19 августа состоялись похороны командира авиагруппы «Русские витязи» Игоря Ткаченко. Не было газеты, которая не написала бы о трагической гибели одного из лучших пилотов России и возможных причинах катастрофы.
Сперва никто и не подумал, что произошла катастрофа. Ведущий истребитель
— Пятый, ответь шестому, — запросил один из летчиков.
Ответа не последовало.
— Где пятый? Столкновение?!
— Так точно. Наблюдал
Рассказывает Сергей Зудов, бывший руководитель полетами авиабазы Кубинка:
— Скорость самолета примерно 200–250 метров в секунду. При этом во время группового пилотажа расстояние между самолетами составляет 10–20 метров. Это требует сверхвнимания и сверхчеткости действий. Летчики годами отрабатывают разные ситуации, но произойти может всякое.
Вспоминает Магомед Толбоев,
-То, что случилось, — это трагедия. Но она никак не связана с техникой. Я считаю, что это был несчастный случай. И вряд ли его можно было предотвратить. Это происходит везде, на всех авиасалонах. Ведь мы работаем на пределе человеческих возможностей.
Стать летчиком Игорь решил ещё в школе. Именно поэтому в конце
В 1981 году, когда Игорь учился на первом курсе, он впервые увидел фигуры высшего пилотажа. С тех пор других мыслей у него не было — всеми правдами и неправдами он добился того, чтобы его взяли на легендарную авиабазу Кубинка. И в
Николай Антошкин, бывший командующий фронтовой авиацией ВВС РФ:
— Не каждый летчик может быть пилотажником. И не каждый пилотажник может выполнять групповые полеты. Тут бояться нельзя, дергаться нельзя, потому что все решают миллиметры. Поэтому в «Русских витязях» плохих летчиков не бывает. Каждый из них — штучный экземпляр.
Первые самолеты
Рассказывают, что известный
В 2002 году Ткаченко был назначен командиром «Русских витязей». Он принял эскадрилью не в лучшем состоянии. Начиная с середины
Менее активный руководитель ничего не добился бы. Но Ткаченко был харизматиком. Он лично знал всех ведущих
С 2003 года выступления «Русских витязей» стали своего рода визитной карточкой ежегодного военного парада на Красной площади. До Ткаченко полетов такой сложности ещё никто никогда не организовывал. Когда ветераны увидели, как девять самолетов синхронно совершают «бочку», они не могли поверить своим глазам. Даже в лучшие советские годы максимальное количество самолетов, делавших совместные фигуры высшего пилотажа, не превышало шести.
В 2006 году Ткаченко возглавил Центр показа авиатехники ВВС России. Обычно руководители такого ранга оставляют пилотирование. Многие так и решили: с этого момента он перестанет летать. Но Ткаченко сказал сразу: «Буду летать. Сольный пилотаж не брошу».
— Очень сложно объяснить, что такое талант летчика. Это
Точно восстановить последние минуты жизни Игоря Ткаченко невозможно. По одной из версий, он погиб в момент столкновения самолетов. По другой — до последнего момента пытался увести самолет в сторону от жилых домов, расположенных неподалеку. Выяснить, так это или нет, удастся, лишь когда будут расшифрованы записи бортового самописца. Но все коллеги Ткаченко, с которыми удалось связаться
— В инструкциях не говорится о том, что летчик должен рисковать жизнью, уводя самолет от населенного пункта, — говорит бывший руководитель полетами авиабазы Кубинка Сергей Зудов. — Напротив, при малейшей угрозе пилот должен катапультироваться. И юридически он будет прав. Но любой летчик, если у него есть возможность спасти людей, будет спасать людей.
Наше досье
ИГОРЬ ТКАЧЕНКО
Гвардии полковник. Начальник
Родился 26 июля 1964 года в поселке