В Воронеже состоялся международный семинар, посвященный одной из наиболее важных для российской власти проблем, а именно - совершенствованию законодательства в области местного самоуправления. Здесь, в столице Центрального Черноземья, собрались не только представители местной и региональной властей, сотрудники Конгресса муниципальных образований, ответственные работники администрации президента РФ, но и группа экспертов из Совета Европы.
Почему для проведения форума был выбран именно Воронеж? Думается, потому, что в этом городе, как в зеркале, отражается облик России со всеми ее чертами - и позитивными, и негативными. А проведение семинара вызвано необходимостью изучения опыта европейского самоуправления, который имеет многовековую историю - в отличие от России, где издревле сложилась система строжайшего подчинения низов верхам, при которой о местном самоуправлении не могло быть и речи.
Участники семинара из Франции, Германии, Швейцарии и ряда других стран, олицетворяющих собой западную демократию, рассказали много интересного. Однако даже они хорошо понимали, что западная модель организации самоуправления не очень-то "вписывается" в условия России. Одной из основных наших проблем участники семинара признали "неуверенную муниципальную политику" - столь деликатно охарактеризовал ситуацию представитель федерального суда Швейцарии Антуан Телен. Российское законодательство лишь декларирует полномочия муниципалов и никак не подкрепляет их финансами. Широкие, казалось бы, права оборачиваются насмешкой над местной властью, не имеющей достаточно средств для того, чтобы эффективно управлять городом, содержать в должном порядке социально-бытовую сферу.
Всем известно, что предоставление финансовых ресурсов органам местной власти закреплено в нашем федеральном законодательстве, как того и требует Европейская хартия местного самоуправления. Но одно дело бумага, и совсем другое - реальная действительность. Если во Франции или в Бельгии от суммы налогов, собираемых на местах, муниципалы оставляют себе 30-35 процентов, то Воронежу, например, достается лишь 5-7 процентов. Любое муниципальное образование в той же Швейцарии при необходимости может ввести дополнительные налоги местного значения. В условиях России подобное просто невозможно.
Многие мэры российских городов, с кем довелось побеседовать после форума, указывали на существенную пользу состоявшегося разговора. В частности, говорили о том, как следует распределять полномочия между местной, региональной и федеральной властью. Каждая ветвь власти должна быть при своем деле. А принцип "я отвечаю за все" приводит к тому, что никто ни за что не отвечает.
- Какую практическую пользу работникам местного самоуправления принес этот семинар? - задаю вопрос одному из организаторов международного форума мэру Воронежа Александру Цапину.
- Состоявшийся разговор при всем многообразии мнений лишний раз убедил меня в том, что власть любого уровня существует ради того, чтобы создать для людей такие условия, при которых открывались бы их самые лучшие, самые светлые качества. И если ты волею судьбы оказался у власти, то обретаешь одно-единственное преимущество перед другими: у тебя появляется больше возможностей делать людям добро. По собственному опыту знаю, что, строя работу именно таким образом, находишь порой решение столь сложных задач, которые не по зубам даже и многоопытным, многознающим экспертам из Совета Европы.