Главная Жизнь 15:16 26 Февраля 2014 3185
Любимая игрушка Сталина

 Самый красивый советский автомобиль ЗиС-110 поработал и «скорой помощью», и такси, и внедорожником

Спиридон Леснов

Конец зимы 1944-го – самый разгар жестокой войны. Части Красной армии еще даже не освободили многие из захваченных фашистской Германией территорий Советского Союза: наши части ведут наступление под Новгородом, форсируют Днепр... А в Москве на автомобильном заводе им. Сталина специалистам приходится напряженно работать над выполнением важнейшего правительственного задания. Они проектируют новый шикарный лимузин.

Очередной парадокс в лучших традициях непредсказуемого «вождя всех народов». В то время, когда судьба воюющей страны была еще отнюдь не определена, когда ее войска остро нуждались в армейских грузовиках, танках и бронетранспортерах, Иосиф Виссарионович вдруг вызвал в Кремль директора 1-го государственного автомобильного завода и приказал ему немедленно приступить к разработке новой модели представительского суперлимузина.

Срисованный с «Паккарда»

В августе 1945 года первый опытный экземпляр машины отправили в испытательный пробег, а уже в следующем году началось серийное производство. Так в середине суровых 1940-х появился у нас легендарный ЗиС-110, который многие специалисты считают самым красивым автомобилем советского времени, символом эпохи сталинского монументализма.

Не секрет, что ЗиС-110 в значительной степени срисован с американского «Паккарда-180», выпущенного в начале 1940-х. Сталину этот импортный лимузин очень приглянулся, и он захотел, чтобы у нас в стране начали выпускать собственную версию заокеанского автошедевра.

Именно на черных ЗиС-110 (это классическая окраска таких лимузинов) в 50-е – начале 60-х годов разъезжала вся высшая советская номенклатура. Согласно существовавшей тогда «табели о рангах» престижный автомобиль полагался «бонзам» из Политбюро и Президиума ВС, членам правительства, руководителям республик, краев, областей, крупным военачальникам.

Несколько «сто десятых» отдали в народ – для работы в таксомоторных парках столицы. Таким образом, в те годы у любого столичного жителя имелся шанс прокатиться по улицам города на такой же машине, какие обслуживали первых лиц государства.

А семь зисовских лимузинов использовались даже в качестве междугородных такси на маршруте Москва – Симферополь. Этот транспортный шедевр в те годы весьма активно рекламировали: сел в просторный удобный автомобиль и с шиком домчался до солнечного Крыма! Конечно, стоило такое удовольствие недешево и являлось, по сути, пиар-акцией, демонстрирующей иностранцам высокий уровень сервиса в Союзе.

Нашлась и еще одна работа для «сталинского «Паккарда»: специально оборудованные ЗиС-110А, выкрашенные в цвет слоновой кости, предназначались для перевозки больных. Столь навороченных машин «скорой помощи» в то время не существовало даже у американцев.

В 1956 году, при неугомонном Хрущеве, предприняли попытку создать на базе «сто десятого» уникальную, чуть ли не единственную в мире, модель лимузина-вездехода. И хотя логика подобной затеи не очень понятна (по кукурузным плантациям, что ли, собирался Никита Сергеевич ездить на таком суперджипе?), тем не менее были собраны несколько экспериментальных «ЗиСов»-внедорожников. Впрочем, уже очень скоро эту чудо-технику вернули на завод. По-видимому, высокое начальство в ней разочаровалось.

Жестокий эксперимент

Другой модификации представительского «ЗиСа» повезло больше. В конце 1940-х автозавод им. Сталина начал выпускать бронированные лимузины ЗиС-115. Каждый из этих монстров весил свыше 7 тонн; защитный панцирь, скрытый под панелями кузова, был собран из шестимиллиметровых листов стальной брони, а толщина пуленепробиваемых стекол достигала 75 мм!

Ветераны автозавода позднее рассказывали, как производилась госприемка первого такого «броневика»:

– Приехавший генерал-чекист подошел к «ЗиСу» в сопровождении еще нескольких военных, а также конструкторов и мастеров, которые эту машину делали. Когда один из руководителей проекта начал было что-то объяснять по поводу надежности нового автомобиля, гэбэшник его прервал: «А вы кто? Главный конструктор? Прекрасно! Садитесь в машину». Вслед за тем подозвал других автозаводцев: «Начальник цеха? Отлично! Усаживайтесь рядом. Бригадир? Прошу вот сюда, на переднее сиденье».

После того как в «ЗиСе» оказалось пять или шесть человек, товарищ с Лубянки захлопнул двери машины и кивнул прибывшим вместе с ним коллегам: «Давай, ребята!» Те проворно расчехлили автоматы и с убойной дистанции выпустили по кабине «ЗИСа» несколько очередей. Грохот, паника среди заводчан, не ожидавших подобного «эксперимента». От лакированных бортов машины только краска брызнула мелкими чешуйками во все стороны, но сами двери, стекла, борт испытание выдержали с честью. Так что еще через минуту подопытные автомобилестроители уже могли выбраться на свободу – целые и невредимые. Хотя самочувствие у них было не ахти. Одного пот холодный прошиб, у другого сердце прихватило, третий дрожь в коленках унять не может...

