— Валерий Яковлевич, вы ведь сами когда-то выступали в Ялте как молодой конкурсант?
— Да, в 1979 году я там заявил о себе. Тот фестиваль в Ялте назывался конкурсом исполнителей песен стран социалистического содружества. С тех пор география нашего песенного «содружества» расширилась. Теперь у нас и Южная Америка, и Северная, и Африка, и Австралия, а еще Индия,
— Бывают жесткие члены жюри, а бывают добрые, лояльные. Первые, как правило, занижают оценки, вторые, наоборот, завышают. А вы какой?
— Честно говоря, я очень переживаю. Мне всегда казалось, что в работе жюри есть определенный элемент жестокости. Ты ставишь свой балл, а потом оказывается, что недодал единичку к общей сумме, и именно этой единички не хватило для того, чтобы человек победил. Получается, именно ты испортил ему жизнь, судьбу и карьеру — вот это страшно. Но на самом деле, мне кажется, в конкурсе самое главное — заявить о себе. Вовсе не обязательно получать призовое место, тому есть множество примеров (самый яркий — художественный руководитель конкурса в Крыму Алла Пугачева, которая на первом своем конкурсе артистов эстрады
— Вспомните — что вы тогда, в
— Не только у меня, но и у всех конкурсантов была богатая программа. Условия были настолько удобные, что давали возможность как следует заявить о себе. Каждый
— Какие призы давали тогда лауреатам?
— Вы не поверите, но: только почетную грамоту. Сегодня же — 100 тысяч долларов. И показывали тот конкурс по телевидению только на Украине, на весь Советский Союз трансляции не было.
— Интересно, что стало потом с композицией «Памяти гитариста»? Мало кто из ваших поклонников ее слышал.
— Я пел ее пару лет. Но это было произведение, которое массовому зрителю сложновато принять. Оно вызывало если не недоумение, то в лучшем случае такое замороченное состояние: про что это, о чем это он? Это была вещь для музыкантов, для ценителей. Для тех, кто знает толк в эстрадной музыке.
— А сейчас нет у вас мысли ее
— Нет, что вы! Поделюсь с вами печальным наблюдением. Я решил для своих московских, так называемых юбилейных концертов, которые состоятся 21 и 22 октября в Кремле, восстановить старую тухмановскую песню «Танцевальный час на солнце», которая тоже принесла мне в свое время победу на международном конкурсе. Мы с моими музыкантами постарались — все восстановили, отрепетировали. После чего я ее целых три концерта, будучи на гастролях, отпел. (Смеется.) Реакция была такой: бедные зрители только переглядывались. Ухо современного зрителя утратило способность воспринимать сложную тухмановскую гармонию, стихи с вкраплениями иностранных слов не воспринимались. После этой песни, чтобы спасти ситуацию, я панически начинал петь «Ягодку».
— А что у вас за юбилей, Валерий Яковлевич?
— 40 лет творческой деятельности.
— Наверное, готовите программу из золотых хитов?
— Я в очень сложном положении, как всякий юбиляр — что за противное слово! Лучше скажу: как всякий артист, у которого с годами сложился обильный репертуарный багаж. Потому что зрители придут в Кремль в ожидании, конечно же, золотых хитов. Но я же не могу весь концерт петь свои хиты! Потому что тогда я повешусь на кулисе еще до финала. Конечно же, включаются в программу свежие хиты и совсем новые песни. Потому что публика — сложный организм. Если будет засилье старых песен, наверняка ты услышишь после концерта в фойе голоса: «Он совсем обленился со своими „Светофорами“, ничего нового не делает», — а сделаешь крен в сторону нового репертуара — услышишь: «Чего это он поет, мы билеты покупали, чтобы услышать любимые песни, а он
— В Кремле вы давно не выступали?
— Я вообще там никогда не выступал с сольными концертами. Я шесть лет не был с концертами в Москве, после того как зал «Россия» пустили под бульдозер. И не только я, многие артисты осиротели. У нас исчез дом: Но 40 лет на сцене — это не та цифра, от которой можно легко отмахнуться. При всей моей ненависти к слову «юбилей» я
— После октябрьских концертов в Москве отправитесь в юбилейный тур?
— Наверное, поезжу несколько лет с юбилеем… (Смеется.) До следующей даты. А если серьезно, то наши декорации после Кремля реально можно вывезти только в Питер и в Киев. Там есть две площадки, которые могут их принять.
— Валерий Яковлевич, вас не удивляет альянс Пугачевой и Ротару на грядущем крымском фестивале? Помните ведь, сколько пересудов было об их сложных отношениях.
— Это вполне ожидаемый альянс. Почему бы и нет? На своем
— А зачем вообще нужен еще один конкурс молодых артистов? После «Новой волны», «Славянского базара» и других?
