Главная Работа Люди 00:03 19 Апреля 2024 5498
Летчики не умирают, просто иногда они не возвращаются из полета

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25, палубный и обычный варианты МиГ-29. А еще он поразил летающий мир, впервые исполнив фигуру высшего пилотажа «колокол» на реактивном истребителе — до него это считалось невозможным. Он вообще немало с-умел сделать из невозможного.

Вего летной биографии многие события соседствуют со словом «впервые». В 1982 году Анатолий Квочур на МиГ-29 испытал предельные по прочности самолета (и человека?) перегрузки в 9 единиц. На его счету были и первые полеты на палубном варианте МиГ-29, когда в нашей стране еще ни у кого не было такого опыта. И первые в СССР взлет и посадка с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» в ночное время...

Давний друг «Труда», Герой Советского Союза Анатолий Соловьев, пришедший в отряд космонавтов военным летчиком первого класса, называет Квочура первооткрывателем. «Уж поверьте, я знаю, о чем речь, — говорит Анатолий Яковлевич. — Это был пилот от Бога. Чего стоят одни только палубные взлеты-посадки или полеты в ночное время! Он проторил дорогу другим пилотам».

Летчика-испытателя, кавалера ордена Мужества, летного директора МЧС России Валерия Крузе, известного по испытаниям лучшего в мире самолета-амфибии Бе-200, мой звонок застал в кабине Ил-76. Вместе с экипажем он помогал жителям Кургана в борьбе с разбушевавшейся водной стихией.

«Я счастлив, что не однажды общался с этим удивительным пилотом, всесторонне образованным, интеллигентным человеком, — отозвался Валерий Андреевич. — Квочур участвовал в оценке эргономики кабины Бе-200. Но я хочу подчеркнуть не только его профессиональные качества, но и человеческие. Он был начисто лишен снобизма, хотя достиг высочайшего мастерства в своем деле. Его скромность и доброжелательность оставались в памяти у всех, кто с ним общался. И еще: у него было приятно учиться. Однажды я наблюдал, как он на ВПП в Жуковском испытывал систему ночной посадки самолета без единого светового огня. Я как раз в то время готовил молодых пилотов к полетам на Бе-200. Увиденное подтолкнуло и меня использовать этот опыт в учебной программе».

А еще Валерий Андреевич вспоминает о выправке Квочура — в любом возрасте был строен, подтянут, физически подготовлен. Когда год назад стало известно, что он тяжело болен, все знакомые подумали об одном и том же ЧП. Тот известный всему миру благодаря кинохронике случай катапультирования на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году не мог пройти для пилота без последствий. Тогда при пролете над скоплением зрителей на сверхмалой высоте в двигатель его машины попала птица. За семь секунд до катастрофы пилот направил машину на единственный свободный от людей пятачок летного поля. После катапультирования парашют не успел до конца раскрыться и наполниться воздухом, пилот чудом остался жив, зато никто на земле не пострадал. А ведь были еще сотни полетов, где не только испытывалась техника, но и выяснялся предел человеческих возможностей...

Известный всему миру благодаря кинохронике случай катапультирования на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году. Фото из открытых источников

Специалист в области электронной оснастки и безопасности Юрий Финк вспоминает о мечте Квочура повторить чкаловский перелет через Северный полюс в Америку, только не на тяжелой машине, а на Су-30. Увы, та мечта так и осталась несбывшейся — и вовсе не по вине летчика или техники.

«В 2002 году, — рассказывает Финк, — мы подготовили к длительному полету „сушку“ и танкер-заправщик Ил-78. Анатолий Николаевич с головой был погружен в этот проект. Увы, перелет отменили из-за проблем со швейцарской компанией Noga, грозившей тогда арестовать российские самолеты в счет уплаты долга за продовольствие и другие товары...»

Впрочем, на счету Квочура были другие знаменательные свершения: сверхдальний перелет на истребителе Су-27 с подмосковного Жуковского в Австралию, полеты через Северный полюс по замкнутому маршруту; сверхдальние перелеты в группе истребителей продолжительностью более 10-11 часов с многократными дозаправками в воздухе днем и ночью, в том числе над океаном, от арктических до тропических широт.

В истории авиации останется и фигура высшего пилотажа, названная его именем: «Колокол Квочура». Чтобы выполнить ее, летчик поднимает самолет высоко в небо, гасит скорость до нуля, затем, зависая, задирает нос машины, после чего та вертикально опрокидывается вниз с последующим выравниванием. При этом возникает имитация движения колокольного маятника, отсюда и взялось название.

Считалось, что выполнить такой «фокус» можно только на винтовом самолете, а реактивный, летающий с высокой скоростью, не может останавливаться в воздухе. Оказалось, может! И это впервые наглядно показал в 1988 году Анатолий Квочур, выступая на МиГ-29 на авиасалоне в английском Фарнборо. После Квочура такому маневру научились и другие летчики, но он был первым. И «фокусничал» наш пилот не ради славы и аплодисментов — такой маневр делает истребитель невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. Сколько жизней удалось спасти, история умалчивает, но заслуг «маэстро неба» Квочура это не умаляет.

...Свой последний полет прославленный пилот совершил в 65 лет. После чего прожил еще семь лет, вспоминая небо и тоскуя о нем. У летчика, писателя, фронтовика Анатолия Маркуши есть повесть «Последний парад». Ее герой, увольняющийся в запас летчик, в последний раз садится в кабину самолета. Взлетает — и на этом конец повествования. На титульном листе книги Маркуша написал: «Летчики не умирают, просто иногда они не возвращаются из полета».

Будем считать, что именно так случилось и с пилотом Анатолием Николаевичем Квочуром, подарившим миру рекорды и примеры мужества и высочайшего летного мастерства.

Штрихи

Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Винницкой области Украинской ССР. Окончил Ейское высшее авиационное училище, служил в частях ВВС Группы советских войск в Германии. В 1975-1978 годах отучился в Школе летчиков-испытателей, после чего работал на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Позже был переведен в ОКБ имени А.И. Микояна, где продолжил работать по специальности. В 1981 году окончил Московский авиационный институт.

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 5724
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?