Мудрый Остап Ибрагимович Бендер когда-то веско произнес: «Заграница — это миф о загробной жизни». Как в воду глядел! Наблюдая за жестами и борениями Украины вокруг подписания договора об ассоциации с Евросоюзом, хочется слегка перефразировать тов. Бендера: «ЕС — это миф о загробной жизни для Украины».
В последние месяцы по просторам интернета кочует пропагандистский лубок под нехитрым названием: «Чем Европейский союз лучше Таможенного». На бесхитростных рисунках в стиле былого агитпропа изображены две реальности. С одной стороны — беспросветно унылая, убогая жизнь украинцев до вступления в ЕС, а с другой — сытая и улыбчивая «примкнувшая» страна. В ней обитают веселые здоровяки, разъезжающие на мерседесах, пижонистые фермеры, честные полицейские и румяные старушки, болтающие о своем в уютном кафе... Какое отношение к жизни имеют эти комиксы, никто не объясняет. Похоже, все устали от цифр и фактов и отмахиваются от них, как от назойливых зеленых мух. Есть ощущение, что на Украине никто всерьез даже не пытался просчитать последствия погружения в «загробный мир». Зато крепнет желание назло мамке (то есть России) уши отморозить.
А тем временем события на глазах превращаются в боксерский спарринг. Мы грозим закрыть рынки, Украина объявляет об отказе покупать наш газ. Янукович тайком приезжает к Путину и пытается что-то выторговать, а его политические противники тут же обещают своему президенту импичмент за «измену родине». И параллельно вытащить для пересмотра договор по базе Черноморского флота РФ в Крыму... Так плохие шахматисты, не умея ошарашить противника сильным ходом, норовят огреть его по голове шахматной доской.
Впрочем, похоже, даже тех политиков, кто активно тянет Украину в ЕС, начинают терзать смутные сомнения. Есть цифры, от которых трудно отмахнуться даже бесшабашному. Недаром сразу после возвращения Виктора Януковича из Москвы к нему обратился Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) и Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) с просьбой о встрече. Как пишут промышленники, из-за разногласий с Россией на Украине уже останавливаются машиностроительные, химические и даже кондитерские предприятия. Спад в этих отраслях уже доходит до 20%, при этом потребление Украиной импортной продукции составляет 57-60%. Иными словами, в «еврораю» страну с такими показателями вряд ли встретят с распростертыми объятиями.
Слово эксперту
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
— У ЕС свободных денег для того, чтобы спасать из экономической пропасти большую европейскую страну, какой является Украина, сегодня нет. Недавно я общался с одним очень высокопоставленным чиновником из ЕС, который признал, что они пока даже не думали о тех негативных последствиях, которые обрушатся на Украину после подписания ассоциации. Для них сама тема, что кого-то придется спасать — очень большой сюрприз. Есть ощущение, что сейчас и в Киеве, и в Брюсселе готовится пропагандистский плацдарм для объяснения, почему Украина не подписала договор с ЕС. Я очень опасаюсь, что в последний момент Украина, убоявшись (или, напротив, все хитро рассчитав), «соскочит» и сама не подпишет этот договор. Конечно, Европа будет в ярости, там столько сил и улыбок угрохали на соблазнение. Но за такой чудесный финт соседу России придется раскошелиться — и все начнется по новой. В результате Украина не вступит ни в ЕС, ни в ТС.