Главная Жизнь 00:08 25 Октября 2012 170
Раньше были номера для «водителей кобылы», теперь – автомобильные номера

Автомобильные номера в столице менялись чуть ли не каждые 15 лет

Спиридон Леснов

Всех пронумеровать! Применительно к автомобилям такая стратегия властей выглядит вполне логичной. Любой «мотор», у которого отсутствуют жестянки с набором цифр и букв, вызывает подозрение. Но где же начало этой номерной эпохи?

Задолго до автомобилистов с проблемами получения номерных знаков столкнулись московские извозчики. Номера для «водителей кобылы» были придуманы ради удобства регистрации этих представителей частного предпринимательства при получении с них в казну налога на извоз.

Уже в XIX веке городские власти приспособились выдавать каждому рассчитавшемуся с бухгалтерией извозчику особый жетон. Во избежание лишних недоразумений с полицией его следовало постоянно носить на видном месте. Сначала извозчикам было велено пришивать номерные знаки на верхнюю одежду — на спину возле самого ворота. Потом правила изменились, и жетоны стали прикалывать на тулупы и зипуны спереди. Кроме того, «оцифровывали» теперь и само транспортное средство: в выдаваемый комплект добавились две металлические таблички с номером: одну следовало крепить на задке экипажа, другую — на облучке. Однако как рассмотреть цифры в сумерках? Отцы города решили усовершенствовать требования: наемным экипажам следовало отныне иметь в темное время зажженный фонарь, на стекле которого изображен регистрационный номер.

Вслед за извозчиками в «номерную кабалу» попали велосипедисты. Опубликованное в 1894 году постановление городской думы гласило: «Каждый, кто получит разрешение на право езды на велосипеде в Москве, снабжается управой номерным знаком, который крепится позади седла. Кроме того, на велосипеде должен быть фонарь с изображением того же номерного знака». Номера следовало менять ежегодно, заплатив за них внушительную сумму. Проигнорировавших эту процедуру ждали неприятности. Например, летом 1901-го за езду со старыми номерами почетный гражданин А. Гольдовский был приговорен к штрафу в один рубль или (на выбор) к однодневному аресту.

Начавшаяся автомобильная эпоха особых новшеств в номерную моду не внесла. Для регистрации «бензиномоторов» на них вешали номера по велосипедному образцу. Московские автолюбители в разные годы получили жестянки разных цветов: голубые, розовые, зеленые, золотистые... Некоторые эстетствующие господа по данному поводу переживали: «Эх, не гармонируют нынешние синие номерные знаки с красным цветом кузова моего «Ольдсмобиля».

Массу нареканий вызывали конструктивные особенности этих табличек. «От автомобильного номерного знака требуется, чтобы он был четким, ясно читаемым, а значит, простым и прочным», — писала уже в 1912 году газета «Ауто».

Упомянутое чудо инженерной мысли представляло из себя «бутерброд»: на жестяной пластинке 30 см шириной были вырезаны дырки в форме цифр, и такой трафарет покрыт слоем краски официально утвержденного цвета. А внизу подложен другой кусок жести, выкрашенный уже в белый цвет. «Получается нечто нелепое, тяжелое, скрипящее и гнущееся, — констатировала газета. — Мягкий металл легко деформируется, уголки вырезанных в жести цифр постоянно загибаются и отламываются, между слоями жести набиваются песок и грязь».

Очередную серию выдаваемых управой жестянок снабдили двумя дырками в верхней части — чтобы подвешивать их на веревочках. Шоферам рекомендовалось... привязывать их к рессорам передней и задней осей. В итоге номера болтались на тесемочках под брюхом машины. В 1931 году был впервые утвержден единый стандарт автономеров для всех регионов СССР. Теперь на машинах должны были крепиться металлические пластинки с изображенными на них черным цветом одной буквой и двумя парами цифр. Например, Б-15-84 на белом поле.

Однако уже в 1934-м в стране узаконили другой вид номеров и обязали всех автовладельцев в течение полугода обменять жестянки. Теперь место буквенного индекса заняла цифра, но зато внизу таблички имелась надпись, обозначающая прописку транспортного средства (весь Союз делился в то время на 45 авторегионов). То есть на номере можно было прочитать, например, 3-77-46 МОСКВА.

Каждому автомобилю полагалось иметь две таблички. А вот для прицепов номерных знаков тогда не существовало. Водителю приходилось перевешивать на прицеп задний номер с самого грузовика.

Вскоре появился новый стандарт. Номера стали негативами: черный фон и белые знаки. Каждый номер обязательно должен был содержать две пары цифр, разделенных черточкой. А полный региональный адрес заменила пара буковок: ЛБ, МД, КЕ. Передний номер остался вытянутым по горизонтали, на нем все шесть символов изображались в одну строку: МЛ 54-92, а сзади вешалась почти квадратная табличка, на которой в верхнем ряду писали буквы, а в нижнем — цифры.

