Главная Культура 05:36 06 Сентября 2011 3903
Валерий Леонтьев: «Сейчас за победу в Ялте полагается 100 тысяч долларов, а мне когда-то дали только почетную грамоту»
Звездный артист объяснил «Труду», почему впервые за много лет согласился стать членом жюри международного конкурса
Михаил Садчиков

— Валерий Яковлевич, вы ведь сами когда-то выступали в Ялте как молодой конкурсант?

— Да, в 1979 году я там заявил о себе. Тот фестиваль в Ялте назывался конкурсом исполнителей песен стран социалистического содружества. С тех пор география нашего песенного «содружества» расширилась. Теперь у нас и Южная Америка, и Северная, и Африка, и Австралия, а еще Индия, Шри-Ланка — что хочешь! Я бы, скорее всего, отказался участвовать в работе жюри любого другого конкурса, но это предложение не принять не мог. Это был естественный позыв и движение души.

— Бывают жесткие члены жюри, а бывают добрые, лояльные. Первые, как правило, занижают оценки, вторые, наоборот, завышают. А вы какой?

— Честно говоря, я очень переживаю. Мне всегда казалось, что в работе жюри есть определенный элемент жестокости. Ты ставишь свой балл, а потом оказывается, что недодал единичку к общей сумме, и именно этой единички не хватило для того, чтобы человек победил. Получается, именно ты испортил ему жизнь, судьбу и карьеру — вот это страшно. Но на самом деле, мне кажется, в конкурсе самое главное — заявить о себе. Вовсе не обязательно получать призовое место, тому есть множество примеров (самый яркий — художественный руководитель конкурса в Крыму Алла Пугачева, которая на первом своем конкурсе артистов эстрады когда-то заняла лишь третье место. — «Труд»). Главное — быть ярким артистом, личностью, и это привлечет внимание прессы, продюсеров. Если человек яркий, заметный, талантливый, ни на кого не похожий, то участие в конкурсе, конечно же, открывает перед ним большие возможности.

— Вспомните — что вы тогда, в 1979-м, пели на конкурсе в Ялте?

— Не только у меня, но и у всех конкурсантов была богатая программа. Условия были настолько удобные, что давали возможность как следует заявить о себе. Каждый участник пел семь песен! Сегодня даже трудно представить себе такое. За три дня нужно было распределить свои возможности таким образом, чтобы за семь песен рассказать и показать, какой ты есть. Поэтому я исполнял разные песни — и польские, и болгарские, и сербские, и советские. Конечно же, я считаю, что победу мне принесла композиция «Памяти гитариста» композитора Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского. Это масштабное девятиминутное произведение, похожее скорее на музыкальный спектакль, чем на песню, позволило мне так удачно выделиться среди остальных участников. С тех пор и по сей день не могу остановиться. (Улыбается.)

— Какие призы давали тогда лауреатам?

— Вы не поверите, но: только почетную грамоту. Сегодня же — 100 тысяч долларов. И показывали тот конкурс по телевидению только на Украине, на весь Советский Союз трансляции не было.

— Интересно, что стало потом с композицией «Памяти гитариста»? Мало кто из ваших поклонников ее слышал.

— Я пел ее пару лет. Но это было произведение, которое массовому зрителю сложновато принять. Оно вызывало если не недоумение, то в лучшем случае такое замороченное состояние: про что это, о чем это он? Это была вещь для музыкантов, для ценителей. Для тех, кто знает толк в эстрадной музыке.

— А сейчас нет у вас мысли ее как-то оживить?

— Нет, что вы! Поделюсь с вами печальным наблюдением. Я решил для своих московских, так называемых юбилейных концертов, которые состоятся 21 и 22 октября в Кремле, восстановить старую тухмановскую песню «Танцевальный час на солнце», которая тоже принесла мне в свое время победу на международном конкурсе. Мы с моими музыкантами постарались — все восстановили, отрепетировали. После чего я ее целых три концерта, будучи на гастролях, отпел. (Смеется.) Реакция была такой: бедные зрители только переглядывались. Ухо современного зрителя утратило способность воспринимать сложную тухмановскую гармонию, стихи с вкраплениями иностранных слов не воспринимались. После этой песни, чтобы спасти ситуацию, я панически начинал петь «Ягодку».

— А что у вас за юбилей, Валерий Яковлевич?

— 40 лет творческой деятельности.

— Наверное, готовите программу из золотых хитов?

