Главная Культура 00:17 14 Августа 2020 4782
Цирк уехал, клоуны разбежались

Отчего популярное некогда искусство переживает кризис

Елена Ольшанская
Советские клоуны поражали зарубежную публику тем, что работали практически без грима (Андрей Николаев со своим австралийским коллегой, журнал «Советская эстрада и цирк», 1973, № 10, фото С. Черных)

Исполнилось 90 лет со дня рождения Олега Попова, «солнечного клоуна», как его во всем мире называли за соломенные волосы и неизменную добрую улыбку, венчавшую каждую репризу. Телевидение выдало небольшую порцию ностальгических передач, цирк из-за карантина вовсе промолчал... А правда, что случилось с клоунским искусством? Почему раньше, если спросить случайного прохожего, каких смехачей арены он знает, вам бы сходу назвали гроздь имен — Карандаша, Никулина и Шуйдина, Енгибарова, того же Попова — то сегодня ваш встречный, скорее всего, нахмурит лоб и... не припомнит никого?

История современного клоунского искусства началась с братьев Владимира и Анатолия Дуровых. Они первыми отказались от устоявшегося столетиями грима балаганных шутов и вышли к зрителю с открытым лицом. От прошлого образа осталась лишь нарисованная изогнутая бровь, своего рода знак профессиональной принадлежности, во всем же остальном артисты предстали перед публикой своей собственной неповторимой личностью.

Именно такую традицию воспринял и советский цирк, где клоун как воплощение театрального, драматургического, смыслового начала стал центральной фигурой представления.

Улыбка и кепка - без них представить себе Попова на арене было невозможно («Советский цирк», 1957, № 2)

В сороковых годах в Москве клоунов обучали в Студии артистов разговорного жанра. Именно туда отправился Юрий Никулин, после того как потерпел неудачу во ВГИКе и ГИТИСе. Там он попал под наставничество знаменитого Карандаша (Михаила Румянцева), встретил будущего партнера Михаила Шуйдина — и появился самый, наверное, знаменитый клоунский тандем Советского Союза.

Школа клоунов впоследствии меняла название (став Студией клоунады), руководителя (в 1964 году ее возглавил знаменитый режиссер московского Цирка на Цветном Марк Местечкин), но, просуществовав до 1980-х годов, неизменно сохраняла нацеленность на воспитание актера-личности.

Какие же они разные! Кто-то делал упор на владение всеми цирковыми жанрами, как Карандаш, Олег Попов, Андрей Николаев, Владимир Кремена или пара Геннадий Ротман — Геннадий Маковский. Были клоуны-разговорники, строившие репертуар на драматических сценках: те же Никулин и Шуйдин, Валентин Костеренко — Лев Зиновьев, братья Ширманы. Позже на манеже появилась пантомима, в ней блистал волшебник жеста Леонид Енгибаров...

В чем секрет этого разнообразия манер? Разумеется, без природного таланта нет смысла говорить ни о каком искусстве. Но таланты рождаются повсюду, однако не всюду звезды собираются в созвездия. Тут приходится сказать немодную нынче вещь: огромную роль в формировании советской клоунской школы сыграло внимание государства.

Художественный совет Союзгосцирка строго следил за тем, чтобы каждый отдельный артист или клоунская пара не походили друг на друга, а репризы и образы не повторялись. Основу совета составляли, понятно, профессионалы, но, чтобы глаз не замыливался, звали туда и зрителей. Вот, например, что писал журнал «Советская эстрада и цирк» в 1980 году: «Членам художественного совета поручаются основные доклады на собраниях, посвященных обсуждению спектаклей. На одном таком обсуждении с докладом выступил токарь завода строительных машин, Герой Социалистического Труда Е.Моряков. Сделанный им разбор номеров (и, надо сказать, весьма профессиональный) был выслушан артистами с большим интересом, вызвал оживлённые прения». Вы улыбаетесь наивному популизму? А тогда зрители не улыбались — они животы себе надрывали от смеха на цирковых спектаклях.

Нет, совсем не на «партийной воле» 12 лет держались в афише Ленинградского цирка выступления Бориса Вяткина. «У Никулина с Шуйдиным, — вспоминала жена и сценический партнер Юрия Владимировича Татьяна Николаевна Никулина, — было 60 реприз! А у сегодняшних клоунов их в лучшем случае шесть-восемь».

Клоунская троица (оборотная сторона обложки журнала «Советский цирк», 1959, № 8)

«В то время как западная клоунада не заморачивалась изысками, а работала с шаблонными персонажами — какой-нибудь безликой парой «Белый — Рыжий» или «Толстый — Тонкий», советская школа славилась своей драматургией, — говорит старший преподаватель кафедры режиссуры цирка ГИТИСа им. Луначарского, в прошлом воздушная гимнастка Ирина Талина. — Каждая клоунская реприза была маленьким законченным произведением. Целая плеяда авторов, в том числе очень известных, специализировалась на этом жанре: Леонид Куксо, Яков Костюковский, Марк Тривас, Федор Липскеров, Зиновий Юрьев...».

