Похоже, нам опять не до космоса? Чиновничья волокита обрекает на новые испытания нашу многострадальную космонавтику. Не один месяц длится начатое в прошлом году мучительное межведомственное согласование проекта Федеральной космической программы (ФКП). Отрасль уже более полутора месяцев должна энергично работать по ней, но документ все еще не имеет полного комплекта виз.
Араз ФКП не получила путевку в жизнь, то и деньги по соответствующим разделам не выделяются из федерального бюджета. А дальше — лавина неувязок. Предприятие, разумеется, не может прекратить работы, остановить конструкторский, производственный процесс. Кое-какие средства перечисляются по линии оборонного заказа, однако их на все не хватает. Фирма берет дополнительные кредиты, но как их потом отдавать? Возникают сложности и со страхованием запусков. Да много еще чего оказывается в подвешенном состоянии.
Работа над новой ФКП, рассчитанной на 2016-2025 годы, началась в 2014-м. Первоначально разработчики предлагали выделить на нее 2,85 трлн рублей. Сошлись на 2,4 трлн. Проект, принятый научно-техническим советом Роскосмоса, должен был поступить на рассмотрение в правительство в июне прошлого года.
Но... Кризис, сокращения бюджетных расходов, как следствие — урезания ФКП. Сначала на 10%, потом до 2 трлн, далее — еще на 10%, потом до 1,5 трлн... Можно, конечно, спросить у министра финансов Силуанова, почему чиновники не способны произвести реальные расчеты, к чему эта свистопляска. Но едва ли мы услышим что-то внятное. В общем, в документах осталось 1,406 трлн. Триллион отсекли.
Да, всем сегодня тяжело. Но такой «секвестр», считают специалисты, — жестокий удар по отечественной космонавтике. Пилотируемый полет на Луну сдвигается с ранее намеченного 2030 года на «период после 2035-го». Но к тому времени на Селене будет функционировать обитаемая американская база. Кроме того, на ночное светило высадятся и китайские тайконавты. Секвестированы и многие работы по созданию ракеты сверхтяжелого класса (американцы вовсю работают над такой же).
На отдаленное будущее перенесена разработка возвращаемой первой ступени носителя (впечатляющие эксперименты с реальной ракетой интенсивно ведутся в США уже сегодня). Решено отказаться от строительства второго стартового комплекса «Ангары» на космодроме Восточный (но в случае аварии на старте космодром надолго перестанет функционировать)...
Не буду утомлять читателя перечислением. Много и других важных и перспективных проектов пришлось изъять в ФКП из-за радикального сокращения финансирования. Все, точка? Но звучат предложения резать и дальше.
Вспоминаю, как в 90-х один из высокопоставленных правительственных чиновников говорил мне: «Да зачем государству эти огромные, не дающие отдачи расходы на космонавтику? Пусть предприятия сами зарабатывают, развиваются. А кто не сумел, ну что ж...». Тогдашний руководитель ведомства Юрий Коптев привлек к полетам на нашу орбитальную станцию американцев (у них не было такого звездного дома), на эти деньги спасал, как мог, отрасль. Однако потери все же были немалые, наша космонавтика ощущает их до сих пор.
Так что же, снова полный назад? Руководители Роскосмоса противостоят таким попыткам. Жесткие межведомственные споры в ноябре 2015-го вроде бы завершились на совещании у Владимира Путина тем, что были определены основные параметры ФКП. «Я полагаю, — сказал глава Роскосмоса Игорь Комаров, — что до конца года мы завершим все согласования, после чего внесем документ на рассмотрение в правительство».
Наивный человек Игорь Анатольевич. Недооценил... Проект ФКП предстояло согласовать в 12 ведомствах. В 10 нашли компромисс, но две крепости пока неприступны. Понятно, что палки в колеса ставят Минфин и Минэкономразвития. Там в последнее время одна забота: где бы еще срезать расходы. И даже урезанные показатели в ФКП в этих ведомствах расценивают теперь как непозволительную роскошь...
Хотелось бы напомнить министрам: космонавтика — особая сфера. Это не вишенка на торте, а насущный хлеб. Великие достижения в освоении космоса принесли Советскому Союзу не только славу и престиж в мире, но и позволили совершить прорывы в науке, технике и производстве. Кризисы приходят и уходят, а человек в звездном океане будет неуклонно продвигаться все дальше и дальше. Отстанем, останемся на обочине сейчас — потом не догоним.
Отрасли и без того сегодня несладко. Трудные, не всегда продуманные реформы, масштабная перестройка. Сложно она проходит и во всемирно известном Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева. Новый руководитель Андрей Калиновский заявил, что к 2020 году предприятие станет лучшим в мире изготовителем ракет-носителей и разгонных блоков. И предпринимает серьезные шаги по коренной реорганизации предприятия. Однако есть острые проблемы, которые сегодня волнуют многих работников.
Ситуация, видимо, зашла так далеко, что руководитель первичной профсоюзной организации Виталий Тверской поехал за подмогой в главный профсоюзный штаб страны — на прием к председателю ФНПР Михаилу Шмакову. Вот что мне рассказал опытный сотрудник центра (фамилию не буду называть, чтобы человека завтра не уволили): «Происходящее у нас на предприятии порой напоминает работу ликвидационной команды. Людей всеми правдами и неправдами вынуждают увольняться, суля выходные пособия. Ссылаются на якобы готовящийся приказ о предстоящих массовых сокращениях, при которых якобы уже не будет никаких выплат...».
Вчера и позавчера (17 и 18 февраля) в центре Хруничева прошли встречи председателей профобъединений подразделений и филиалов центра с генеральным директором Андреем Калиновским. Он отчитался об итогах работы предприятия в 2015-м, рассказал о реализации программы финансового оздоровления и, конечно, озвучил перспективы развития центра на ближайшее будущее. По итогам встречи лидеры профсоюзов сформулируют вопросы, требующие незамедлительного решения руководства, обсудят, как повысить роль профорганизации в жизни компании. На встрече были утверждены сметы расходов на социальное обеспечение сотрудников, распределение которых контролирует профсоюзный комитет.
...Больно слышать о секвестре планов, отказе от интересных перспективных проектов. Я благодарен журналистской судьбе — более полувека связан с нашей космонавтикой. Свыше тысячи газетных публикаций посвящены достижениям и проблемам в этой во всех смыслах высокой сфере. Не хочется видеть, как наша страна теряет здесь позиции.
Кстати
Вчера автор этой статьи, обозреватель «Труда» Виталий Борисович Головачев был награжден почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».