В ответ на постановление правительства России, разрешающее с 1 июля разомкнутое производство беленой целлюлозы на Байкальском ЦБК, представители ведущих природоохранных организации России - в том числе отделений Greenpeace и WWF - передали Медведеву обращение с призывом отменить постановление.

«Это документ (постановление правительства – ред.) не только угрожает озеру Байкал, но и угрожает репутации Российской Федерации, поскольку озеро Байкал является территорией Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это достояние не только российское, но и всемирное», - заявил руководитель Байкальской программы «Greenpeace Россия» Роман Важенков.

Помимо серьезной экологической опасности, которую несет произврдство беленой целлюлозы уникальной экосистеме озера Байкал, экологи апеллируют к сугубо экономическим факторам, свидетельствующим о бессмысленности такого шага. В частности, они обращают внимание, что возобновление работы ЦБК принесет Байкальску мало выгоды из-за постоянных задержек зарплаты и угрозы закрытия.

Кроме того, туризм мог бы принести гораздо больший доход не только 17-тысячному Байкальску, но и всему региону.

« Будущее Байкальска в альтернативных производствах и туризме. Для их развития здесь есть все возможности», - говорится в обращении.

На заседании Госсовета президент Медведев заявил: «У правительства есть свой взгляд на эту тему. Естественно, в нем есть, наверное, и плюсы, и минусы, и решения определенные принимаются, но эта тема не исключена из общественного обсуждения, и она вообще не закрыта».

ЦБК работает на Байкале с 1968 года. Еще в советские времена предприятие стало объектом критики экологов и защитников Байкала, поскольку он сбрасывал в самое большое в мире пресное озеро значительные объемы стоков. По данным «Гринпис», в озеро ежегодно уходило около 100 тысяч кубометров сточных вод.

До 2008 года комбинат производил беленую целлюлозу. В сентябре 2008 года завод по требованию властей перешел на замкнутый водооборот и производство небеленой целлюлозы. Поскольку спрос на продукцию ЦБК упал из-за кризиса, в следующем месяце комбинат приостановил работу. Две трети из 2300 сотрудников были уволены.

Комбинат приостановил работу в октябре 2008 года, после того, как перешел на систему замкнутого водооборота для защиты экологии Байкала и потому больше не мог производить высокорентабельную беленую целлюлозу.

Олег Дерипаска якобы гарантировал, «что в течение трех лет полностью отработают технологию, не допускающую каких-либо сбросов в Байкал, и эта тема будет полностью закрыта». Об этом глава Минприроды Юрий Трутнев докладывал премьер-министру Владимиру Путину. Были ли предприняты какие-либо действенные меры в исполнение этих слов, неизвестно.

Сложившаяся вокруг ЦБК ситуация приносит Дерипаске немалые финансовые, а также имджевые убытки. По данным «Ведомостей», он намерен избавиться от столь обременительной собственности. В частности, бизнесмен отдать свои 50,27% активов БЦБК, принадлежащие его компании Braivlink Ltd. 25,07% получит младший партнер Дерипаски в управляющей предриятием компании «Континенталь менеджмент» Николай Макаров, а 25,2% акций ЦБК Дерипаска собирается безвозмездно передать администрации Байкальска.

В январе 2010 года правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это открыло дорогу к возобновлению работы ЦБК и вызвало бурные протесты российских и мировых экологов.

Байкал стал объектом Международного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Одним из условий включения озера в перечень было прекращение сброса сточных вод.