Главная Культура 00:01 14 Июня 2024 4446
Денис Мацуев: Для Гран-при я припас свой собственный рояль

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого, IIIконкурса — зрители в концертных залах, у телеэкранов и в интернете — превысила миллион человек. Дело не только в прекрасном классическом репертуаре — все понимали, что вскоре эти ребята станут побеждать на взрослых конкурсах и выступать с концертами в лучших залах планеты. Так и произошло. А автор идеи соревнования и его бессменный художественный руководитель, народный артист России Денис Мацуев уверен: так будет и теперь.

— Денис, в нынешний, не самый спокойный политический момент не было ли трудностей с набором конкурсантов и членов жюри, их приездом в Москву?

— Трудности были, но не того свойства, которое имели в виду вы. Нам было крайне тяжело уместить в положенное по регламенту число 15 (столько участников могут принять два финальных очных тура — сольный и с оркестром) всех достойных претендентов из общего количества заявок, превысившего сотню. В итоге в список вошли представители России, Казахстана, Китая, Гонконга, Австралии и Швейцарии. К сожалению, минимум 6-7 очень талантливых ребят из Испании, Германии, Великобритании, Японии, Франции и других стран пришлось оставить вне этого листа — но не вне нашего поля внимания. Фонд «Новые имена», который имею честь возглавлять (а когда-то сам был его воспитанником), обязательно позовет их в нашу летнюю школу в Суздале, в концерты...

То же самое с жюри — не только не было ни одного отказа от участия, но кое-кого из прекрасных музыкантов, готовых стать арбитрами, мы попросили отложить приезд до следующих конкурсов (до II Рахманиновского — всего год). Поскольку уже набрался кворум — и какой! Оценивать игру юных коллег будут профессор Миланской консерватории Винченцо Бальцани, лауреат конкурса Чайковского и любимец русской публики Фредди Кемпф, профессор из Японии Хидеко Кобаяши, наш человек в Бельгии Максим Могилевский, директор московской ЦМШ Валерий Пясецкий, знаменитый немецкий дирижер и пианист Юстус Франц, наконец Рена Шерешевская — живущая во Франции выпускница Московской консерватории, среди воспитанников которой феноменальные пианисты Люка Дебарг и Александр Канторов: оба после триумфов на конкурсе Чайковского сделали головокружительную мировую карьеру.

На прослушиваниях Grand Piano Competition. Фото автора

— Помнится, на предыдущих «Гранд пиано» вы удивляли вручением не одного, как заявлялось, а двух Гран-при — это были рояли, один из которых вы в последний момент эффектно «находили в кустах»...

— Горжусь уникальным форматом нашего конкурса, предельно дружелюбного ко всем его участникам. У нас нет первых-вторых-третьих премий. 15 участников финала — уже автоматически дипломанты, все они в полном составе переходят из сольного тура в оркестровый, где определяются пять равноправных лауреатов. Впрочем, наше высокопрофессиональное, притом очень доброе жюри обычно называет лауреатами и семь, и восемь человек. Из которых на финальном концерте выбирается обладатель Гран-при — того самого рояля. Но когда на одной сцене сходились такие феномены, как наш Александр Малофеев и грузин Сандро Небиеридзе, как Сережа Давыдченко из Ростова и Петя Акулов из Москвы — невозможно было отдать кому-либо предпочтение. И я пускал в ход свои связи в кругах спонсоров... Так появлялся «незапланированный» рояль. Но сейчас изготовляющая их фирма в России не работает, потому инструмент будет один — мой собственный. К счастью, не единственный у меня дома — вашему покорному слуге еще останется, на чем играть.

Замечу: все это лишь часть конкурсных благ. Есть ведь еще и сама атмосфера праздника, в которую погружает участников команда Московской филармонии (я убежден, самая профессиональная в мире), и возможность выступить в ее основном зале, носящем имя Чайковского, с Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением народного артиста РФ Александра Сладковского, и получаемый после конкурса букет приглашений в лучшие концертные залы страны... Громадный импульс в карьере!

Вот сейчас в рамках фестиваля «Диалог поколений» мы проехали по 15 регионам с британцем Джорджем Харлионо — одним из открытий нашего первого «Гранд пиано» и обладателем второй премии прошлогоднего конкурса имени Чайковского. Где бы он ни выступал — всюду толпы восторженных поклонников и поклонниц. Позавчера так было в Уфе, где Джордж с удивительным артистизмом, мудростью, тонкостью сыграл Второй концерт Чайковского.

Иногда по виду и не скажешь, что перед тобой большой музыкант (в центре — обладательница Гран-при-2018 Саша Довгань). Фото автора

— Но лет 12 назад вы говорили в интервью, что классическая музыка рискует превратиться в нечто среднее между музеем и шоу-бизнесом, когда 10 закрепившихся в «обойме» мировых пианистов-грандов будут играть 10 оставшихся в репертуаре популярных концертов с оркестром... Правда, тогда же возложили надежду на конкурсы и выдвигаемые ими юные таланты.

