Рабочая группа из членов общественности, депутатов, руководителей ТСЖ, экспертов в строительстве и ремонте собирается не в первый раз. Вопросы стоят острые. Программа рассчитана на 30 лет — за это время капремонт должен пройти во всех многоквартирных домах столицы, включая нынешние новостройки. Каждые три года будет составляться план на ремонт первоочередных объектов. Но оплачивать работы, как требует федеральный закон, теперь должны сами собственники. Отсюда — многочисленные споры: о ценах, сроках, выборе подрядчиков и контроле за качеством ремонта.
По словам руководителя рабочей группы, председателя Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степана ОРЛОВА, вопрос с ценой был одним из самых сложных. В прессе и соцсетях звучали предложения собирать на капремонт не более 10 рублей за кв. метр жилья в месяц, ряд экспертов настаивали на ставке в 23-25 рублей, которую подкрепляли аргументированные расчеты. Многое в цене зависело от качества материалов и объема необходимых работ. После долгих дебатов рабочая группа определилась с суммой — 18 рублей. Результатом дальнейших обсуждений в правительстве Москвы стал размер платежа в 15 рублей за 1 кв. метр в месяц. Теперь уже окончательный.
«Цены в разных регионах отличаются разительно — от 2 рублей до 16, как в Ханты-Мансийске, — рассказал один из инициаторов федерального закона, депутат Госдумы РФ Александр СИДЯКИН. — Но 2 рубля — это чистый популизм местных властей. Ну соберут они 2 млн рублей, и что, лампочки заменят в подъездах? Дома у них так и останутся без необходимого ремонта. Это объегоривание!»
Конечно, заметил депутат, многое в ставке зависит от региональных цен на материалы. Но в Москве в размер платежа, в отличие от многих субъектов, включен еще и расширенный перечень работ. При этом в бюджете заложены субсидии для малоимущих.
«К сожалению, многие регионы пошли по политическому пути — занизили ставки, что приведет к дополнительной нагрузке на местные бюджеты, — заметил замгендиректора ГК «Фонд реформирования ЖКХ» Олег РУРИН. — В Москве мы видим более ответственную позицию. Программа здесь получилась продуманная — согласован перечень всех работ, учли льготников».
В качестве пожелания эксперт предложил использовать в столице опыт Татарстана — региона, где программа отрабатывалась в пилотном режиме. К примеру, создать методический центр, как в Казани, где все участники программы, включая жильцов, могут обсуждать вопросы капремонта и получать справочную информацию.
На это предложение исполнительный директор проекта «Школа грамотного потребителя» Александр КОЗЛОВ заметил, что «региональные методические центры — дело хорошее, но разъяснительная работа должна вестись прежде всего в районах — в шаговой доступности жильцов». Он отметил, что весной в каждой управе появились информационные комнаты, где каждый гражданин мог получить ответы на волнующие вопросы: какие работы и когда предстоят в его доме, как провести собрание жильцов, открыть счет, выбрать и проконтролировать подрядчика. То же самое можно сделать через интернет. Как результат — не менее тысячи домов после собраний жильцов перешли на спецсчет. У всех жителей был выбор и доступ к информации — многие этим воспользовались.
Одним из важных моментов программы эксперт отметил разработку нормативной базы с фильтрами для подрядчиков. «Это позволит отсеять ненадежные ремонтные компании и фирмы-однодневки», — подчеркнул Александр Козлов.
От лица предпринимателей высказался Владимир ПЛАТОНОВ, первый вице-президент МТПП и депутат Мосгордумы. «В Москве зарегистрировано много компаний, которые могут проводить капремонт, — сказал он. — Мы должны создать систему, которая позволит правильно выбрать подрядчика, контролировать его и получить гарантию качества работ. Меня пугает, когда в ходе торгов на проведение ремонтных работ стоимость падает в два раза — или подрядчик искусственно завысил цену, или ничего не сделает. Таких ситуаций мы должны избегать. Убедиться в добропорядочности подрядчика позволит максимальная открытость информации о нем».
Важное условие программы, по мнению членов рабочей группы, — возможность широкого контроля жильцами и депутатами всех ее моментов — от выбора подрядчика до гарантий масштабных ремонтных работ, без которых городу не обойтись.