Глава Сбербанка Герман Греф предлагает ограничить выплаты по вкладам для граждан, которые доверяют свои деньги проблемным банкам. Он считает, что слишком много развелось «серийных вкладчиков», которые размещают сбережения в разных банках, предлагающих высокие проценты, и ничем при этом не рискуют.
Спрашивается: а почему у граждан должна болеть голова за судьбу проблемного банка? Для этого есть надзирающие и контролирующие органы во главе с Центробанком. А граждане пусть зарабатывают деньги, кладут их на депозитный счет и спят спокойно. Потому что в случае банкротства банка гарантированно получат компенсацию в пределах 1 млн 400 тысяч рублей. Если денег на руках вдруг оказалось много — скажем, продали дачу или квартиру, то сумму дробят на несколько частей. Благо сейчас хватает банков, где доход по депозитам выше официальной инфляции. Правда, к ним не относится Сбербанк, где в прошлом месяце снова снизили проценты по вкладам. Видимо, главного банкира беспокоит, что у клиентов все больше соблазна забрать свои деньги и отнести туда, где обещают лучшие условия.
Впрочем на совещании у премьера звучали другие аргументы. По словам Германа Грефа, в последнее время наблюдается переток сбережений в высокорискованные банки. Речь идет о вкладах на сумму 900 млрд рублей, которые получили небольшие и ненадежные кредитные организации. А виноваты во всем «серийные вкладчики», которые научились делать бизнес в проблемных банках — зарабатывают на высоких депозитных ставках и при этом ничем не рискуют. А Агентство по страхованию вкладов вынуждено выплачивать компенсации.
По данным Сбербанка, с начала 2013 года страховое возмещение получили больше миллиона вкладчиков из 29 банков, которых ЦБ лишил лицензий. Однако только один из трех клиентов имел на счетах более 10 тысяч рублей. Из них, по данным все того же Сбербанка, за страховкой как минимум дважды обратились не более 8% вкладчиков, зато на них пришлось 23% от общих выплат. А пресловутые «серийные вкладчики», обратившиеся за возмещением как минимум два раза, получили в среднем по 2 млн рублей страхового возмещения. Хотя максимальная сумма компенсации в 2013-2014 годах составляла 700 тысяч рублей.
Бороться с этим нездоровым явлением глава Сбербанка предложил несколькими способами. Самый жесткий вариант предлагает выплачивать компенсацию по сгоревшему вкладу один раз. Более мягкий — платить компенсацию не чаще, чем раз в пять лет. И, наконец, третий вариант предусматривает введение пожизненного лимита на страховое возмещение. Чтобы вкладчик знал, что 3 млн рублей — это максимальная сумма, на которую он может рассчитывать за всю историю общения с финансовыми учреждениями.
К месту вспомнить, что в марте Герман Греф предлагал разделить ответственность между Агентством по страхованию вкладов и клиентами. Чтобы в случае банкротства банка 90% от суммы депозита страховало государство, а за 10% нес ответственность сам вкладчик. Идея вызвала бурное возмущение вкладчиков и не получила поддержки в правительстве. На этот раз информагентства сообщили, что новые предложения «будут проработаны». ЦБ продолжает отзывать лицензии у проблемных банков, а резервы АСВ не беспредельны, так что новации главного банкира имеют шанс получить поддержку.
Однако последствия могут оказаться совсем не теми, на которые рассчитывают власти. Граждане вклады в проблемных банках закроют, но в госбанки не пойдут, а сбережения просто потратят. Потому что нет никакого смысла класть деньги на депозит, который не в состоянии защитить их от инфляции.