Главная Жизнь 19:44 19 Марта 2014 4029
Мертвая дорога

 Куда привели рельсы "великой сталинской стройки"?

Спиридон Леснов

65 лет назад в СССР одной государственной тайной стало больше. В начале 1949 года было утверждено секретное постановление правительства о создании в низовьях Енисея, у поселка Игарка крупного порта на трассе Севморпути и о прокладке туда железной дороги протяженностью 1300 км.

Проект грандиозной трансполярной магистрали появился с подачи Сталина. Еще в конце войны, когда мы крепко дружили с американцами, возникла идея связать наши страны через сибирский Север, Чукотку, Аляску линией железной дороги и пустить по ней трансконтинентальные экспрессы Нью-Йорк - Москва. Позднее отношения со Штатами охладели, но от мысли построить северную трассу до Чукотки товарищ Сталин не отказался.

Танки вместо тракторов

Первые шаги по воплощению этого плана предприняли еще в 1947-1948 годах. Тогда решено было построить в Обской губе новый порт, который предполагалось использовать и для размещения основных сил Северного флота. Из района Воркуты - от разъезда Чум на действующей железной дороге - туда наметили протянуть рельсовую магистраль. Выполнение работ было поручено Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившему в систему ГУЛАГа.

Бездорожье, болота, мерзлота... Работать пришлось в труднейших условиях. Вдобавок дефицит техники. Вместо тракторов, например, использовали старые танки БТ со снятыми башнями. Зато в избытке были дармовые "человеческие ресурсы". По некоторым данным, в 1948 году здесь трудилось 40 тысяч зэков.

В разгар штурмовщины случился конфуз. Специалисты института "Арктикпроект", занимавшиеся изыскательскими работами и проектированием нового порта, выяснили, что намеченный район побережья Обской губы непригоден для осуществления задуманного плана. Грунт оказался чересчур слабым, чтобы выдержать промышленные корпуса, а малая глубина не позволяла морским судам подходить близко к берегу. Пришлось "ударную сталинскую" спешно сворачивать, хотя железную дорогу уже успели протянуть до самого берега Оби напротив города Салехард.

По фактической стоимости

Взамен неудавшегося проекта в 1949-м наверху утвердили новый. По нему предстояло тянуть "железку" аж до Енисея - к Игарке. Этот рельсовый путь прокладывали сразу с двух сторон - с запада и с востока. Магистраль должна была проходить по абсолютно пустынным северным просторам. Пользуясь зимними дорогами-ледянками, пробитыми в снегу бульдозерами, на участки будущей трассы спешно завозили технику, материалы, продовольствие и многочисленные партии заключенных. Ради быстроты начали работы даже без подготовленной технической документации: проект новой "железки" специалисты разрабатывали вдогонку за строителями. Он был полностью готов лишь в 1952 году, когда по части дороги уже ходили поезда.

Общее количество заключенных, трудившихся на "ударной стройке", достигало 120 тысяч. Лагерные городки вытянулись цепочкой вдоль трассы с интервалом 5-10 км. Чтобы стимулировать работу подневольных "покорителей Севера", начальник строительства полковник Владимир Барабанов ввел систему зачетов. Арифметика простая: выполнил норму более чем на 125% - засчитывается день за два, а если дал полтора задания - день за три. Благодаря такому правилу некоторым лагерникам удалось сократить себе срок отсидки на год-другой.

Денег для огромной северной стройки не жалели. С одобрения вождя прокладка приполярной магистрали велась "без смет, с оплатой выполненных работ по фактической стоимости". К весне 1953-го поезда ходили уже на 400 км на восток от Оби. Было построено почти 200 км путей на восточном участке трассы - от Енисея до реки Большой Блудной. Казалось, еще пара лет - и приполярная "чугунка" будет готова. Но в марте 1953 года умер Сталин, и его любимое детище сразу оказалось лишним.

Морская база в Игарке к тому времени по-прежнему существовала лишь на бумаге, а потому стало ясно: возить-то по новой трассе некого и нечего. По решению правительства работы по сооружению магистрали были приостановлены, а в 1954 году стройку вовсе ликвидировали. Многочисленные лагеря и поселки на трассе обезлюдели. Большую часть техники и материалов бросили в приполярной глухомани: километры рельсов, дома, станки, паровозы, вагоны, запасы одежды и продовольствия… Вывозить все это на Большую землю оказалось слишком накладно, поэтому запасы старались просто сделать ни на что не годными: мешки с крупой обливали бензином, бушлаты, обувь дырявили топорами. Недостроенная "сталинка" постепенно терялась среди тайги и болот. Немногочисленные обитатели тех мест уже много лет называют ее "мертвой дорогой".

Город без жителей

Автору этих строк довелось побывать на "великой сталинской стройке" еще в конце 1980-х. Среди северной лесотундры на сотни километров там тянется "пьяная" колея ржавых рельсов. Железнодорожная трасса заросла деревьями, насыпь во многих местах размыта паводком, деревянные конструкции путевых сооружений изуродованы вечной мерзлотой...

На фоне такой разрухи чем-то совершенно нереальным кажется мост через реку Маковскую. На десятки километров окрест полное безлюдье, бездорожье, а тут перекинулся через широкую ленту воды четырехпролетный мост. Высокие бетонные опоры, металлические фермы, перила ограждения... Такому красавцу место где-нибудь на современной трассе. Но он стоит в сибирских деб¬рях, у самого полярного круга, и края его упираются в непролазную чащу деревьев. В средней опоре замурован человек: ветераны "сталинки" рассказывали, что во время строительства моста заключенные столк¬нули в опалубку своего мучителя прораба и залили его бетоном.