— Конкурс — это же всегда возможность показать себя. Кроме того, зрителю конкурсы и фестивали нравятся. Попробуйте попадите в Юрмале на фестивальные концерты «Новой волны» — не попадете! Фестиваль — это возможность увидеть всех звезд сразу, узнать свежие, незатертые имена, услышать новые звуки, новую подачу — и все это за пять дней!
— В анонсах фестиваля в Ялте интригует строка «Звезды меняют имидж». Вас тоже попросили приехать в Крым в новом имидже?
— Ничего подобного в свой адрес я не слышал. На днях я зашел на сайт фестиваля и с удивлением прочитал, что звезды, оказываются, меняют имидж. Меня это тоже заинтриговало: я бы тоже хотел посмотреть, как эти самые звезды будут менять имидж!
— Что связывает вас с залом «Фестивальный» в Ялте?
— После того как я на этой сцене засветился в
— В жюри вместе с вами будут заседать Глория Гейнор и Демис Руссос. Для вас это большие имена?
— А как же! Это ведь столпы
— Многие обратили внимание на то, что вы не приняли участие в творческом вечере Раймонда Паулса на фестивале в Юрмале в этом году.
— Знаете, меня никто не
— Паулс говорил мне, что он сам тоже удивлялся.
— Раймонд? Ну что ему стоило снять трубку и позвонить мне!
— Он рассказал, что организацией этого концерта занимался не он.
— Наверное,
— Вы не обиделись?
— Если мне начать записывать в книжечку все свои обиды за 40 лет сцены, это будет слишком толстый том.
— Насколько вы следите за тем, что происходит на музыкальной сцене? Смотрите ли всемирные музыкальные конкурсы? Недавнюю премию MTV смотрели по ТВ?
— Я перед собой никогда не ставил такой цели — постоянно и неотрывно находиться в курсе событий, следить по телевизору за тем, что происходит. Так что не слишком и интересуюсь.
— А конкурс «Евровидение» тоже не видели?
— «Евровидение» смотрю каждый год, хотя на следующий год, очевидно, не буду смотреть.
— Почему же?
— Предпочтения вот этих самых, якобы отправлявших эсэмэски зрителей настолько не сходятся с моими представлениями о том, каким должен быть лучший певец или лучшая певица, что я себя больше не хочу травмировать просмотром этого телезрелища.
— Но ведь теперь «Евровидение» судят не только зрители, но и профессиональное жюри.
— Слушайте, там всегда бывают поющие и интересные люди! Как можно оставить их вне зоны внимания, отдав им
— Как вы провели это лето?
— Как всегда. Лежал, долго лежал. Ездил на машине — в Майами, потом в Испании. Потом мы с Люсей (женой Леонтьева. — «Труд») поплыли на Ибицу. И когда туда приехали, то удивлялись: «А где же наркоманство? Где валяющиеся шприцы, иголки, пустые ампулы?» А мне объяснили, что это все в далеком историческом прошлом, от которого остался только
— Вас там народ тоже узнавал?
— Русские — конечно, там их полно.
— Поделитесь своими самыми яркими художественными впечатлениями последнего времени.
— Не готов навскидку ответить. Телевизор смотрю только для того, чтобы узнать погоду. Хотя нет, не только. Смотрю американский канал SCI FI — «научная фантастика», смотрю все их сериалы. Я поклонник сериала «Звездный корабль «Галактика». Переживал за судьбу персонажей все это бесконечное количество серий. Это редкий фильм, увлекательный и мудрый, о том, как остатки человечества после ядерной катастрофы пытаются найти себе новую родину для того, чтобы продолжить человеческую расу. И сколько трагедий, какая колоссальная драма происходит на экране — и мы верим в происходящее, потому что происходят очень простые и в тоже время страшные человеческие вещи в невозможных декорациях, происходит то, что бывает с людьми каждый день на всем белом свете.
— Валерий Яковлевич, вы
—
— А для участия в политических акциях накануне выборов вас приглашают?
— Насколько я понимаю, эта практика вообще пошла на убыль после ельцинского тура «Голосуй, а то проиграешь». Тенденция эксплуатировать артистов — пой за того, пой за этого — сошла на нет. Потому что в конце концов решает в пользу того или иного кандидата вовсе не участие
— Несколько месяцев в году вы живете в Майами. Может быть, вам теперь ближе американские политические дела, чем российские?
— Я от них примерно на равном расстоянии — одинаково далеко.
Резюме «Труда»
Валерий Леонтьев, эстрадный певец
Родился в 1949 году в Коми АССР в семье оленеводов.
Учился в Ленинградском институте культуры, во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (класс вокала Георгия Виноградова).
Создатель концертных программ «Я просто певец» (1983), «Наедине со всеми» (1984), шоу «Полнолуние» (1993), «Красавица и Казанова» (1994), «По дороге в Голливуд» (1996), «Безымянная планета» (2001). Записал более 20 альбомов.