— Я в очень сложном положении, как всякий юбиляр — что за противное слово! Лучше скажу: как всякий артист, у которого с годами сложился обильный репертуарный багаж. Потому что зрители придут в Кремль в ожидании, конечно же, золотых хитов. Но я же не могу весь концерт петь свои хиты! Потому что тогда я повешусь на кулисе еще до финала. Конечно же, включаются в программу свежие хиты и совсем новые песни. Потому что публика — сложный организм. Если будет засилье старых песен, наверняка ты услышишь после концерта в фойе голоса: «Он совсем обленился со своими „Светофорами“, ничего нового не делает», — а сделаешь крен в сторону нового репертуара — услышишь: «Чего это он поет, мы билеты покупали, чтобы услышать любимые песни, а он какую-то фигню гонит». Поэтому в этой сложной ситуации нужно правильно соблюсти пропорцию. Ну и, конечно, постараемся удивить достойным шоу: строим декорации, придумываем спецэффекты, всякие трюки, чудеса.

— В Кремле вы давно не выступали?

— Я вообще там никогда не выступал с сольными концертами. Я шесть лет не был с концертами в Москве, после того как зал «Россия» пустили под бульдозер. И не только я, многие артисты осиротели. У нас исчез дом: Но 40 лет на сцене — это не та цифра, от которой можно легко отмахнуться. При всей моей ненависти к слову «юбилей» я все-таки должен это сделать.

— После октябрьских концертов в Москве отправитесь в юбилейный тур?

— Наверное, поезжу несколько лет с юбилеем… (Смеется.) До следующей даты. А если серьезно, то наши декорации после Кремля реально можно вывезти только в Питер и в Киев. Там есть две площадки, которые могут их принять.

— Валерий Яковлевич, вас не удивляет альянс Пугачевой и Ротару на грядущем крымском фестивале? Помните ведь, сколько пересудов было об их сложных отношениях.

— Это вполне ожидаемый альянс. Почему бы и нет? На своем 60-летии Пугачева сделала дуэт с Ротару — это был правильный поступок. Две такие выдающиеся, неординарные, любимые, потрясающие артистки, оказавшись вместе, удваивают, утраивают внимание зрителя — это нормальный и правильный ход.

— А зачем вообще нужен еще один конкурс молодых артистов? После «Новой волны», «Славянского базара» и других?

— Конкурс — это же всегда возможность показать себя. Кроме того, зрителю конкурсы и фестивали нравятся. Попробуйте попадите в Юрмале на фестивальные концерты «Новой волны» — не попадете! Фестиваль — это возможность увидеть всех звезд сразу, узнать свежие, незатертые имена, услышать новые звуки, новую подачу — и все это за пять дней!

— В анонсах фестиваля в Ялте интригует строка «Звезды меняют имидж». Вас тоже попросили приехать в Крым в новом имидже?

— Ничего подобного в свой адрес я не слышал. На днях я зашел на сайт фестиваля и с удивлением прочитал, что звезды, оказываются, меняют имидж. Меня это тоже заинтриговало: я бы тоже хотел посмотреть, как эти самые звезды будут менять имидж!

— Что связывает вас с залом «Фестивальный» в Ялте?

— После того как я на этой сцене засветился в 1979-м, в рамках летних гастролей в Крыму, этого зала мне не миновать. Сейчас он стал современным, там сделана раздвижная крыша веером — она сворачивается и разворачивается. Там большая хорошая сцена, хорошие гримерки — с кондиционерами и душем, что так важно в условиях жары. Ну, а уж после юрмальского сарая это просто Версаль!

— В жюри вместе с вами будут заседать Глория Гейнор и Демис Руссос. Для вас это большие имена?

— А как же! Это ведь столпы поп-музыки второй половины XX века. С Демисом Руссосом я никогда не встречался прежде, а с Глорией Гейнор приходилось участвовать в каких-то программах — «Мелодии друзей», «Дискотека 80-х», в новогодних концертах на ТВ. Для меня это удовольствие и честь — работать с такими знаменитыми людьми бок о бок и вершить судьбы конкурсантов.

— Многие обратили внимание на то, что вы не приняли участие в творческом вечере Раймонда Паулса на фестивале в Юрмале в этом году.

— Знаете, меня никто не попросил! Я узнал о том, что будет творческий вечер Паулса, от Ирины Аллегровой. Не знаю, творческий ли это вечер Паулса или это была скорее презентация его нового альбома на стихи Евгения Евтушенко, тем не менее меня упустили из виду в данном случае.

— Паулс говорил мне, что он сам тоже удивлялся.

— Раймонд? Ну что ему стоило снять трубку и позвонить мне!

— Он рассказал, что организацией этого концерта занимался не он.

— Наверное, кому-то поручил, а эти люди обо мне…. Назовем это словом «забыли».

— Вы не обиделись?

— Если мне начать записывать в книжечку все свои обиды за 40 лет сцены, это будет слишком толстый том.

— Насколько вы следите за тем, что происходит на музыкальной сцене? Смотрите ли всемирные музыкальные конкурсы? Недавнюю премию MTV смотрели по ТВ?

— Я перед собой никогда не ставил такой цели — постоянно и неотрывно находиться в курсе событий, следить по телевизору за тем, что происходит. Так что не слишком и интересуюсь.