— Жизнь подтвердила и дурные, и хорошие предчувствия. Да, «обойма» стандартных представлений о беспроигрышном репертуаре и именах на афише, о которой вы сказали, не миф. Хорошо помню, как играл с Венской филармонией Второй концерт Прокофьева, или с Мюнхенской — Четвертый Рахманинова. В обоих случаях ко мне подходили оркестранты и говорили: не помним, чтобы прежде у нас такое игралось. А какие бои приходилось выдерживать с японцами, которые и слышать не хотели о том же Втором концерте Чайковского — только Первый! Хотя это такая же великая партитура... К счастью, нам с Валерием Гергиевым удалось их переубедить.

Что до наших лауреатов — они действительно меняют расстановку сил и дают надежду на преодоление застоя. Саша Малофеев учится в Берлине, играет на всех лучших сценах мира. Саша Довгань продолжает заниматься в московской ЦМШ, но ее заметил итальянский менеджер Винченцо Паноццо, а через него — живущий в Италии прославленный русский пианист Григорий Соколов, и сейчас Сашу можно услышать по всей Европе, в том числе на Зальцбургском фестивале...

Grand Piano Competition — не только конкурс, но и мастер-классы лучших музыкантов планеты. Фото автора

А совсем недавно мы провели новый конкурс по трем специальностям — рояль, скрипка, виолончель — в Салехарде...

— Господи, на самом полярном круге?!

— А вы знаете, что губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, один из самых молодых среди своих коллег (36 лет) — пианист с опытом учебы в музыкальном училище? Что в его регионе огромное количество музыкальных школ и суперсовременный концертный зал (а скоро, помимо салехардского, будет второй, в Новом Уренгое)? Что на организованный по его инициативе конкурс хлынули юные музыканты из Америки, Англии, Китая, Японии... Говорю это к тому, что среди сделанных нами в Салехарде открытий по крайней мере одно — мировой сенсационности: 17-летняя скрипачка из ЦМШ Стефания Поспехина. Она так феноменально играла Концерт Чайковского, что я моментально разослал запись Гергиеву, Башмету, Спивакову, другим мэтрам. Как говорится, запомните это имя!

— Сохраняется ваш собственный сумасшедший рабочий ритм — 250 концертов в год, на которых вы играете 48 концертов с оркестром и 26 сольных программ?

— Ритм не сохраняется, а уплотняется: выступлений уже под 300, к числу концертов с оркестром добавились Первый и Пятый Бетховена, его же Тройной, Второй Бартока, Второй Брамса, Пятый Прокофьева. Сольные программы пополнили Венский карнавал и Крейслериана Шумана, Пятая соната Скрябина и Си минорная — Рихарда Штрауса, изумительное сочинение еще совсем юного, 18-летнего композитора, которое редко играют, а меня оно захватило в записи Гленна Гульда, последней в его жизни...

Еще я открыл новый для себя жанр: в моей памяти более 200 бисов, из которых составляется как бы особое отделение концерта, и это всегда, с одной стороны, логическое продолжение программы, а с другой — импровизация, направляемая эмоциями зала и моим собственным настроением. Захотелось рассказать об этом публике — и в программе «Бисы» я теперь не только играю, но общаюсь словесно. Например, напоминаю историю с Пятым концертом Прокофьева, после премьеры которого Святослав Рихтер подбадривал Сергея Сергеевича: слышите, какие аплодисменты! На что ироничный композитор отвечал: да они надеются, что вы сыграете им на бис вальс Шопена... И после такой преамбулы говорю: вот и в нашей программе не обойдется без до-диез-минорного вальса...

— Отличный опыт, но почему не перенести ваши рассказы о музыке на телеэкран или в интернет?

— Уже думаю о том, чтобы завести свой видеоблог, где буду, в частности, представлять публике молодых звезд.

— Сейчас, когда у большинства наших артистов убыло гастролей на Западе, куда стали чаще пролегать маршруты?

— Я с неизменной радостью езжу в российские регионы, и таких, где еще не играл, остается все меньше. Кажется, не был в Дагестане, в Мордовии — стало быть, за мной долг. Но дело еще в наличии концертного зала и рояля. С каким увлечением я, например, залетал на вертолете в самые отдаленные уголки Оренбургской области — потому что там появлялись новые инструменты Недавно дал несколько концертов в поддержку этого дорогого моему сердцу региона, так пострадавшего от наводнения.

Вот тут, при всем моем патриотизме, должен сказать, что снимаю шляпу перед китайцами. За последний год был там трижды, сыграл 40 концертов. Так даже в небольшом (по местным, конечно, понятиям) 5-7-миллионном городе вы обязательно увидите роскошный комплекс из множества залов: для классической музыки, балета, драматических постановок. Афиша — потрясающая: Венская и Берлинская филармонии, амстердамский Консертгебау... А как выросла сама публика! Помню свой первый приезд в Шанхай в 1998 году: зал громко разговаривал по только что появившимся тогда мобильным телефонам, и чем громче я играл, тем громче говорили зрители. Сегодня во время твоей игры в четырехтысячном зале — абсолютная тишина, зато между частями — не аплодисменты, как у нас, а отчаянный кашель: они мужественно терпят до перерыва, чтобы ничем не нарушить чистоту музыки.

