Главная Жизнь 01:01 18 Июня 2009 4867
Борт Ту-154, падаете!
Об этой профессии вспоминают, только когда случается катастрофа в небе. Илья Куракулов - единственный ставший известным российский авиадиспетчер. 24 апреля он предотвратил авиакатастрофу над Домодедово. Как выяснилось позднее, пилот самолета Ту-154, летев
Васецкий Антон

Борт Ту-154, поднимайтесь до 9100 метров, - скомандовал диспетчер Куракулов пилоту, направляющемуся из Внуково в Самару.

- Вас понял.

- Борт "Боинг-767", набирайте 7500, - обратился Куракулов к лайнеру, следующему за "Туполевым".

- Понял, 7500.

Внезапно Ту-154 перестал набирать высоту и начал снижение. Иногда приборы могут давать сбои и неверно передавать данные. Первые секунды Илья наблюдал за индикатором, надеясь, что самолет выровняется. Но этого не произошло.

- Борт Ту-154, вы снижаетесь, - сообщил пилоту Куракулов. Ответа не последовало.

- Борт Ту-154! - уже кричал диспетчер.

Ответа не было. "Туполев" опускался к "Боингу". От напряжения Илье стало жарко.

Этот день начался как обычно. Куракулов прошел медицинское освидетельствование и расписался в журнале, что чувствует себя хорошо и жалоб на здоровье у него нет. Затем последовал традиционный инструктаж. Синоптик рассказал о погодных условиях, инженер и штурман - о работе аппаратуры и закрытых воздушных коридорах.

- Всем добрый вечер, - приветствовал Илья коллег, появившись в диспетчерском зале. Заняв свое место, он надел наушники и посмотрел на табло. За 17 лет работы диспетчером Илья научился быстро настраиваться на нужный лад. Ничто постороннее - ни грядущий диплом в МАИ, ни плохая погода - не должно отвлекать его в ближайшие часы.

Самолеты следовали в восточном направлении один за другим. Выходя на высоту 600 метров, пилоты сообщали Куракулову о своем маршруте и спрашивали об условиях набора высоты. Илья направлял летчиков и внимательно следил за индикаторами на экране. К тому моменту, как "Туполев" стал снижаться, в поле его зрения было уже семь самолетов.

- Борт Ту-154, вы падаете. Все ли в порядке на борту? - закричал Илья.

Динамики молчали.

:О том, что он станет диспетчером авиации, Илья знал со школы. Его родители были геологами-разведчиками, и большую часть детства он провел с ними в Якутии. Когда пришло время определяться, вариантов у Ильи было два - геология или авиация. Других профессий в Якутии просто не знали.

- Иди-ка лучше в авиацию, - посоветовал отец, не вполне довольный участием сына в геологической экспедиции.

Так Илья подал документы в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Сдав математику, физику и сочинение, он был зачислен на факультет управления воздушным движением.

То, что работа диспетчера не сахар, Илья понял не сразу. В академии казалось, что у этой профессии гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Во-первых, неполная рабочая неделя. Во-вторых, возможность раз в год слетать в любую точку мира вместе с семьей. В-третьих, ранний выход на пенсию. В-четвертых, форма диспетчеров почти не отличалась от формы летчиков.

"Главное, к чему вам нужно привыкнуть заранее, это к ответственности, - втолковывали студентам преподаватели. - Помните, что на вашей совести - жизни сотен людей".

Узнать на своей шкуре, что такое ответственность диспетчера, Илья смог спустя несколько лет. Прежде чем начать работать в Московском центре автоматического управления воздушным движением, он прошел 400-часовую стажировку под наблюдением инструктора. Сделать это оказалось не так-то просто. Многие бывшие однокурсники Ильи не выдержали испытаний.

- Работа каждого сотрудника записывается на аудио- и видеопленку. И ты не можешь позволить себе ни малейшей ошибки, - рассказывает Илья. - К примеру, диспетчер обязан сообщать каждому самолету о том, что в зоне полета есть грозовые засветы. И если из 15 пилотов ты не предупредишь хотя бы одного и, не дай бог, у лайнера окажется поврежден обтекатель или случится какая-то другая мелочь, то в итоге крайним будешь именно ты. В результате каждая смена - это тяжелейший стресс. Конечно, у нас есть возможность взять короткий внеплановый отпуск по психологическим причинам, когда ты приходишь и сообщаешь начальнику, что не можешь сосредоточиться. Но все равно к пенсии каждый диспетчер как выжатый лимон.