Около полусгнившего депо на реке Таз застыли старые паровозы и вагоны, окруженные частоколом разросшихся деревьев. А на излучине Енисея лесные дебри почти полностью скрыли дома бывшей столицы "великой стройки" - города Ермаково. Интересно, что его вплоть до 1980-х обозначали на всех крупных картах СССР, а в действительности там не было ни единой живой души. Сквозь провалившиеся крыши домов тянутся березки и ели, на месте прежних улиц - непроходимая чащоба...

Большинство лагерей было сильно разрушено, однако кое-где лагерные постройки тогда еще сохранились. В таких поселках неоднократно встречались подтверждения рассказам старожилов о том, что лагеря после прекращения прокладки дороги тщательно консервировались. И действительно, оконные проемы закрыты деревянными щитами, тумбочки, стулья, столы, аккуратно сложены в одном помещении... Неужели кто-то из высокого начальства, отдавая приказ о вывозе заключенных, предполагал, что вскоре все повернется вспять и тысячи людей опять погонят на Крайний Север?

Оживший участок

Много лет спустя отдельные участки "мертвой дороги" стали оживать. В 1970-е в районе Нового Уренгоя развернулось строительство газодобывающих комплексов, и для их обслуживания восстановили и достроили более 200 км рельсового пути (говорят, еще при проектировании дороги знаменитый академик Губкин настаивал, чтобы "сталинка" прошла именно через эти районы, где, как он был уверен, скрыты богатейшие газовые месторождения).

Сейчас по западному участку бывшей "сталинки" прокладывают автодорогу, которая должна связать Салехард и Надым.

И так бывало

В каждом лагере обязательно был штрафной изолятор. Стекол в окнах ШИЗО не полагалось, единственная печка - в общем коридоре. Из воспоминаний участников строительства: "Порой заключенные, попавшие в изолятор суровой зимой, промерзали так, что просили охранника открыть смотровой глазок, чтобы через его крошечное отверстие проникало в камеру из коридора хоть немножко тепла от далекой печки..."

***

На "великой сталинской стройке" существовали даже комсомольско-молодежные отделения! Одно из них, на сооружении моста через реку Надым, возглавил недавний выпускник института Марк Кантор. Много лет спустя, вспоминая об этом, он рассказал, что в составе их ударного отделения было полсотни вольнонаемных специалистов 20-25 лет и почти тысяча лагерников, возраст большинства из которых уже далеко не соответствовал комсомольскому.

***

Для бригад, работавших на укладке пути, придумали еще один способ повышения производительности труда. По норме за смену требовалось уложить 1 км рельсов, но кто-нибудь из начальства отсчитывал еще 200-300 м, в конце этого отрезка ставили стол с угощением - хлеб, консервы, спирт, - а то и просто мешок махорки привязывали к воткнутому шесту. Заключенным объявляли: "Если успеете за смену довести сюда укладку, все будет ваше!"

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Невинное голосование обернулось противостоянием: ставки росли, эмоции зашкаливали…

Ирина Хмара
Труд
Фото из открытых источников

Невинная, казалось бы, вещь — выбор символа для обновленной 500-рублевой купюры — обернулась грандиозным конфликтом. Сторонники горы Эльбрус и «Грозного-Сити» сошлись в самой настоящей политической...

Почему в СССР не хотели покупать крабы, треску и минтай, а сейчас хочется, да колется

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Недавно обнаружила, что в нашем супермаркете витрину, где лежат нарезки семги, кеты, форели и горбуши, на ночь (магазин открыт 24×7) запирают. А раньше под замком там держали лишь икру и балык из осетра. Признаться,...

Жизнь 00:01 / 24 Октября 2025 6591
Календарь: 24 октября

В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН

Труд
Фото: © IMAGO/Sascha Steinach, globallookpress.com

1632 Родился Антони ван Левенгук, нидерландский натуралист, конструктор микроскопов и основоположник микроскопии. 1745 Императрица Елизавета распорядилась завезти в царские дворцы котов для ловли мышей. 1889 Российская академия...

Жизнь 19:01 / 25 Октября 2025 6248
Последняя колонка

В Якутии идет перепись белых медведей

Труд
Фото: © IMAGO/Volker Hohlfeld, globallookpress.com

Хорошо бы встретить столетие на тренажере Столетний юбилей отметил житель Петрозаводска Константин Панов. А 80 лет назад он встречал День Победы в Берлине. После войны на первенстве группы войск в Германии...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Как Николай Жарков спасал судостроительный завод «Красное Сормово»

Гузель Агишева
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

75 лет назад, 25 октября 1950 года, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» была спущена на воду первая подводная лодка проекта 613. Так в СССР началось строительство самых глубоководных...

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4077
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 18:01 / 18 Октября 2025 2916
Последняя колонка

Проблема бездорожья за двести лет не потеряла свою актуальность

Труд
Фото: © Ilya Galakhov, globallookpress.com

Алмаз размером с яйцо В Мезенском районе Архангельской области при разработке кимберлитовой трубки нашли алмаз размером с куриное яйцо и весом в 340 карат. Как сообщил губернатор Александр Цыбульский, «это...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2731
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?