Лайнер вошел в пике

По следам недавней катастрофы «Суперджета» под Коломной

Анатолий Журин
Фото: Сергей Михаличенко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала предварительные причины катастрофы «Суперджета» 12 июля 2024 года под Коломной. Расследование еще раз напомнило старую авиационную истину: полет начинается с подготовки самолета на земле. Как и трагические неприятности, происходящие потом в воздухе.

Экипаж выполнял перелет с аэродрома в Луховицах на аэродром базирования Внуково после планового технического обслуживания филиалом ПАО «ОАК» — ЛАЗ имени П.А. Воронина. В документе МАК говорится, что автопилот был включен вскоре после взлета на высоте 550 футов (168 метров) (в документе указаны показания приборов, но мы переведем их в привычные измерения. — «Труд»). На пятой минуте полета из горизонтального положения на высоте 5160 футов (1573 метра) самолет перешел на снижение с углом тангажа до 4 градусов на пикирование. В этот момент скорость составляла 200 узлов (370 км в час) и увеличивалась, происходила синхронная уборка закрылков и предкрылков.

В процессе снижения зарегистрировано отключение автопилота и автомата тяги. Экипаж перешел на ручное управление рулями с последующим набором высоты. Но на шестой минуте сработала звуковая сигнализация, самолет вновь перешел на снижение с увеличением угла тангажа на пикирование, которое остановить не удалось...

За этими сухими строчками — трагедия. Как уже установлено, одной из главных причин катастрофы стал все тот же пресловутый человеческий фактор. А точнее, вопиющий непрофессионализм и преступная халатность обслуживающего персонала. Кто-то из техников Луховицкого авиазавода установил два из четырех датчиков угла атаки с отклонением примерно в 4,5 градуса. Они и стали выдавать ошибку, приведшую к сваливанию самолета в пике и к трагедии.

Можно ли было в режиме ручного управления предотвратить катастрофу? Наш постоянный авиационный эксперт считает, что прошедшую техобслуживание машину перегонять к месту базирования должны летчики-испытатели, имеющие опыт реагирования на возникновение в воздухе нештатных ситуаций.

С ним в принципе согласился и один из опрошенных редакцией опытных летчиков-испытателей ЛИИ имени Громова. По его мнению, ситуация с ошибочно установленным датчиком не такая уж безвыходная. Но при этом добавил, что и у опытнейших пилотов случались трагические ошибки. Вспомним катастрофу в Индонезии в процессе демонстрационного полета самолета Sukhoi Superjet 100. Тогда лайнер врезался в склон горы на высоте 1860 метров. Как было установлено, за 38 секунд до столкновения сработал сигнал опасности, но его проигнорировал командир Александр Яблонцев, летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого», налетавший более 10 тысяч часов.

К слову, пренебрежение к аварийной сигнализации не раз приводило к печальным последствиям. В январе 1994 года под Иркутском у Ту-154М на четвертой минуте полета загорелся двигатель. Экипаж попытался посадить самолет, но тот потерял управление и рухнул. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 124 человека. Расследование показало: командир еще на старте проигнорировал сигнал об опасных оборотах стартера двигателя, который при взлете загорелся...

Комиссия МАК по следам недавней катастрофы под Коломной, как водится, подготовила рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов, обратив особое внимание на действия пилотов после отключения автопилота и перехода на ручное управление. Мы же пока отметим, что специалисты не однажды обращали внимание на потерю уверенности экипажей при сбое в электронике.

Показательный пример — авиакатастрофа, случившаяся в 2009 году, когда самолет Air France с 228 людьми на борту упал посреди Атлантического океана. Датчики скорости обледенели, автопилот вышел из строя, и самолет стал сваливаться в штопор. При этом пилоты не сумели ничего сделать, потому что привыкли управлять самолетом с помощью джойстика и компьютера.

Современный пилот при перелетах на 7-8 тысяч км управляет машиной 2-3 минуты в штурвальном режиме, остальное время за него работает компьютер. «То есть на подкорке мозга у пилота ничего не откладывается, — говорил вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. — А раз так, то реакция замедляется, действия не достигают необходимого автоматизма. И когда случается малейший сбой, отклонение от привычной схемы, пилот теряется, порой уже ничего не слышит и не видит...»

Именно поэтому так важно и в наше автоматизированное время учить пилотов летать на разных уровнях автоматики, а также при ее полном отключении. Герой недавней нашей публикации Николай Виноградов в бытность пилотом-инструктором приучал своих подопечных взлетать, вообще не глядя на приборную доску.

Специалисты МАК постоянно напоминают, что основная цель расследований — избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций. Но ведь далеко не все зависит от человека за штурвалом. Всем известно, что у нас острейший дефицит инженеров, конструкторов, технологов и рабочих. Не так давно глава ОАК Юрий Слюсарь признал: «Дефицит кадров является сейчас главным вызовом для Объединенной авиастроительной корпорации: на каждый завод требуются тысячи новых сотрудников».

Сказанное не означает, что кадры негде готовить. В подмосковном Королеве когда-то по личному указанию Сергея Павловича открыли профтехучилище для подготовки рабочих кадров для космического ракетостроения. Мой знакомый инженер признавался, что в советское время в том ПТУ ему было учиться труднее, чем потом в МВТУ имени Баумана. Сейчас училище осталось, называется колледжем космического машиностроения и технологий Технологического университета. Но в нулевые годы наряду с техническими специальностями здесь начали готовить на платной основе программистов, бухгалтеров и юристов. И сейчас продолжают готовить. Вряд ли подготовка специалистов-технарей от этого выиграет. И вот вам еще случай. В июле 2013-го вскоре после взлета рухнула ракета «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Как сообщил тогда замглавы «Роскосмоса», на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов. То есть, грубо говоря, были поставлены «вверх ногами».

История повторяется — и опять как трагедия, а не как фарс...

А в это время

В очередной раз круто изменилась судьба пилотов «Уральских авиалиний». Напомним, что в сентябре прошлого года аэробус А320 летел из Сочи в Омск, но совершил посадку в поле под Новосибирском. Никто из пассажиров серьезно не пострадал, что дало повод восхищаться мастерством экипажа. Однако расследовавшая происшествие комиссия пришла к выводу, что пилоты ошиблись при оценке показаний приборов, топлива должно было хватить до запасного аэродрома в Новосибирске. Выводы не устроили Росавиацию, которая назначила новую комиссию. А руководство авиакомпании выводов не стало дожидаться, предложив пилотам Сергею Белову и Эдуарду Семенову уволиться. Первый согласился, а второй все это время числился в неоплачиваемом отпуске.

И вот вторая комиссия объявила, что вины экипажа нет. После чего второй пилот прошел врачебную комиссию и курсы повышения квалификации. В авиакомпании не против, чтобы он снова сел за штурвал. Сергей Белов тоже снова собирается летать, но за рубежом: он прошел собеседование на должность пилота во вьетнамской авиакомпании.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3568
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3320
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?