ЧТОБЫ понять причину невиданного единомыслия законодателей, коротко напомню предысторию законопроекта. Во-первых, вступив в начале 96-го года в Совет Европы, мы обязались гуманизировать карательную политику, привести условия отбывания наказаний в соответствие с международными стандартами.
Во-вторых, многие положения УК, УПК, УИК, других законодательных актов безнадежно устарели и не отвечают новым российским реалиям. И, наконец, в третьих, о чем официально практически не упоминалось, - содержание более миллиона людей в местах лишения свободы оказалось недопустимой роскошью для хилого госбюджета. (Чтобы как-то "разгрузить" СИЗО, тюрьмы и колонии, наши власти, не дожидаясь принятия закона, о котором мы сегодня толкуем, три года подряд проводили широкомасштабные амнистии. - В.Л.)
В конце 98-го в уголовно-исполнительной системе (УИС) сложилась крайне тяжелая ситуация. При переходе "тюремного хозяйства" из-под опеки МВД в ведение Минюста пенитенциарные учреждения в течение трех месяцев не получали ни копейки на содержание осужденных и подследственных. Конечно же, их кормили, обували, одевали и обогревали. Как это удавалось начальникам колоний, СИЗО и тюрем - вопрос другой. И Госдума, и Совет Федерации занимались поиском способов преодоления кризиса в УИС... Тогда-то народные избранники и предложили Минюсту подготовить законопроект по изменению карательной политики.
Сегодня, можно сказать, огромная работа по согласованию проекта в различных министерствах и ведомствах,продвижению его в Госдуме позади. Остались формальности, на которые в худшем случае, по мнению специалистов, уйдет 2-3 месяца.
А пока обстановка в пенитенциарных учреждениях по-прежнему остается весьма сложной. Не хватает продуктов питания, медикаментов, свирепствуют туберкулез, СПИД, другие болезни. Особо беспокоит ситуация в СИЗО, через которые ежегодно проходит до 2 миллионов взятых под стражу. Сегодня 184 СИЗО, 13 тюрем и 166 помещений, функционирующих в режиме изоляторов, способны принять (из расчета 4 кв. метра на человека) 139198 "сидельцев". На самом же деле там не продохнуть: в СИЗО, как сельди в бочке, теснятся 226184 человека. Переполненность - 164 процента! И расходы огромны: содержание одного арестованного в СИЗО обходится государству почти 1000 рублей в месяц.
Основными причинами "перенаселенности" являются неоправданно широкое применение такой меры уголовно-процессуального пресечения, как заключение под стражу, а также длительные сроки содержания в изоляции в период рассмотрения уголовных дел. Ежегодно из СИЗО освобождается в среднем 125 тысяч человек (каждый четвертый из числа вновь арестованных) в связи с изменением меры пресечения, прекращением уголовных дел на стадии дознания, предварительного следствия, по оправдательным судебным приговорам либо приговорам, не связанным с лишением свободы. Только в этом году было освобождено свыше 40 тысяч человек.
Сейчас в СИЗО содержится 118,6 тысячи человек, числящихся за предварительным следствием, и 42,6 тысячи, ожидающих решения суда кассационной инстанции. За судами первой инстанции значатся 3226 человек, которые томятся в СИЗО от 1 до 2 лет, 400 страдальцев парятся на нарах от 2 до 3 лет, свыше трех лет - 41! За судами второй инстанции от 1 до 2 лет числится 151 бедолага. При этом более 43 тысяч человек, то есть более половины от общего количества лиц, содержащихся в СИЗО под предварительным следствием, привлекаются к ответственности за преступления, не представляющие собой общественной опасности (большей частью - мелкие кражи). В отношении многих из них можно было бы применить иные меры пресечения, не связанные с изоляцией от общества.
- Насколько изменится столь печальная ситуация с принятием нового закона? - с этим вопросом я обратился к одному из разработчиков законопроекта, заместителю начальника ГУИН Минюста РФ Олегу ФИЛИМОНОВУ.
- Думаю, существенно. Закон сокращает сроки содержания под стражей в СИЗО. Теперь под следствием в изоляторе можно будет держать 2 месяца. Областной прокурор имеет право продлить этот срок до 6 месяцев, а Генпрокурор - до года.
Сегодня же по УПК можно держать человека до полутора лет, а на практике - и того больше. К сожалению, не регламентирует УПК и срок содержания обвиняемого за судом. По новому закону этот срок не превышает 1 года.
Правда, есть оговорка: за судом можно содержать больше года лицо, обвиняемое в совершении особо тяжких, многоэпизодных преступлений. Например, серийных убийц.
- Сегодня, чтобы получить право на условно-досрочное освобождение, надо отсидеть за нетяжкое преступление половину срока...
- Теперь этот срок будет снижен в зависимости от тяжести преступления. По новому закону после отбытия определенного срока в колонии оставшийся по приговору срок можно заменить другим видом наказания: например, исправительными работами на свободе.
- Олег Вадимович, а за мешок картошки, украденный с соседского огорода, сколько могут дать?
- К сожалению, пока в стране жизнь не наладится, не исчезнут и кражи. Сегодня по статье 158 часть 2 (кража. - В.Л.) отбывают срок десятки тысяч осужденных. Для наглядности приведу пример. Допустим, пацаны залезли на дачу, украли 3 банки огурцов, их поймали. Эти действия квалифицируются указанной статьей УК как кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище. Срок: от 2 до 6 лет. А 6 лет и выше - это уже тяжкое преступление. Мера пресечения по ним, как правило,- содержание под стражей. Значит, пацанов до суда будут содержать в СИЗО. Примирение с потерпевшим, при совершении тяжкого преступления, не допускается. Круг замкнулся: нелепый случай может изломать судьбу подростка.
По новому же закону санкция по статье 158-й, часть 2-я снижена на год - до 5 лет. То есть это уже не тяжкое преступление, а преступление средней тяжести. А раз так, то обвиняемого в нем не обязательно сажать в СИЗО. После приговора он значительно раньше может получить право на условно-досрочное освобождение.
Хочу особо подчеркнуть: новый закон не даст послаблений матерым преступникам, но позволит проводить более гибкую, дифференцированную карательную политику в отношении мелких воришек, людей, совершивших впервые преступления небольшой или средней тяжести. Как альтернатива лишению свободы предполагается для этой категории преступников более широкое применение в качестве наказания направление в колонии-поселения. Будут расширены основания и порядок применения различных видов досрочного освобождения.
- Какими вы видите практические результаты применения закона?
- Самыми благодатными. В местах лишения свободы года через два на 200-250 тысяч уменьшится количество заключенных. За решеткой в жесткой изоляции от общества должны остаться только те, кто совершил тяжкие преступления.