Главная Жизнь 00:08 25 Октября 2012 170
Раньше были номера для «водителей кобылы», теперь – автомобильные номера

Автомобильные номера в столице менялись чуть ли не каждые 15 лет

Спиридон Леснов

Всех пронумеровать! Применительно к автомобилям такая стратегия властей выглядит вполне логичной. Любой «мотор», у которого отсутствуют жестянки с набором цифр и букв, вызывает подозрение. Но где же начало этой номерной эпохи?

Задолго до автомобилистов с проблемами получения номерных знаков столкнулись московские извозчики. Номера для «водителей кобылы» были придуманы ради удобства регистрации этих представителей частного предпринимательства при получении с них в казну налога на извоз.

Уже в XIX веке городские власти приспособились выдавать каждому рассчитавшемуся с бухгалтерией извозчику особый жетон. Во избежание лишних недоразумений с полицией его следовало постоянно носить на видном месте. Сначала извозчикам было велено пришивать номерные знаки на верхнюю одежду — на спину возле самого ворота. Потом правила изменились, и жетоны стали прикалывать на тулупы и зипуны спереди. Кроме того, «оцифровывали» теперь и само транспортное средство: в выдаваемый комплект добавились две металлические таблички с номером: одну следовало крепить на задке экипажа, другую — на облучке. Однако как рассмотреть цифры в сумерках? Отцы города решили усовершенствовать требования: наемным экипажам следовало отныне иметь в темное время зажженный фонарь, на стекле которого изображен регистрационный номер.

Вслед за извозчиками в «номерную кабалу» попали велосипедисты. Опубликованное в 1894 году постановление городской думы гласило: «Каждый, кто получит разрешение на право езды на велосипеде в Москве, снабжается управой номерным знаком, который крепится позади седла. Кроме того, на велосипеде должен быть фонарь с изображением того же номерного знака». Номера следовало менять ежегодно, заплатив за них внушительную сумму. Проигнорировавших эту процедуру ждали неприятности. Например, летом 1901-го за езду со старыми номерами почетный гражданин А. Гольдовский был приговорен к штрафу в один рубль или (на выбор) к однодневному аресту.

Начавшаяся автомобильная эпоха особых новшеств в номерную моду не внесла. Для регистрации «бензиномоторов» на них вешали номера по велосипедному образцу. Московские автолюбители в разные годы получили жестянки разных цветов: голубые, розовые, зеленые, золотистые... Некоторые эстетствующие господа по данному поводу переживали: «Эх, не гармонируют нынешние синие номерные знаки с красным цветом кузова моего «Ольдсмобиля».

Массу нареканий вызывали конструктивные особенности этих табличек. «От автомобильного номерного знака требуется, чтобы он был четким, ясно читаемым, а значит, простым и прочным», — писала уже в 1912 году газета «Ауто».

Упомянутое чудо инженерной мысли представляло из себя «бутерброд»: на жестяной пластинке 30 см шириной были вырезаны дырки в форме цифр, и такой трафарет покрыт слоем краски официально утвержденного цвета. А внизу подложен другой кусок жести, выкрашенный уже в белый цвет. «Получается нечто нелепое, тяжелое, скрипящее и гнущееся, — констатировала газета. — Мягкий металл легко деформируется, уголки вырезанных в жести цифр постоянно загибаются и отламываются, между слоями жести набиваются песок и грязь».

Очередную серию выдаваемых управой жестянок снабдили двумя дырками в верхней части — чтобы подвешивать их на веревочках. Шоферам рекомендовалось... привязывать их к рессорам передней и задней осей. В итоге номера болтались на тесемочках под брюхом машины. В 1931 году был впервые утвержден единый стандарт автономеров для всех регионов СССР. Теперь на машинах должны были крепиться металлические пластинки с изображенными на них черным цветом одной буквой и двумя парами цифр. Например, Б-15-84 на белом поле.

Однако уже в 1934-м в стране узаконили другой вид номеров и обязали всех автовладельцев в течение полугода обменять жестянки. Теперь место буквенного индекса заняла цифра, но зато внизу таблички имелась надпись, обозначающая прописку транспортного средства (весь Союз делился в то время на 45 авторегионов). То есть на номере можно было прочитать, например, 3-77-46 МОСКВА.

Каждому автомобилю полагалось иметь две таблички. А вот для прицепов номерных знаков тогда не существовало. Водителю приходилось перевешивать на прицеп задний номер с самого грузовика.

Вскоре появился новый стандарт. Номера стали негативами: черный фон и белые знаки. Каждый номер обязательно должен был содержать две пары цифр, разделенных черточкой. А полный региональный адрес заменила пара буковок: ЛБ, МД, КЕ. Передний номер остался вытянутым по горизонтали, на нем все шесть символов изображались в одну строку: МЛ 54-92, а сзади вешалась почти квадратная табличка, на которой в верхнем ряду писали буквы, а в нижнем — цифры.

Богатому автомашинами московскому региону выделили литеру М. В сочетании с ней следовали другие буквы, за исключением пяти неудобных. В опалу угодили (отныне и навсегда) «ё», «й», «ъ», «ы», «ь». Легковые автомобили, обслуживавшие номенклатуру, имели обозначение МА (эта пара букв читалась и на правительственных лимузинах). А вот редкие счастливчики, заполучившие авто в частную собственность, ездили с номерами серии МИ.

После войны в номерном хозяйстве воцарился хаос. Множество штатских автомобилей мобилизовали, и они получили военные номера, старые же были утеряны. Единственный разумный выход в подобной ситуации — вводить новый стандарт номерных знаков. Он и появился в 1946 году.

