Главная Культура 23:09 05 Апреля 2019 2295
«Доходное место» между Думой и Совфедом

Теперь и театр оперетты стал домом Островского 

Сергей Бирюков
Лирическую кульминацию спектакля -- дуэт "Дождик, дождик, перестань" - по просьбе публики Дарья Январина (Полина) и Павел Иванов (Василий) повторяют на бис в конце представления. Фото автора

В Московской оперетте поставили «Доходное место» Островского – Гладкова – Кима. В столице и мире прибыло одним классным мюзиклом.

Хотя признаюсь, шел на спектакль не без сомнений. Сколько мы знаем халтурных образцов жанра, пусть и прикрывающихся классической литературной основой. И знаменитые имена авторов часто совершенно не гарантируют качества. Ну да, лет этак 30-40 назад, тот или иной композитор или, допустим, стихотворец заводили публику с пол-оборота, но сегодня…

Геннадий Гладков и Юлий Ким тоже отнюдь не из числа 30-летних законодателей театральной моды. Оба, чего уж обиняками, перешагнули 80-летний порог, и никто бы не удивился, увидев в новой постановке крепкое, профессиональное, но не слишком яркое изделие.

Не тут-то было. С первых тактов увертюры, с первого же хора-галопа клерков в конторе тебя хватает за грудки яркость мелодий, взрывная энергия ритмов. Конечно, помогло и то, что в основе – давняя, 1981 года, работа Гладкова и Кима – чудесный (только обидно короткий, чуть больше часа) фильм с Роланом Быковым, Олегом Табаковым, Татьяной Догилевой и другими звездами. Оба сочинителя тогда были в зените востребованности и славы – последней не мешало и то, что политически опального Кима в титрах шифровали под псевдонимом «Ю.Михайлов»: об этом секрете Полишинеля не знал только самый наивный и непросвещенный зритель.

Но одно дело камерный по масштабам фильм, другое – полнометражный (два с половиной часа чистого театрального времени) спектакль, для которого авторам пришлось многое досочинить. И ручаюсь вам, вы не заметите швов. Драматургия выстроена мастерски, все сцены развиваются в пружинном, неуклонно раскручивающемся темпе. Ким нисколько не утерял веселой легкости водевильного рифмоплетения во всех своих нарочито китчевых припевках вроде «я была так миЛА и ни о чем таком не думаЛА». А музыкальный ток скрепляется множеством лейтмотивов, среди которых особенно хватают слух лихой галоп «Превосходное место доходное», исполняемый обычно глумливым хором чинуш, и чудесная, лирическая, грустная и светлая тема «Дождик, дождик, перестань», впервые возникающая в дуэте главной пары героев – Полины и Василия Николаича Жадова. Конечно, велик в этом успехе и вклад режиссера Валерия Архипова, он же хореограф, уверенно выстроившего пластическую партитуру, где в драматическое действие постоянно вторгается танцевальным комментарием эффектный балет – тех же клерков, или кумушек – подружек бойкой и практичной Юлиньки (старшей сестры Поли), или нагло-веселого так называемого света, осуждающего Василия за бедность (мамаша сестричек прямо называет его мерзавцем).

Какой, например, великолепный каскад реплик и пляса – сцена случайной встречи Василия с бывшим соучеником по Московскому университету Досужевым, ныне успешным адвокатом, который предпочел честной бедности развод невежественных клиентов на отчаянные гонорары. Казалось, как превзойти этот градус – но его перешкаливает следующая сцена гульбы удачливого клерка Белогубова с цыганами, однако и это не предел. Кульминация спектакля – эпизод в бедняцком жилище Василия и Поли, которой надоела униженная жизнь, и она уходит к маменьке, поскольку «совесть и честь еще никого не прокормили». Тут сплетаются все главные музыкальные темы, а на героя наседают видения – призраки его начальников, сослуживцев, адвоката, сварливой тещи…

Все это, замечу – в роскошном (в самом лучшем смысле слова) оформлении художника Бориса Краснова – который ведь тоже далеко не первый день «в этом бизнесе», но в его карьере был большой перерыв, и вернуться в профессию он мог в совершенно иной кондиции – а вернулся на коне, в полном блеске мастерства сценической иллюзии. Более того, в его сцене у могущественного, хотя «не совсем твердого в законе» Аристарха Владимировича, в его эпизоде майской свадьбы Белогубова и Юли, как и в других фрагментах, не меньше великолепия, но куда больше вкуса, чем в некогда потрясавших Кремль и прочие пафосные сцены шоу Киркорова и Баскова.

Ну и о главном в музыкальном театре – о работе артистов и оркестра. Она превосходна – даже у Инары Гулиевой, которая, понятно, не в той вокальной форме, в какой 45 лет назад пришла в этот коллектив, но сколько актерского куража в ее роли старорежимной мамаши Фелисаты Герасимовны! Тем более увлекают актеры на пике карьеры – Александр Голубев (вальяжный и катастрофически сдувающийся под конец Аристарх Владимирович), Дмитрий Лебедев (напыщенный недоброжелатель Василия Аким Акимович Юсов), Петр Борисенко (неукротимо харизматичный Досужев). И, конечно, отличная молодежь – Алена Голубева (Юлинька), Дарья Январина (Полина), Павел Иванов (Василий)… И мотор этой крепкой исполнительской команды – супер-темпераментный дирижер Андрей Семенов, которому нипочем и такие мюзикльные, и самые хитросплетенные филармонические партитуры.

Закончить же заметку мне хочется низким поклоном в сторону все-таки главного сочинителя произведения – Александра Островского. Чей потрясающий текст и лепку характеров, по крайней мере в их основе, мюзикл не затенил, и это тоже ему громадный плюс. Да, совесть еще никого не прокормила – но и воровство не выход: все нажитое непосильным трудом может пойти прахом в единый миг. Далекий от резонерства Александр Николаевич оставляет героя и нас в самый критический момент выбора, ничего не подсказывая – и сказав все. А музыка и спектакль (идущий, кстати, в здании ровно на полпути между обеими палатами нашего парламента, так многое отражающего в нашей несовершенной жизни) ему в этом помогли. 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25639
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?