За блестяще проведенную операцию "Евровидение-2009" главным образом стоит поблагодарить Первый канал. Второй ответственной стороной стало правительство Москвы и федеральное правительство. "Первый" дал общественности и самому себе простую установку - мы должны сломать стереотипы. И это, надо сказать, получилось. Телевизионное шоу, представленное нашим каналом, подарило конкурсу второе дыхание, а зрителям - захватывающее, яркое зрелище. "Евровидение-2009" стало, по всеобщему мнению, самым креативным.
Полуфиналы и финал конкурса проходили в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве. В то, что морально устаревшее здание превратится в высокотехнологичный концерт-холл, верилось с трудом до последнего. Для оборудования сценического пространства в "Олимпийский" свезли все "плазмы", которые только были в городе. "Если кто-то вдруг попробует провести в это время концерт в Москве, у него это попросту не получится. Вся техника задействована на "Евровидении", - заявил генеральный директор Первого канала журналистам.
Константин Эрнст рассказал и о бюджете конкурса, который, по оценкам экспертов, в два раза превысил расходы на "Евровидение" в Сербии, где было потрачено около 24 миллионов евро. "1 миллиард рублей мы получили от правительства РФ. Плюс взносы "Евровидения" - это небольшая сумма (по информации ЕВС, взнос составляет около 30% издержек на производство конкурса. - "Труд"), еще помогло правительство Москвы (оно выделило около 200 миллионов рублей. - "Труд"). Все остальное - Первый канал", - заявил Эрнст. По словам организаторов, определить финальную сумму, потраченную на проведение "Евровидения" в Москве, можно будет только после окончания конкурса. Тем не менее сразу было ясно, что на прибыль никто не рассчитывал. "Проводить Олимпиады и Каннский кинофестиваль тоже убыточно, но когда речь идет о мероприятиях такого уровня, то создается образ большого события. Важно, чтобы мы смогли разрушить стереотипы, которые до сих пор существуют о нашей стране у большинства европейцев", - отметил Эрнст.
К организации конкурса в Москве были привлечены лучшие мировые специалисты. Продюсером и консультантом шоу стал Тармо Кримм из Эстонии, который в этом качестве участвует в "Евровидении" уже восьмой раз. Самую большую в истории "Евровидения" сцену (1,5 тысячи квадратных метров) придумал нью-йоркский дизайнер Джон Кейси, вдохновленный, по его словам, русским авангардом. Свет делал Ал Гордон, англичанин, к услугам которого прибегали Бритни Спирс, Робби Уильямс и Тина Тернер. Режиссером шоу с российской стороны стал Андрей Болтенко - главный режиссер Первого.
Даже в том, что касается такой традиционной части, как телеоткрытки перед выступлением артистов, Первый канал соригинальничал. "Странно показывать виды Москвы, когда выступает Патрисия Каас. Мы решили сделать подарок странам-участницам и представить на открытках не себя, а именно их", - рассказал Константин Эрнст. Арт-директором проекта стал Антон Ненашев. Звуковое оформление к телевизионным открыткам, создал гуру электронной музыки британский композитор Мэтью Херберт. За костюмы Мисс мира Ксении Сухиновой, ставшей лицом "Евровидения", отвечала Алена Ахмадуллина.
В процессе телевизионной съемки было задействовано рекордное количество камер, в том числе и ПТС, впервые опробованные на Олимпиаде в Пекине. Рекордным было и количество аккредитованных журналистов. С беджами прессы по "Олимпийскому" сновали 2,3 тысячи человек.
На финал конкурса продюсеры пригласили в Москву знаменитый канадский цирк Cirque du Soleil и фантастическое аргентинское шоу Фуэрцо Грутто - им-то и понадобились укрепленные под сводами "Олимпийского" бассейны. В общем, провинциальностью, которой так ждали от Москвы злопыхатели, в "Олимпийском" в эти дни и не пахло.
"Я не знаю, кто победит на "Евровидении" в этот раз, но впервые за 15 лет, в течение которых Россия участвует в конкурсе, нам это не важно. Наша задача - сделать так, чтобы победивший был счастлив", - отметил Константин Эрнст. Победитель был счастлив и без того, но главное - остались довольны представители Европейского вещательного союза. "Это было уникальное шоу, в котором не было технических проблем, сложностей с голосованием, не было накладок и сбоев", - заявил супервайзер конкурса "Евровидение" Сванте Стокселиус.
Счастлив был и московский мэр. "Все прошло замечательно, просто великолепно. Мы показали Европе, на что способна Россия. Теперь они это узнали. Мы сделали супершоу, какого еще не было", - поделился радостью с "Трудом" Юрий Лужкова.
Руководители многих стран с ужасом думали о возможной победе своих участников. Повторить московский успех действительно будет сложно, особенно учитывая экономическую ситуацию в мире. Следующее "Евровидение" пройдет в Осло, и ровно через год мы сможет сравнить уровень проведения и получить еще один повод для того, чтобы гордиться своей страной.
Цифры
1 млрд. рублей выделило на "Евровидение" правительство РФ. Москва добавила 200 млн., 6 млн. евро внес Европейский вещательный союз. Со спонсорскими деньгами, по неофициальной оценке, конкурс обошелся в 42 млн. евро.
2000 квадратных метров - площадь видеоэкрана во дворце "Олимпийский". Были установлены 1800 световых приборов и звуковая аппаратура мощностью 150 киловатт. Общий вес подвесных конструкций составил 140 тонн.
8 мегаватт - мощность резервных генераторов, страховавших "Олимпийский". Ее хватило бы на электропитание такого города, как Зеленоград.
12 гостиниц, забронированных для "Евровидения", разместили более 5000 гостей и журналистов.
11 000 сотрудников милиции обеспечивали безопасность в дни конкурса в Москве. 800 из них работали непосредственно в "Олимпийском".
Реплика
Константин Эрнст, Генеральный директор Первого канала
- Константин Львович, вы согласны с результатами конкурса?
- Сразу было очевидно, что выиграет именно Александр Рыбак от Норвегии. Так что я считаю, что все правильно.
- Вы говорили, что в "Евровидение" вложена масса денег, но даже при самом хорошем раскладе шоу не окупится. Сейчас, когда конкурс закончился, вы считаете, что все-таки шоу стоило того?
- Я могу вас заверить, что все затраты на "Евровидение" лишь чуть-чуть превышают 30 миллионов долларов, а не 30 миллионов евро, как многие думают. Вспомните, на прошлогоднее шоу было затрачено 24 миллиона как раз евро. Так что суммы затрат у нас получаются почти равные. А шоу-то у нас совсем разные. Не сравнить.
- То есть вы считаете, что не зря потрачены такие деньги в кризис?
- Почитайте на следующей неделе иностранные газеты, и тогда вы поймете, что затраты того стоили.