В 1979 году мне с коллегой-журналистом довелось ехать вдоль будущей трассы БАМа - от Уояна до Северомуйска. Накануне прошел сильный ливень, и наша машина остановилась у вышедшей из берегов таежной реки. Стали искать объезд. Долго плутали по еле заметной тропинке. Тут и наткнулись на ветхую, совсем почти разрушенную временем землянку. Рядом валялись ржавый топор и нечто напоминающее треногу для теодолита.
Позже узнали: то была стоянка известного русского географа и революционера-анархиста князя Петра Кропоткина. Он с экспедицией прошел в 1864 - 1866 годах по верховью реки Муя. Открыл и нанес на карту Северо-Муйский хребет. Еще в те годы русские землепроходцы предлагали построить дорогу от Байкала до Тихого океана по тем местам, где ныне пролег БАМ. Так что досужие обывательские разговоры о том, что нам этот "второй Транссиб" ни к чему, весьма поверхностны. Трасса БАМа прокладывалась с учетом конкретных геополитических и экономических условий (сложные отношения с Китаем, необходимость разведки и последующей разработки природных богатств Сибири - меди Удакана, угля Нерюнги и т.д.). Иное дело, что трассу дороги рассекают горные хребты, преодолеть которые во времена Кропоткина было невозможно, да и сейчас сделать очень трудно.
Такого тоннеля-гиганта, как Северомуйский, в столь сложных природных условиях не строил еще никто. Это ведь не просто подземный коридор длиной 15 километров 300 метров, а сложнейшей комплекс из 35 километров горных выработок, куда входят транспортно-дренажная штольня, четыре вертикальных шахтных ствола, огромное количество подходных и вспомогательных выемок. Даже при идеальных условиях выполнить такой объем работ непросто. А уж в Забайкалье, где и вечная мерзлота, и землетрясения, и наледи, и морозы, - это исключительно сложная задача.
За первые пять лет строителям пришлось преодолеть сотню разломов и размывов и среди них ангараканский шириной полкилометра. Скрытый водяной столб в нем достигал 140 метров. Я видел своими глазами, в каких тяжелейших условиях метр за метром шли вперед проходчики. Могу только пожелать всем, кто достраивает тоннель, терпения и успеха.