История учит нас ничему не удивляться. Но как, скажите, не изумиться тому откровенному цинизму, с каким переписывается история Второй мировой войны? Ярчайший пример — события, развернувшиеся на этой неделе вокруг памятной даты: 70-й годовщины освобождения Освенцима. Ряд политиканов в Европе по этому случаю постарались поменять местами в этой истории победителей и побежденных, жертв и палачей.
Это кажется невозможным: ведь именно Советский Союз и его армия сломали хребет фашизму, оплатив победу самыми большими жертвами. Тому есть свидетельства как архивные, так и живые, хотя, увы, очевидцы почти ушли. Был суд над военными преступниками в Нюрнберге. Нацизм осужден, а в числе тех, кто выносил приговор, были наши с вами отцы и деды. И вдруг все оказывается перевернутым с ног на голову. Одно за другим следуют смехотворные заявления. О том, что Украина и Германия стали жертвами вторжения советской армии. И что, видите ли, украинцы, а не красноармейцы открыли ворота лагеря смерти.
На сессии ПАСЕ главе парламентской делегации из России отказывают в слове. А президент Владимир Путин не оказался в числе приглашенных на памятную церемонию по случаю 70-й годовщины освобождения самого страшного нацистского концлагеря. Объяснения польских официальных лиц (дескать, сами решайте, кого посылать) могли устроить разве что идиотов, ничего не смыслящих в протокольных мероприятиях с участием первых лиц государств.
Вернусь к абсолютно оскорбительному высказыванию главы польского МИДа Схетыны про освободителей Освенцима. «Это украинский фронт, Первый украинский фронт, и украинцы освобождали, там были украинские солдаты в тот январский день, открывали ворота и освобождали лагерь». В одном небольшом предложении, заметьте, слово «украинцы» звучит четырежды. И вот господин Порошенко в почетных гостях — в то время как его каратели — нацгвардейцы усмиряют Донбасс, щеголяя эсэсовской символикой на форме. А может, тогда вспомним, кто расстреливал евреев в киевском Бабьем Яру или жег белорусскую Хатынь со стариками и ребятишками?
Стремление не просто переврать исторические факты, но и унизить Россию налицо. Откуда это? Предшественник Схетыны Радослав Сикорский, не думая, что его прослушивают, так объяснял ситуацию собеседнику (эти слова уже публично озвучены, поэтому рискну их процитировать): «Это дерьмо, мы перессоримся с немцами и французами, так как мы отсасываем у американцев, как последние фраера. Проблема Польши в том, что у нас дешевая национальная гордость и низкая самооценка. Такое вот негритянство». Спорить с экс-министром не стану, ему лучше знать, перед какой страной и в какую позу стремятся поставить Польшу ее политики.
А вот что пишет немецкий историк Гетц в Berliner Zeitung: «Не приглашать на юбилей освобождения Освенцима представителей России бездумно, бесчувственно и политически безответственно. Канцлер притворяется, что она ни при чем. Но, очевидно, она считает правильным, что 27 января в Освенциме президент Германии Гаук выступит в роли «хорошего», будет говорить о ценностях и исторической ответственности, в то время как русские, будучи «плохими», должны сидеть дома. Странно? Нет — отвратительно! Ведь в рядах советской армии сражалось около полумиллиона евреев, 200 тысяч из которых погибли в боях или в немецком плену. Тем не менее немецкие политические лидеры по сей день отказывают в уважении солдатам Красной армии, в том числе и павшим еврейского происхождения».
Я сам несколько раз бывал в Освенциме, и каждый раз меня впечатляли эмоции людей, впервые здесь побывавших. Разного возраста, гражданства и вероисповедания, они потрясенно повторяют: «Не может быть, не может этого быть...» Но это было! Освенцим — целый комплекс лагерей смерти в 60 км от Кракова. Он был освобожден 27 января 1945 года Красной армией, и эта дата установлена ООН как Международный день памяти жертв Холокоста. Точное количество погибших в Освенциме неизвестно. Принято считать, от 1,1 до 1,6 млн. В том числе 1 100 000 евреев, 150 000 поляков, 100 000 русских. Комендант Освенцима Рудольф Хёсс на Нюрнбергском трибунале называл другую цифру — 2,5 млн расстрелянных, повешенных, удушенных газом и уничтоженных в результате опытов над людьми.
Эшелоны, прибывавшие на лагерный перрон, проходили сортировку в течение часа. В первую группу, и это была большая часть прибывших, попадали старики, дети, которых отрывали от родителей, женщины, которые эсэсовским отборщикам казались некрасивыми. Дорога этих несчастных вела прямиком в газовые камеры. Вторая группа — пригодные для тяжелой работы. Им давался шанс прожить несколько месяцев, пока голод, побои и тяжкий труд не превращали их в скелеты. Надзиратели печей крематория жаловались: люди-скелеты плохо горят.
В Освенциме существовал и публичный дом, куда отбирались привлекательные женщины. А еще была особая категория узников, которых гестапо собирало по всей Европе по указанию Генриха Гиммлера. Карлики, лилипуты, сиамские близнецы, дети, больные редкими генетическими болезнями попадали в руки изверга — «доктора» Менгеле. Свидетельства тех экспериментов и сегодня не делают доступными широкому кругу исследователей. Исключительно из гуманных соображений: сохранить нормальную психику при изучении этих документов непросто.
Для нацистов Освенцим был рабочей базой, где отрабатывались самые изощренные методы уничтожения людей. Именно в Освенциме был испытан газ «Циклон Б». Замкоменданта Карл Фрич, сторонник чистоты, обратил внимание, как исправно дохнут тараканы от этого порошка. А люди? Первыми «испытателями» стали 3 сентября 1941 года 600 советских военнопленных. Всех их ждала мучительнейшая агония...
Все опыты опирались, разумеется, на расовые теории. Гиммлер поручил профессору Августу Хирту создать коллекцию черепов для использования в пропаганде. Хирт в записке попросил выделить ему русских. Цитирую: «Собирая и сохраняя черепа комиссаров, воплощающих отвратительные, но характерные признаки недочеловека, мы получим наглядный научный материал». В его коллекции были не только черепа, но и целые скелеты. Каким образом из живого человека палачи в белых халатах изготавливали образцовый скелет, я писать не могу. Рука не поднимается. Завершить работу профессор не успел. «Недочеловеки» освободили Освенцим и взяли Берлин. Боссы Хирта закончили жизнь на виселице. Сам Хирт застрелился в 1945-м.
* * *
Ну и в заключение — о тех, кто освобождал Освенцим. Это войска 1-го Украинского фронта под командованием дважды Героя Советского Союза маршала Ивана Конева и 4-го Украинского фронта под командованием Героя Советского Союза генерала армии Ивана Петрова. Первыми на территорию Освенцима вошли подразделения 100-й Львовской дивизии (командир генерал-майор Федор Красавин), 286-й Ленинградской стрелковой дивизии (генерал-майор Михаил Гришин), 107-й стрелковой дивизии (Герой Советского Союза, генерал-майор Василий Петренко). Первую медицинскую помощь выжившим узникам оказали начальник санитарной службы 60-й армии М. Успенский, армейский токсиколог Иосиф Фридлянд, начальники госпиталей А. Вейтков и Б. Мелай. Никого из них уже нет в живых. Всего же в боях за освобождение Освенцима погибли 350 советских солдат и офицеров.
Думаю, им очень не понравилось бы, если бы кто-то кощунственно начал их делить по национальностям.