивого Ланцелота и присвоив ее себе, он ничуть не сомневается, что зомбированные лузеры ему поверят. Ведь им все равно, кому верить – при их-то амнезии на все, что не касается впрямую их шкуры.
Народный артист Татарстана Илья Славутский (сын старшего Славутского) также экспериментирует на режиссерском поприще. Судя по спектаклю «Бал воров» французского драматурга Жана Ануя, ему интересен открытый игровой театр с лихо закрученным сюжетом, розыгрышами, приколами, крутыми поворотами. Три не слишком удачливых, с трудом осваивающих «профессию» мошенника в исполнении Александра Малинина, Алексея Захарова и Павла Лазарева за счет одного только обаяния проникают в шикарное имение леди Хэф. Ее играет Елена Ряшина, похожая на ожившую статую Клеопатры в золотом одеянии. Горе-преступники даже не предполагают, что эта «мымра», изнывающая от скуки, немедленно их разоблачит, и костюмы испанских грандов не помогут. Обилие музыкальных номеров и формат незамысловатого детектива создают атмосферу праздника нелепостей, насыщенного юмором и заряжающего публику энергией карнавала.
Спектакль «Бал воров» – веселый карнавал нелепостей
Неожиданным открытием для меня стал мюзикл с живым оркестром «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» в постановке художественного руководителя. Где все было по-настоящему, без сюсюканья и заигрывания с неокрепшей душой. В озорном, хулиганском представлении, наполненном импровизациями, центральные герои Марка Твена в исполнении Павла Лазарева и Виктора Шестакова открывали окружающий мир и себя с чувством любознательных первопроходцев, пытаясь докопаться до истины и называя вещи своими именами. Уверена – спектаклю Александра Славутского с его легким дыханием и открытостью к тем, кто «родом из детства», обеспечена долгая жизнь.