Как показывает это исследование, не все губернаторы одинаково хороши. Специалисты Фонда разбили регионы России на 4 группы по уровню устойчивости — от максимального, то есть те, где руководству нечего опасаться, до слабого.
В группу «отличников» вошли Хакасия, Мордовия, Ямал-Ненецкий АО, Чукотка, а также области — Кемеровская, Ивановская, Калужская и Томская. Среди «слабаков» - Чечня, Северная Осетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карелия, Карачаево-Черкессия, Дагестан, области — Челябинская, Пензенская, Архангельская, Владимирская, Рязанская, Орловская, Брянская и Смоленская.
«Черная метка» для губернатора Челябинской области не стала случайностью. Буквально недавно общественности стали известны новые обстоятельства задержания в челябинском аэропорту местного бизнесмена Александра Москалюка, который до ноября 2012 года был водителем и советником губернатора Михаила Юревича. Местные силовики считают его ценным свидетелем: именно через него высокопоставленный чиновник мог неофициально контролировать свой бизнес, а сам Москалюк может быть причастен к махинациям с бюджетными средствами и аферами с закупкой медоборудования, за которые ранее уже были задержаны несколько областных чиновников.
ИА «УралДейли.ру», как сайт, посвятивший господину Юревичу 80% своих публикаций утверждает: таких чудовищных, масштабных, циничных и бессовестных трат бюджетных средств, как при Юревиче, такой безбожной оргии «роспила» в Челябинской области, не было до и видимо не будет после.
О губернаторе Пензенской области Василии Бочкареве местные жители давно слагают легенды. А журнал «Эксперт» назвал когда-то Василия Бочкарева наиболее удачливым бизнесменом Пензенской области. Говорят, что среди предпринимателей за ним даже закрепилась о многом говорящая кличка «моя доля». Впрочем, доподлинно об этом неизвестно. Зато ряд федеральных СМИ, и в частности, «Аргументы недели», не раз писали о том, что областная экономика давно превратилась в семейное предприятие, в котором роль «фасада» играет племянник Василия Бочкарева Вениамин. Возглавляя Региональный инвестиционный центр, этот молодой человек контролирует доли в акционерном капитале большинства пензенских предприятий.
Любопытно, что среди аутсайдеров оказались не только области Центральной России, которые Центр не сильно балует финансовыми вливаниями, но и Северный Кавказ, на который традиционно изливаются самые щедрые бюджетные потоки. Стало быть, дело не в деньгах, а в чем-то другом. Например, в уровне регионального руководства.
И судя по всему, Кремль, который недавно декларировал выборность региональной исполнительной власти, этим уровнем не доволен, а, значит, будет вынужден что-то делать со сложившейся ситуацией.
Известно, что на ближайшую осень назначены выборы губернаторов в нескольких регионах, в том числе, попавших в группу «слабой устойчивости». Ясно, что Центру меньше всего хочется получить на этих выборах полный провал ныне действующих руководителей.
Кавказские республики уже послали Центру подсказку, озвученную устами ингушского лидера Юнус-Бека Евкурова, который бесхитростно предложил вообще отменить прямую выборность региональных лидеров, поскольку она приводит к «разложению общества». Госдума тут же приняла в первом чтении закон о праве регионов отказаться от прямых губернаторских выборов.
Самое примечательное, что таким правом с удовольствием воспользуются во многих регионах, и не только на Кавказе, где вообще своя специфика. В результате, возникает забавная ситуация, когда главное политическое достижение «болотной» оппозиции — вернуть губернаторские выборы — тихо и неслышно уходит, словно вода в песок. Все остаются при своих, а в проигрыше — только каста пиарщиков и политтехнологов, которые понапрасну «раскатали губу» на бюджеты избирательных кампаний в регионах. Вымирающая профессия, одним словом...