Москва не станет выдавать Варшаве авиационных диспетчеров, работавших на аэродроме Смоленска в день крушения самолета с польским президентом Лехом Качиньским десять лет назад, в апреле 2010-го. Об этом в четверг, 17 сентября заявил журналистам заместитель председателя международного комитета Совета Федерации Андрей Климов.
«Это запрещает российская Конституция», - пояснил сенатор, слова которого приводит «РИА Новости». Он также добавил, что «на этом Польше надо дело и закрывать».
Данное заявление стало ответом сенатора на сообщения о том, что польская Генпрокуратура собирается инициировать процедуру ареста диспетчеров. Соответствующее ходатайство подала первая следственная группа при прокуратуре; оно поступило в суд варшавского района Мокотув. Если суд примет решение об аресте, это станет первым шагом к объявлению россиян в международный розыск; в результате польские власти получат право требовать их выдачи.
Катастрофа 2010 года: факты и выводы
Вскоре с аналогичным заявлением выступил и официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
«Я не знаю, были ли какие-то контакты или какие-то правовые действия в соответствии с международной практикой, получала ли наша Генпрокуратура или следственные органы обращения со стороны Варшавы, нам об этом пока неизвестно. В целом, концептуально, отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу так, относимся негативно», — приводит слова пресс-секретаря президента агентство РБК.
К этому Песков добавил, что подобная выдача невозможна по закону.
Польский «борт номер один» разбился 10 апреля 2010 года возле аэродрома Смоленск-Северный. В результате катастрофы погибли 96 человек, включая тогдашнего главу государства Леха Качиньского, его супругу, участников правительственной делегации и восьмерых членов экипажа. Члены делегации направлялись на траурные мероприятия в Катыни.
Расследованием крушения занимался Межгосударственный авиационный комитет. В 2011-м его специалисты обнародовали окончательный отчет, в котором говорилось, что причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром при неблагоприятных погодных условиях. Системными причинами инцидента были названы недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
К аналогичным выводам пришла и польская комиссия под руководством Ежи Миллера. Ее специалисты причинами катастрофы назвали снижение ниже дозволенного минимума самолета, который пошел на посадку, несмотря на густой туман.
Торговля русофобией и «новая Йокнапатофа»
Нынешние власти Польши, однако, не согласились ни с отчетом МАК, ни с выводами комиссии Миллера. В 2018 году они решили создать новую комиссию, которую возглавил бывший министр обороны страны Антони Мачеревич. За прошедшее время участники комиссии успели выступить уже с несколькими одиозными заявлениями; летом этого года они, в частности, предположили, что причиной авиакатастрофы стал взрыв, поскольку «до таких повреждений не могло дойти» только в результате столкновения самолета с землей. По мнению Мачеревича и его коллег, тротил, взрыв которого якобы стал причиной крушения, был заложен в самолет во время его ремонта в России.
Теперь же у экспертов возникла другая версия – об умышленных действиях российских диспетчеров. «Обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, что привело к смерти большого числа людей», - заявила по этому поводу пресс-секретарь государственной прокуратуры Польши Ева Бялик.
Российская сторона неоднократно выступала с ответами на подобные обвинения. В частности, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в июле этого года заявил, что выпады в адрес России по катастрофе Ту-154 есть банальная торговля русофобией в попытке заработать очки в ЕС и Вашингтоне.
«Утверждения о возможном взрывном устройстве на борту президента Польши Леха Качиньского, потерпевшего в 2010 году катастрофу под Смоленском – попытка политизации трагедии. А звучащие обвинения в адрес России - чушь и торговля русофобией в попытке заработать очки у старших братьев по ЕС и в Вашингтоне», - подчеркнул Слуцкий.
«Россия считала и считает трагедией авиакатастрофу, в которой погиб Качиньский, - добавил он. – Мы многократно выражали свои соболезнования, предоставляли все необходимые материалы для расследования, всячески способствовали установлению истины. Однако в Польше решили разворошить старые могилы спустя 10 лет, снова встав на гребень волны антироссийской истерии. Это недостойно, это кощунственно», - заключил парламентарий.
В свою очередь спикер российского МИДа Мария Захарова в начале августа отмечала, что выводы нынешней польской комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 настолько плотно переплелись с вымыслом, что «превратились в бесконечный фантазийный процесс, стали «Йокнапатофой». Так называется вымышленный округ на юге США, где происходят события из произведений американского писателя Уильяма Фолкнера.