:На призывы диспетчера пилот "Туполева" не отвечал. Еще 10 секунд, и индикаторы Ту-154 и "Боинга" на экране сольются в одну жирную точку.

- Илья, что там у тебя? - подошел главный диспетчер.

Илья хорошо помнил инструкции. Если первый самолет не отвечает, надо срочно работать со вторым.

- Борт "Боинг-767", прекращайте набор высоты и срочно сверните вправо, - скомандовал Куракулов.

- Вас понял, - отозвался пилот "Боинга".

Траектория движения самолета на табло начала меняться.

"Только бы успели", - пронеслось в голове у Ильи.

Индикатор "Боинга" ушел вправо и выровнялся. Теперь за его пассажиров можно было не волноваться. Но "Туполев" продолжал падать.

- Борт Ту-154, ответьте, все ли в порядке, - потребовал Куракулов.

Пилоты по-прежнему молчали.

- Какой ближайший населенный пункт? - спросил старший диспетчер.

- Поселок Черусти.

- Так что же он - прямо на них?!

В этот момент индикаторы показали, что Ту-154 опять пошел вверх.

- На борту все в порядке, - вышел на связь пилот "Туполева". - Продолжаем полет.

Со стороны эта сцена вряд ли могла бы показаться волнующей, но Илья почувствовал, как его ладони покрылись липким потом.

- Иди отдохни минут на пятнадцать, - похлопал Илью по спине Сергей Васильевич. - Тебя сменят.

Илья спустился в буфет и выпил кофе. Покурил и поднялся в комнату отдыха. Посидел на диване и вернулся в диспетчерский зал. Внештатная ситуация - не повод для того, чтобы расклеиваться.

К тому моменту старший диспетчер уже успел предупредить администрацию самарского аэропорта и местных диспетчеров, чтобы те внимательно следили за "Туполевым". По поводу происшествия подготовили рапорт и направили его вышестоящему начальству: за считанные секунды Илья Куракулов сумел предотвратить авиакатастрофу и спасти жизни около 300 пассажиров. Самолеты пролетали над поселком Черусти с населением почти 3000 человек, и в случае столкновения жертв могло бы быть намного больше.

Придя домой, Илья ничего не стал рассказывать жене Ирине. Мало ли, какие неприятности случаются по работе.

- Диспетчеру очень сложно судить, предотвратил он катастрофу или просто выполнил свою работу. Иногда я по два-три раза за смену слышу от своего коллеги Василия Челюканова: "Прекратите снижение, прекратите снижение!" И я понимаю, что он решает внештатную ситуацию, которая точно так же может закончиться аварией. Иностранные экипажи часто спускают давление и оказываются ниже нужной отметки. По поводу каждого такого инцидента составляется рапорт и происходит расследование. Просто обычно эти случаи не афишируются, - улыбается Илья.

- Илья, тебя представят к государственной награде.

- Что?!

- Приехало начальство с журналистами, сейчас будут тебя снимать.

- По поводу?

- Ну помнишь, пару недель назад этот случай с Ту-154 и "Боингом"? Вот по этому самому поводу.

Илья не мог поверить своим ушам. Так вот зачем его попросили задержаться после работы!

- Сергей Васильевич, и вам не стыдно меня так разыгрывать? Первое апреля уже давно прошло.

- Да я не разыгрываю.

- Ну конечно, - рассмеялся Илья. - А почему именно меня, а не вас? И почему так скромно? Что же не Нобелевскую премию?

- А я-то откуда знаю, - ответил главный диспетчер.

Илья поднялся из-за стола и направился к выходу.

- Скажите начальству, что может прислать награду ко мне домой.

- Куракулов, я серьезно тебе говорю.

- Не верю.

Илья был уже около двери, как вдруг она распахнулась, и в диспетчерский зал вошли руководитель аэронавигационной службы России Александр Нерадько, директор центра управления Владимир Ужаков и несколько операторов с видео-камерами.

- Ну, где наш герой? - спросил Нерадько.