— А конкурс «Евровидение» тоже не видели?

— «Евровидение» смотрю каждый год, хотя на следующий год, очевидно, не буду смотреть.

— Почему же?

— Предпочтения вот этих самых, якобы отправлявших эсэмэски зрителей настолько не сходятся с моими представлениями о том, каким должен быть лучший певец или лучшая певица, что я себя больше не хочу травмировать просмотром этого телезрелища.

— Но ведь теперь «Евровидение» судят не только зрители, но и профессиональное жюри.

— Слушайте, там всегда бывают поющие и интересные люди! Как можно оставить их вне зоны внимания, отдав им 15-е и 18-е места? А на первое место, как сейчас помню, вышла кривая-косая девочка из Германии, которая полтора шага не могла сделать по сцене, я уж молчу про пение (Валерий Яковлевич имеет в виду конкурс 2010 года. — «Труд»). И вот она — победительница конкурса «Евровидение»… Зачем мне нужен такой конкурс? Когда-то побеждали ABBA, Селин Дион, Тото Кутуньо. А кто вспомнит эту кособокую немку? Ее уже никто не помнит.

— Как вы провели это лето?

— Как всегда. Лежал, долго лежал. Ездил на машине — в Майами, потом в Испании. Потом мы с Люсей (женой Леонтьева. — «Труд») поплыли на Ибицу. И когда туда приехали, то удивлялись: «А где же наркоманство? Где валяющиеся шприцы, иголки, пустые ампулы?» А мне объяснили, что это все в далеком историческом прошлом, от которого остался только хиппи-базар, где можно купить клешеные джинсы, украшения из серебра и кожаные ремешки, что были так популярны в 70-е годы. А больше ничего. Цивилизованное место, безумное количество семейных людей с детьми. Когда плывешь на пароме с материка на Ибицу, создается такое ощущение, что ты едешь на дет-ский курорт. Много молодой публики, юношей, девушек, которые в одиночку приехали, а за плечами у них рюкзачок. Наверное, мыслят найти свое будущее там. Красота! Вкуснота! Бесконечные раздражающие запахи таверн, средиземноморской свежайшей рыбы, всякого мяса, потрясающая кухня. Знаменитые огромные дискотеки. Однажды я так наелся вечером в ресторане! А в час ночи мы должны были идти на дискотеку — так я не пошел, потому что не встал. Хоть и завел будильник.

— Вас там народ тоже узнавал?

— Русские — конечно, там их полно.

— Поделитесь своими самыми яркими художественными впечатлениями последнего времени.

— Не готов навскидку ответить. Телевизор смотрю только для того, чтобы узнать погоду. Хотя нет, не только. Смотрю американский канал SCI FI — «научная фантастика», смотрю все их сериалы. Я поклонник сериала «Звездный корабль «Галактика». Переживал за судьбу персонажей все это бесконечное количество серий. Это редкий фильм, увлекательный и мудрый, о том, как остатки человечества после ядерной катастрофы пытаются найти себе новую родину для того, чтобы продолжить человеческую расу. И сколько трагедий, какая колоссальная драма происходит на экране — и мы верим в происходящее, потому что происходят очень простые и в тоже время страшные человеческие вещи в невозможных декорациях, происходит то, что бывает с людьми каждый день на всем белом свете.

— Валерий Яковлевич, вы по-прежнему активно участвуете в благотворительных проектах?

— Что-то не припомню ничего такого — да, собственно, никаких предложений не поступало. Одна из московских газет провела акцию, где продавали сценические костюмы звезд для того, чтобы вырученные деньги отдать в детские клиники, где лежат тяжелобольные дети, лечение которых стоит очень дорого. Я отдавал туда свои костюмы — знаю, что их покупали по 5–6 тысяч долларов.

— А для участия в политических акциях накануне выборов вас приглашают?

— Насколько я понимаю, эта практика вообще пошла на убыль после ельцинского тура «Голосуй, а то проиграешь». Тенденция эксплуатировать артистов — пой за того, пой за этого — сошла на нет. Потому что в конце концов решает в пользу того или иного кандидата вовсе не участие поп-звезд, а совсем другие вещи.

— Несколько месяцев в году вы живете в Майами. Может быть, вам теперь ближе американские политические дела, чем российские?

— Я от них примерно на равном расстоянии — одинаково далеко.

Резюме «Труда»

Валерий Леонтьев, эстрадный певец

Родился в 1949 году в Коми АССР в семье оленеводов.

Учился в Ленинградском институте культуры, во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (класс вокала Георгия Виноградова).

Создатель концертных программ «Я просто певец» (1983), «Наедине со всеми» (1984), шоу «Полнолуние» (1993), «Красавица и Казанова» (1994), «По дороге в Голливуд» (1996), «Безымянная планета» (2001). Записал более 20 альбомов.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12689
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7956
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7694
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6960
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6715
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?