Зато никаких претензий к «броневику» не возникло, и завод начал выпуск таких мастодонтов. Всего их собрали, по имеющимся сведениям, около 60 штук, и большая часть машин работала в кремлевском Гараже особого назначения (ГОН). Некоторые из них уцелели до наших дней. «Непробиваемый» ЗиС-115 хранится, например, в коллекции Политехнического музея. А несколько лет назад пару многотонных бронированных «членовозов» продали на Запад – за каждую из этих «любимых машин Сталина» зарубежные коллекционеры отвалили по миллиону долларов!

Под пресс в полной комплектации

Впрочем, это скорее исключение из правил. Большинство «ЗиСов» из кремлевского ГОНа (и бронированных, и обычных) после их «ухода на пенсию» было уничтожено бесследно. От «придворных» лимузинов не осталось даже самой мелкой детали в качестве сувенира. По воспоминаниям старых автозаводцев, каждый списанный правительственный «ЗиС» обязательно проверялся в гараже на предмет его полной укомплектованности – дабы исключить попытки со стороны обслуживающего персонала позаимствовать себе на память часы, эмблемы, всякие хромированные украшения. Потом такие комплектные машины ночью, под охраной сотрудников спецслужб, перегоняли на завод «Серп и молот» и там прямо целиком отправляли под пресс.

Подобные строгости существовали даже в более поздние времена (есть сведения, что последняя пара ЗиС-110 из кремлевского гаража была отправлена под пресс в самом начале 1990-х). Поэтому, как объясняют ценители отечественной автостарины, практически все дожившие до нашего времени «сто десятые» – это машины с периферии. Откуда-нибудь из Ярославля, Оренбурга, где они возили местных областных боссов. Биография этих «старичков» достаточно типична: после списания их приобрели по сходной цене обкомовские шоферы или завгары в надежде приспособить под личный транспорт. Но тяжелые лимузины оказались малопригодны для повседневных разъездов: крутые повороты, резкое торможение, маневры в тесных дворах – все это у ЗиС-110 не очень хорошо получается. Оставленные за ненадобностью на задворках, в гаражах, побитые «ЗиСы» позднее перекочевали к любителям ретротехники, которые их отреставрировали и теперь демонстрируют иногда во время проведения парадов автостарины.

И так бывало

Специально оборудованные автомобили ЗиС-110В с открытым кузовом кабриолет (их покрасили в серый цвет) с 1955 года заменили породистых лошадей, на которых прежде министр обороны и командующий Московским гарнизоном объезжали войска во время парадов на Красной площади.

***

ЗиС-110 был подарен Сталиным патриарху Алексию – «за вклад Русской православной церкви, внесенный в разгром немецко-фашистских захватчиков». Этот лимузин имел приметный вид: единственный из машин этой марки был покрашен в темно-зеленый цвет. Еще один «ЗиС» советский вождь презентовал лидеру корейских коммунистов Ким Ир Сену.

***

Все «сто десятые» внутри отделывались дорогим «генеральским» сукном. Нижняя часть дверей, подлокотники обивались кожей. В сидениях пружины сверху накрывали толстыми стегаными прокладками из верблюжьей шерсти, а в самых первых машинах для этой цели использовался слой нежнейшего гагачьего пуха. Такое изобилие натуральных материалов аукнулось при эксплуатации дополнительной проблемой: стоящие в гаражах ЗиСы подвергались атакам мышей и моли.

***

За те 12 лет, что ЗиС-110 выпускали серийно (1946–1958 годы), завод собрал лишь чуть более 2000 таких машин. Из них к сегодняшнему дню уцелело не более полусотни.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 5407
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3922
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3157
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Жизнь 19:01 / 13 Декабря 2025 3140
Последняя колонка

Росприроднадзор потребовал выселить крокодила из новосибирского гипермаркета

Труд
Кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer). Фото: globallookpress.com

Новые трассы на Эльбрусе На Эльбрусе, самой известной вершине Кавказа высотой 5600 метров, открылся очередной горнолыжный сезон. Минувшим летом на восточных склонах построены еще две канатные дороги и проложены 5 км...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2940
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2911
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Покупательница недвижимости Полина Лурье сочла предложение неразумным

Фото: «Комсомольская правда»/Роман Денисов, globallookpress.com

Певица Лариса Долина предложила возвращать купившей у ней квартиру Полине Лурье деньги за недвижимость в течение трёх с лишним лет. Об этом рассказала РИА Новости адвокат покупательницы Светлана Свириденко. «Спустя полтора года судебных...

Каких-то десять лет потребовалось правоохранителям на то, чтобы пресечь воровство земель Министерства обороны под Петербургом

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Ущерб государству от самозахвата десятков гектаров может составлять миллиарды рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многолетнюю схему по хищению земель Министерства обороны наконец-то пресекли правоохранительные органы. Их об этом просили добрый десяток лет, но они почему-то так долго запрягали... Председателя правления садоводства «Защита»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?