Новички отличались от своих предшественников цветом: черные символы на желтом фоне. Для Москвы в желтой серии автономеров забронировали буквосочетания, начинавшиеся с «Э» и «М».

Богатый ассортимент буквенных сочетаний позволил выделить в Москве отдельные серии для автобусов и такси.

С прежних времен унаследовали свою эксклюзивность знаки для управленческого автотранспорта. Они не только имели отдельные сочетания букв (ЭО, МЩ), но даже окрашивались по-другому: вместо желтого фона — черный.

В некоторых регионах СССР выделенные для номеров двухбуквенные сочетания оказались практически полностью «вычерпаны» уже в конце 1950-х. Так что новый ГОСТ на автономера приняли в 1959 году. На черно-белых табличках стало три буквы, а регион читался по первым двум. Так, у Москвы номера начинались на МО (МОА, МОБ), в Крыму — на КР (КРА, КРЯ).

Монополия черно-белых номеров закончилась в олимпийском 1980-м. По обезлюдевшей в то лето Москве разъезжали новенькие туристические автобусы, на которых красовались белые номера с четырьмя цифрами и буквами ОЛМ на белом фоне. По окончании Олимпиады все эти прибамбасы заменили обычными госномерами. Но уже весной 1981 года появилась информация о введении нового стандарта. Впервые у нас были разделены по внешнему виду номера, предназначенные государственным и личным транспортным средствам.

Частников теперь можно было вычислить в потоке еще издали: в их номерах между первой и второй буквой втиснулись четыре цифры. О региональной принадлежности автомобиля говорили последние две буквы в его номере: ОР — Орловская, МО, ММ, МН, МТ — Москва.

Развал Союза подкосил последнюю советскую систему номерных знаков. В 1993 году появились номера нового образца — с национальным флагом, цифровым кодом региона. Они прожили уже почти 20 лет, а что впереди? Некоторые специалисты утверждают, что принятая в начале 1990-х структура российских автономеров оказалась одной из самых неудачных в мире, так что необходимо переходить на новый стандарт. Опять?

До сих пор нет единого мнения, когда и где появились автономера. По одной из версий, пионером в этом деле следует считать Мюнхен, в котором номерные знаки стали выдавать в 1899 году. А вот история буквенных обозначений на номерах начинается с 1901 года, когда некий берлинский коммерсант Рудольф Херцог, желая сделать приятное жене, попросил разрешения у городских властей поставить на номер принадлежащего ему моторного экипажа впереди цифр инициалы любимой супруги.

Иногда трехбуквенные сочетания на номерах получались смешными. В столице Киргизской ССР городе Фрунзе колесили машины с номерами ФИГ, в Москве встречались легковушки с грозной надписью МНУ. А вот в Московской области застеснялись номеров с сериями ЮБУ, ЮБИ, ЮБЮ и вскоре после выпуска распорядились заменить их на более благозвучные.

Некоторых известных людей Госавтоинспекция снабжала красивыми номерами. Например, Юрий Гагарин получил для своей «Волги» таблички 78-78 МОД. А когда всемирно известный клоун Олег Попов привез в Москву Rolls-Royce, презентованный ему английской королевой, он получил суперномер 00-01 МОА. Говорят, распоряжение о его выдаче поступило чуть ли не из Политбюро.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Невинное голосование обернулось противостоянием: ставки росли, эмоции зашкаливали…

Ирина Хмара
Труд
Фото из открытых источников

Невинная, казалось бы, вещь — выбор символа для обновленной 500-рублевой купюры — обернулась грандиозным конфликтом. Сторонники горы Эльбрус и «Грозного-Сити» сошлись в самой настоящей политической...

Почему в СССР не хотели покупать крабы, треску и минтай, а сейчас хочется, да колется

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Недавно обнаружила, что в нашем супермаркете витрину, где лежат нарезки семги, кеты, форели и горбуши, на ночь (магазин открыт 24×7) запирают. А раньше под замком там держали лишь икру и балык из осетра. Признаться,...

Жизнь 00:01 / 24 Октября 2025 6591
Календарь: 24 октября

В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН

Труд
Фото: © IMAGO/Sascha Steinach, globallookpress.com

1632 Родился Антони ван Левенгук, нидерландский натуралист, конструктор микроскопов и основоположник микроскопии. 1745 Императрица Елизавета распорядилась завезти в царские дворцы котов для ловли мышей. 1889 Российская академия...

Жизнь 19:01 / 25 Октября 2025 6248
Последняя колонка

В Якутии идет перепись белых медведей

Труд
Фото: © IMAGO/Volker Hohlfeld, globallookpress.com

Хорошо бы встретить столетие на тренажере Столетний юбилей отметил житель Петрозаводска Константин Панов. А 80 лет назад он встречал День Победы в Берлине. После войны на первенстве группы войск в Германии...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Как Николай Жарков спасал судостроительный завод «Красное Сормово»

Гузель Агишева
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

75 лет назад, 25 октября 1950 года, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» была спущена на воду первая подводная лодка проекта 613. Так в СССР началось строительство самых глубоководных...

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4077
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 18:01 / 18 Октября 2025 2916
Последняя колонка

Проблема бездорожья за двести лет не потеряла свою актуальность

Труд
Фото: © Ilya Galakhov, globallookpress.com

Алмаз размером с яйцо В Мезенском районе Архангельской области при разработке кимберлитовой трубки нашли алмаз размером с куриное яйцо и весом в 340 карат. Как сообщил губернатор Александр Цыбульский, «это...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2731
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?