Любая конституция демократической республики, России в том числе, в той или иной форме провозглашает: "Источником власти является народ". Значит, не желая голосовать или голосуя против всех, граждане не желают быть источником власти? Конечно же, нет. Скорее, наоборот. Большинство из них, скорее всего неосознанно, хотят быть ответственным источником власти и потому как бы говорят: "Не видя среди кандидатов людей, достойных выражать мои интересы, я дорожу своей волей и не желаю отдавать голос кому ни попадя".
После долгих десятилетий выборов без выбора многие сочли, что достаточно обеспечить альтернативные выборы, и демократический механизм народной воли будет безотказно "поставлять во власть" наиболее достойных. Этого не произошло. И прежде всего потому, что демократические процедуры вырождаются в формальность, если в обществе нет четких крупных интересов. Но откуда им взяться, когда огромная часть людей поставлена в условия, недостойные современного человека. Когда жизнь - при нищенских заработках, в убогих, неотапливаемых квартирах, где то и дело отключают свет и газ, - сводится к борьбе за элементарное физическое выживание.
Не случайно один из последних социологических опросов ВЦИОМ показал, что лишь 26% населения считает, что в России есть демократическое общество. При этом 30% определяют демократическое общество как политические свободы, 11 - как альтернативные выборы, а вот 18% - как экономическое процветание страны, 20% - материальное благополучие населения и 23% - как заботу государства о простых людях.
Но нет худа без добра. Народ через тенденцию нарастания "отрицательного" голосования подает сигналы неблагополучия политической и экономической систем. Услышит ли власть эти тревожные сигналы?..
Новоиспеченный губернатор Курской области коммунист А. Михайлов поспешил с ходу заявить, что он "совместно с президентом" победил Всероссийский еврейский конгресс, Березовского и их ставленника Руцкого, у которого мама - еврейка, поскольку имеет отчество Иосифовна...
Свой комментарий хочу посвятить, однако, не Михайлову. Ну подумаешь, еще один не шибко грамотный человек вошел в политику. Даже тов. Зюганову от его "этнографических" изысканий стало неудобно. Действительно, имей новый курский начальник кругозор пошире, он бы знал, что, например, у русских староверов в ходу были и "более страшные" библейские имена вроде Абрама, Моисея и проч. Так же, как ветхозаветные имена популярны у западных христиан - англичан, немцев, поляков, венгров и т.д.
Не стоит говорить и о полной информационной каше в голове у Михайлова - о том, что Российский (а не всероссийский) еврейский конгресс возглавляет не Березовский, а Гусинский; что РЕК такая же общественная организация, как и многие другие, - не лучше и не хуже; что Березовский крещен по православному обряду и для верующих евреев не является уже евреем.
Тем более не стану рассуждать по поводу слов Михайлова о том, что он собирается освобождаться "от всей этой скверны", грубо нарушающих хотя бы ст. 29 Конституции России, которая гласит: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду". Но почему "тем более"? Да потому, что, сколько ни говори, ну не понимает власть, что безразличие или даже скрытое сочувствие разного рода экстремистским выходкам рано или поздно больно ударит и по ней же самой.
А акцент в комментарии хочу сделать лишь на одном. По сообщению Интерфакса, высокопоставленный источник в администрации президента сказал по поводу высказываний Михайлова: "Это полная чушь, начиная от реально не существующего личного психолога президента и кончая всеми прочими несуразностями". Понятно, но, может, не такая слишком невнятная и анонимная реакция должна была быть?..
В связи с этим вспоминается известный эпизод времен второй мировой войны. В одной из стран Северной Европы гитлеровцы, как обычно, отделяя неевреев от евреев, приказали последним носить на одежде желтые шестиконечные звезды. И тогда король этой страны нашил такую же звезду на свою одежду. Дело тут не в любви или нелюбви к тем или иным национальностям. Мотив монарха был иной: "Я глава государства. Какую бы национальность или веру человек ни имел, он мой подданный. А за каждого своего подданного я в ответе перед Богом. Если я не могу защитить их силой, значит, должен защитить солидарностью".