Богатому автомашинами московскому региону выделили литеру М. В сочетании с ней следовали другие буквы, за исключением пяти неудобных. В опалу угодили (отныне и навсегда) «ё», «й», «ъ», «ы», «ь». Легковые автомобили, обслуживавшие номенклатуру, имели обозначение МА (эта пара букв читалась и на правительственных лимузинах). А вот редкие счастливчики, заполучившие авто в частную собственность, ездили с номерами серии МИ.

После войны в номерном хозяйстве воцарился хаос. Множество штатских автомобилей мобилизовали, и они получили военные номера, старые же были утеряны. Единственный разумный выход в подобной ситуации — вводить новый стандарт номерных знаков. Он и появился в 1946 году.

Новички отличались от своих предшественников цветом: черные символы на желтом фоне. Для Москвы в желтой серии автономеров забронировали буквосочетания, начинавшиеся с «Э» и «М».

Богатый ассортимент буквенных сочетаний позволил выделить в Москве отдельные серии для автобусов и такси.

С прежних времен унаследовали свою эксклюзивность знаки для управленческого автотранспорта. Они не только имели отдельные сочетания букв (ЭО, МЩ), но даже окрашивались по-другому: вместо желтого фона — черный.

В некоторых регионах СССР выделенные для номеров двухбуквенные сочетания оказались практически полностью «вычерпаны» уже в конце 1950-х. Так что новый ГОСТ на автономера приняли в 1959 году. На черно-белых табличках стало три буквы, а регион читался по первым двум. Так, у Москвы номера начинались на МО (МОА, МОБ), в Крыму — на КР (КРА, КРЯ).

Монополия черно-белых номеров закончилась в олимпийском 1980-м. По обезлюдевшей в то лето Москве разъезжали новенькие туристические автобусы, на которых красовались белые номера с четырьмя цифрами и буквами ОЛМ на белом фоне. По окончании Олимпиады все эти прибамбасы заменили обычными госномерами. Но уже весной 1981 года появилась информация о введении нового стандарта. Впервые у нас были разделены по внешнему виду номера, предназначенные государственным и личным транспортным средствам.

Частников теперь можно было вычислить в потоке еще издали: в их номерах между первой и второй буквой втиснулись четыре цифры. О региональной принадлежности автомобиля говорили последние две буквы в его номере: ОР — Орловская, МО, ММ, МН, МТ — Москва.

Развал Союза подкосил последнюю советскую систему номерных знаков. В 1993 году появились номера нового образца — с национальным флагом, цифровым кодом региона. Они прожили уже почти 20 лет, а что впереди? Некоторые специалисты утверждают, что принятая в начале 1990-х структура российских автономеров оказалась одной из самых неудачных в мире, так что необходимо переходить на новый стандарт. Опять?

До сих пор нет единого мнения, когда и где появились автономера. По одной из версий, пионером в этом деле следует считать Мюнхен, в котором номерные знаки стали выдавать в 1899 году. А вот история буквенных обозначений на номерах начинается с 1901 года, когда некий берлинский коммерсант Рудольф Херцог, желая сделать приятное жене, попросил разрешения у городских властей поставить на номер принадлежащего ему моторного экипажа впереди цифр инициалы любимой супруги.

Иногда трехбуквенные сочетания на номерах получались смешными. В столице Киргизской ССР городе Фрунзе колесили машины с номерами ФИГ, в Москве встречались легковушки с грозной надписью МНУ. А вот в Московской области застеснялись номеров с сериями ЮБУ, ЮБИ, ЮБЮ и вскоре после выпуска распорядились заменить их на более благозвучные.

Некоторых известных людей Госавтоинспекция снабжала красивыми номерами. Например, Юрий Гагарин получил для своей «Волги» таблички 78-78 МОД. А когда всемирно известный клоун Олег Попов привез в Москву Rolls-Royce, презентованный ему английской королевой, он получил суперномер 00-01 МОА. Говорят, распоряжение о его выдаче поступило чуть ли не из Политбюро.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 5462
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3966
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3211
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Жизнь 19:01 / 13 Декабря 2025 3197
Последняя колонка

Росприроднадзор потребовал выселить крокодила из новосибирского гипермаркета

Труд
Кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer). Фото: globallookpress.com

Новые трассы на Эльбрусе На Эльбрусе, самой известной вершине Кавказа высотой 5600 метров, открылся очередной горнолыжный сезон. Минувшим летом на восточных склонах построены еще две канатные дороги и проложены 5 км...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2993
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2946
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Покупательница недвижимости Полина Лурье сочла предложение неразумным

Фото: «Комсомольская правда»/Роман Денисов, globallookpress.com

Певица Лариса Долина предложила возвращать купившей у ней квартиру Полине Лурье деньги за недвижимость в течение трёх с лишним лет. Об этом рассказала РИА Новости адвокат покупательницы Светлана Свириденко. «Спустя полтора года судебных...

Каких-то десять лет потребовалось правоохранителям на то, чтобы пресечь воровство земель Министерства обороны под Петербургом

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Ущерб государству от самозахвата десятков гектаров может составлять миллиарды рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многолетнюю схему по хищению земель Министерства обороны наконец-то пресекли правоохранительные органы. Их об этом просили добрый десяток лет, но они почему-то так долго запрягали... Председателя правления садоводства «Защита»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?