Пока Илья Куракулов жал руки начальству и отвечал на все вопросы, его не покидало ощущение, что это происходит не с ним.

- Представил вас к госнаграде. Спасибо вам за хорошую работу, - сказал глава Росаэронавигации.

- Рад стараться, - смущенно улыбнулся Илья. Его так и подмывало спросить: какая награда? Но он сдержался.

На следующий день о подвиге Ильи Куракулова знали все его родственники и знакомые.

- Ну ты даешь, - обиделась жена. - Даже не рассказал.

- Так и не о чем было рассказывать.

- Папа, а что за награда? - спросил младший сын Саша.

- Еще не знаю.

- А если медаль дадут, будешь ее носить? - поинтересовался старший сын Егор.

- Вот дадут, тогда и решим.

- Расследование продолжается. Я слышал, что Ту-154 стал снижаться из-за того, что летел с выпущенными шасси. Но не хотел бы это комментировать, - признается Илья. - Что же касается моей жизни, то она никак не изменилась. Я точно так же заканчиваю второе высшее в Московском авиационном институте по специальности "переводчик-лингвист". Сейчас обязательным требованием для диспетчеров стало знание английского языка, и я решил подучиться. Точно так же работаю в нашем центре. Главная перемена в том, что теперь я - первый в истории России авиадиспетчер, который был представлен к государственной награде. Пока что я ее еще не получил. К тому же соответствующий приказ должен быть подписан президентом. Но все мои коллеги надеются, что это все-таки произойдет. И тогда награждение диспетчеров станет хорошей традицией.

Имя их неизвестно, подвиг их:

Имена людей этой профессии, как и разведчиков, всплывают только тогда, когда происходит катастрофа. В рядовых случаях их имена неизвестны. Самым нашумевшим эпизодом с участием авиадиспетчера можно считать трагедию, происшедшую над Боденским озером 1 июля 2004 года. Сотрудник компании SkyGuide Петер Нильсен не успел отреагировать на сближение грузового "Боинга" и Ту-154. На следствии выяснилось, что в течение 10 минут до катастрофы Нильсен отслеживал полет 15 самолетов, провел 118 переговоров по радио с их экипажами, при этом следил за своим монитором и монитором напарника, который отлучился отдохнуть. На вопрос следователя, почему он не вызвал напарника, Нильсен ответил: "Мне было не до того". У диспетчера не было буквально ни секунды, чтобы набрать по мобильному номер своего коллеги. В результате столкновения погиб 71 человек. Несмотря на то что Петер Нильсен был официально признан главным виновником катастрофы, диспетчера даже не уволили. Спустя полтора года Петера на пороге его собственного дома зарезал Виталий Калоев, потерявший в катастрофе всю свою семью.

А вот случаи, когда авиадиспетчеры предотвращают столкновение самолетов, происходят очень часто. Но, как правило, широкой огласке не подлежат. За несколько месяцев до того, как Илья Куракулов развел Ту-154 и "Боинг-767", подобный эпизод произошел на Урале. Тогда при вылете из екатеринбургского аэропорта Кольцово "Боинг-767" пошел на опасное сближение с другим лайнером. Авиакатастрофы удалось избежать благодаря диспетчеру Кирову. Спустя несколько дней руководство наградило его знаком отличия "За заслуги в труде".

А в июне 2007 года диспетчеры Алексей Лосев и Михаил Чижов предотвратили крушение над аэропортом Внуково. Пилоты взлетающего "Челленджера-60" направили его навстречу "Боингу-767", который в тот момент заходил на посадку. Развести их удалось в самый последний момент. Лайнеры миновали друг друга на встречных курсах с разницей по высоте всего в сотню метров.

Женщин в профессии авиадиспетчера можно пересчитать по пальцам. Большинство из них работают диспетчерами-ассистентами без права выхода в эфир и управления воздушным движением. Это не случайно: по психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных. Среди работающих диспетчеров у 20% были выявлены заболевания психогенной природы, невротические расстройства, гипертоническая болезнь, а среди отстраненных по медицинским показаниям диспетчеров в 50% случаев были диагностированы психогенные и психосоматические заболевания.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 7383
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5883
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 5500
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 5170
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 5135
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 5100
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 4917
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4360
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?