И у нас за последнее десятилетие лед тронулся: «Зарядье» в Москве, новый зал в Омске, отреставрированные старые-новые площадки в Красноярске и Тюмени, будущий новый зал в Челябинске... А система федеральных культурных центров в Калининграде, Севастополе, Кемерове, Владивостоке! Даже в эксплуатируемой, казалось бы, на сто процентов Мариинке-2 Валерий Гергиев недавно отыскал «резерв» и обустроил концертный зал на 600 мест — репетиционную сцену на седьмом этаже.

— А что с обещанным Домом музыки Дениса Мацуева в вашем родном Иркутске?

— История с множеством перипетий, менялись губернаторы... Сейчас мы с Игорем Ивановичем Кобзевым нашли достойное место, готовится проект, и для меня дело чести — чтобы в течение трех лет в городе появилась эта его новая визитная карточка.

— После 30 лет жизни в Москве вы — по-прежнему сибиряк?

— Что за вопрос! В связи с сегодняшней беседой я пробежался по нашей с вами переписке и увидел свою реакцию на одно интервью, где вы передали мои слова так: «Улетаю из дома в Иркутск»... Я поправил: «Лечу домой в Иркутск». Конечно, и Москва — второй дом, но Иркутск — по-прежнему первый. Когда отправляюсь туда на мой традиционный сентябрьский фестиваль «Звезды на Байкале» или на столь же регулярный новогодний смотр, — я счастливейший человек в мире. Ведь и Валентина Григорьевича Распутина застал, и массу рассказов о Вампилове (по времени мы, к сожалению, не пересеклись) слышал от папы, дружившего с Александром Валентиновичем, в качестве руководителя музыкальной части драмтеатра писавшего музыку ко всем вампиловским премьерам — «Провинциальным анекдотам», «Утиной охоте», «Старшему сыну».

Дважды посчастливилось бывать у Астафьева в Овсянке под Красноярском. Это благодаря другому выдающемуся красноярцу, дирижеру Ивану Шпиллеру, основателю тамошнего симфонического оркестра. Запомнился юмор Виктора Петровича: когда я стал кусками припоминать мою любимую книгу «Царь-рыба», он усмехнулся — ничего себе, не знал, что пианисты цитируют старых забытых сибирских писателей...

— Еще одна сибирская связь — иркутянка Анна Матисон, режиссер, благодаря которой вы стали и киногероем (документальный фильм «Музыкант», художественный «Млечный путь»). Нет ли новых совместных творческих планов?

— Аня теперь супруга Сергея Безрукова, мы все дружим, но насчет кино — большой вопрос, пока правая и левая руки еще бегают по клавишам...

— Тогда вернусь к теме пианистического репертуара — почему не появляется новой музыки, сравнимой по художественной силе с произведениями Бетховена, Чайковского, Рахманинова?

— А почему нет новых рок-групп? Почему в какой-то момент они стали возникать одна за другой — «Роллинг стоунз», «Битлз», «Пинк флойд», «Куин» — а сегодня ничего подобного не рождается? Признаюсь честно — у меня нет ответа. При том что лично ко мне постоянно со всего света приходят новые произведения. Однажды даже знаменитый Кшиштоф Пендерецкий прислал свой фортепианный концерт. Очень красивый, мелодичный — но мне «не зашел», показался вторичным по отношению к музыке другого прославленного поляка, Кароля Шимановского. А еще более потому, что столько великой классической музыки до сих пор не сыграно — и я стал учить... Второй концерт Шопена.

— Как уживаются в вашей семье два народных артиста России?

— Катя (супруга Дениса, прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина — «Труд») продолжает танцевать, а еще она художественный руководитель балетной школы Pre-Академия, что на Сивцевом Вражке. Там ведут детей до 11-летнего возраста, готовя их к поступлению в самые серьезные хореографические вузы.

— Каковы достижения Анны Денисовны Мацуевой?

— Успешно закончила первый класс. Говорит на трех языках, танцует, играет, поет. Слух абсолютный. Голос с чистым рисунком. Точное чувство стиля: может надеть панковский костюм и спеть что-нибудь из репертуара Леди Гаги, а может предстать тургеневской барышней. За словом в карман не лезет: вчера я залетел в Москву на три часа, сменил походный гардероб и слышу замечание — пап, по-моему, ты поправился, чтоб к дню рождения скинул 5 кг!.. Ну, на этой неделе у меня восемь концертов — думаю, пожелание дочки исполнится само собой.

Музыка — лучший способ держать себя в тонусе. Фото Евгения Евтюхова

— Футбольная форма, столь любимая вами в юности, не выкинута?

— Как можно! Скоро очередной фестиваль «Новых имен» в Суздале, в этом году особенно мощный в связи с 1000-летием города, и там на следующий день после гала-концерта юных — традиционный матч.

P.S. 11 июня Денис Мацуев справил свой день рождения — как всегда, на сцене, вместе с многолетними друзьями: Валерием Гергиевым и симфоническим оркестром Мариинского театра. Звучала музыка Стравинского. «Труд» от души поздравляет Дениса Леонидовича и желает: так держать!

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 12921
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?