«Труду» Глуховский признался, что мечтал о подобном проекте с детства.
— В
— Знаете, коммерческий успех «Метро 2033» для меня самого явился большой неожиданностью. Я писал книгу в надежде опубликовать ее на бумаге хоть
— Часть ваших собственных книг написана в интерактивном режиме — вы вывешивали написанные главы в интернете, а читатели предлагали свои варианты продолжения. Считаете этот способ продуктивнее традиционного?
— Нет, однозначно так сказать нельзя. В интерактивном режиме написаны три из четырех моих книг: «Метро 2033», «Метро 2034» и «Сумерки». Но последнее из написанного — сборник «Рассказы о Родине» — сочинялось традиционным способом, поскольку он наиболее естествен для малой формы. Да и следующую книгу хочу написать не в интерактиве. Потому что, когда ты оказываешься под воздействием читателей, они своими ожиданиями и предположениями насчет того, как должны выглядеть твой текст и история, очень давят, и трудно соблюсти целостность изначального замысла. Можно сказать так: на «Метро 2033» они мне помогали, на «Метро 2034» уже немного мешали. Но «Вселенная метро 2033» — это торжество интерактива. Очень многие книги серии, в частности победивший в читательском
— Известны вам примеры других успешных мегапроектов в литературе?
— Конечно, есть целые миры, придуманные отдельными авторами. Пытался в свое время это сделать Роберт Асприн — например, в серии «Мир воров». Но сделать это международным, многоязычным и интеркультурным проектом не пытался еще никто. У меня самого с детства была мечта — взять и разработать мир, который придумали в своей книге, допустим, Хайнлайн, или Шекли, или Булычев, или Стругацкие, в целую Вселенную, включающую разные расы, культуры, планеты. Сами эти авторы такое не сделают — они в следующей книге уже наметят контуры следующей Вселенной. Но если привлечь много писателей, они эти контуры разовьют в огромный мир, в котором уже можно жить. А потом я подумал: почему бы не попробовать это с моим собственным романом, ведь это и есть готовая Вселенная со своими законами?