Что, может быть, особенно удивит сегодняшнего читателя — одним из главных преимуществ советских клоунов было искусство импровизации, казалось бы, никак не вписывающееся в жесткую идеологическую систему. Карандаш, Никулин и Шуйдин, Константин Мусин владели им в совершенстве. Последний мог выйти на манеж вообще без реквизита, зацепиться за любую деталь, хоть за метлу униформиста, и выдать полноценную репризу по всем законам драматургии — с началом, развитием и финалом.

Иногда в таких вольных фантазиях артисты позволяли себе чувствительные критические уколы. Например, Виктор Коваленко однажды обгорел на солнце, а вечером надо было выходить на манеж. Клоун не растерялся и решил использовать это в мгновенно сочиненной репризе. Появился на арене, нарочито морщась от боли, и на вопрос инспектора манежа: «Где же, Витя, ты так обгорел?» ответил: «В очереди за мясом!». Зал взорвался от хохота — правда, артиста после этого на шесть месяцев лишили выступлений и перевели в униформисты.

Но история на этом не закончилась. В одной из программ на арену вышел тоже вроде бы «подпалившийся» на солнышке Юрий Никулин. «Юрик, где ты так обгорел?» — «В очереди, — начал отвечать Никулин, затем взял длинную паузу, от которой у сидящего в ложе директора Союзгосцирка Анатолия Колеватова перехватило дыхание, и вдруг воскликнул: «...За «Огоньком»!», — для верности подняв вверх популярный журнал. У Колеватова отлегло от сердца — за продвижение родной советской прессы наказать не могли.

Карандаш перед выходом на сцену («Советский цирк», 1958, № 4)

Ну и об Олеге Попове. Один из символов отечественного цирка, Олег Константинович, как ни странно, не был так уж сногсшибательно смешон. И импровизировать обычно не рисковал — все его репризы были выверены с математической точностью, вплоть до количества шагов от одной точки манежа до другой. Его сила была в виртуозном владении многими цирковыми жанрами: эквилибристикой, жонглированием, акробатикой, особенно — балансированием на свободной проволоке. Виртуозный каскад трюков плюс созданный целой командой художников, визажистов и стилистов образ русского парня с соломенными волосами в клетчатой кепке делал артиста своим в доску для наших зрителей и завлекательной экзотической персоной для зарубежных. Не случайно именно Попова чаще всего посылали на зарубежные гастроли, откуда он привозил Родине изрядную валютную добычу. В 1971 году в Мельбурне на ежегодном фестивале искусств «Мумба» его избрали королём праздника. Среди австралийцев, привыкших видеть своих шутов под густым безликим гримом, образ «клоуна с человеческим лицом» вызвал фурор.

Но самое смешное, а вернее грустное, что сегодня ситуация перевернулась — западные клоуны успешно переняли наш опыт и всё чаще выступают с интересными репризами в самых разных жанрах. Как, например, выходец из России, но давно уже ставший иностранцем Хуш-Ма-Хуш (Семён Шустер), американский клоун-универсал Белло Нок, португалец Сезар Диас, австриец Дон Кристиан, итальянец Дэвид Ларибле (кстати, несколько сезонов с успехом выступавший в Москве)...

А наши артисты, наоборот, привезли с Запада несколько якобы беспроигрышных клоунских фишек — например, выдергивание из зала случайных зрителей, которых заставляют делать явно непосильные трюки, выставляя их дураками. И этот примитивный прием кочует из программы в программу.

Наверное, можно было бы назвать много причин кризиса жанра, но главная банальна: государственное финансирование резко упало, а меценатских традиций нет.

Олег Попов был универсальным виртуозом («Советский цирк», 1957, №4)

Справедливости ради скажем, что руководители Росгосцирка иногда пытаются что-то изменить — например, Вадим Гаглоев, будучи во главе компании, учредил международную премию циркового искусства «Мастер», и в ее рамках Олегу Попову даже успели присудить в 2015 году почетную награду «Легенда цирка». Однако затея с премией просуществовала всего два года и с уходом Гаглоева с поста заглохла. Преемник Дмитрий Иванов попробовал организовать клоунскую школу под руководством режиссера Андрея Шарнина. Пригласили хороших мастеров, составили программу — но кадрового притока почему-то не последовало.

«Таланты не перевелись, — говорит начальник производственно-творческого отдела Росгосцирка Ирина Асатурян. — Держит планку эксцентрик Сергей Просвирнин, в последние годы выступающий со своим сыном Сергеем-младшим, а сейчас с ними еще и внук работает. Династия — отличный признак живучести жанра! Есть еще пара Станислав Князьков — Василий Трифонов, очень перспективен недавний выпускник Игнат Старичихин. Хвалят также молодого клоуна Владислава Богданова...».

Добавим к этому перечню Владимира Дерябкина, Бориса Оскотского, пару «Внуки лейтенанта Шмидта» (Сергей Колганов — Олег Белогорлов)... Но многие ли о них знают? Прежде артист цирка был желанным и обязательным участником телевизионных «Огоньков», однако на нынешнем телевидении настоящих цирковых людей стесняются, предпочитая им любительские упражнения попсовых звезд. До клоунады ли тут.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22923
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5473
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5352
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?