В Москве открылся международный фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага». Мушкетеры Дюма, герои Шекспира, пираты Стивенсона и Сабатини, разбойники Вальтера Скотта — все они по весне съезжаются в нашу столицу, чтобы сразиться за «Серебряную шпагу». Накануне события «Труд» расспросил председателя жюри — актера, режиссера, постановщика боев и трюков («Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Гардемарины III», «Сатисфакция»), руководителя фехтовальной школы «Туше» Андрея РЫКЛИНА.
— Чем отличается бой в кино от настоящего? Тем, что в кино и на сцене все заранее придумано, просчитано и отрепетировано. Никаких импровизаций! Перед тобой не противник, а партнер. Шпага не должна его коснуться ни при каких обстоятельствах — это за гранью профессии. Тут позы, движения, жесты жестко закреплены, как позиции в классической хореографии.
— И при этом азарт и ярость выглядят очень даже натурально. В чем хитрость?
— Студентам на первом же занятии говорю: я готовлю из вас жуликов! Арт-фехтование — это, выражаясь уличным сленгом, разводилово. Но оно должно быть максимально приближено к стереотипам, которые сложились о фехтовании у обычного человека. Мы ведь все имеем представление обо всем на свете: как играть в футбол, воспитывать детей, лечить болезни, управлять государством. Вот и наш поединок должен быть сделан ясным по драматургии и достоверным для прилежного читателя Дюма.
— Вы впервые взяли в руки шпагу в Щепкинском училище?
— Еще на первом курсе, хотя по программе фехтование шло на втором. Нас, энтузиастов, собралось четверо, один, Мишка Шевчук, был кандидатом в мастера спорта по пятиборью. Но быстро выяснилось, что спортивный подход на сцене не работает. Начали искать и осваивать приемы сценического боя. Я увлекся — и до сей поры этим занимаюсь.
— Каких качеств шпага требует от человека?
— Трудолюбия, хладнокровия и дисциплины. Бывали среди моих учеников совершенные буратины, но и их удавалось за два-три года научить очень прилично фехтовать. Терпение и тренировки! И осторожность, конечно же, — все-таки шпага не просто физкультурный снаряд, это еще и оружие.
— В Российском молодежном театре с успехом идут поставленные вами «Мушкетеры». Неужели нынешнему юному зрителю близка романтика плаща и шпаги?
— Юные — они разные. Есть «электронные мальчики», которых от гаджетов не оторвать. Но вот пригласили меня на Бородинское поле, где энтузиасты организуют детские лагеря с палатками, кострами, с погружением в эпоху. Дождь, холод, а у ребят глаза горят. На «Мушкетерах» зал полон, родители, бывает, благодарят: спасибо, ребенок взялся за Дюма и Шекспира, и к истории интерес возник.
— Вы часто ставите бои и с участием дам. Есть специфика в работе с актрисами?
— Научить девушку хорошо фехтовать — не проблема. Но чтобы поединок не выглядел кривлянием, надо пробудить в женщине агрессора. Это сложнее.
— Фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага» — для чего он?
— Это само по себе яркое зрелище, но цель не в этом. Мы хотим создать систему, которая будет полезна в наших театральных школах. Фехтованию уделяют все меньше учебного времени, как и вообще сценическому движению, танцам. Сдали и забыли. Вузы экономят, рассчитывая, что, если надо, постановщики выдрессируют любого актера. Но за пару репетиций из тюфяка д’Артаньяна точно не сделаешь и поединок Гамлета с Лаэртом не поставишь. Отсюда взялась мода на дублеров. А наша «Шпага» — это напоминание о возможностях актера. Здесь можно и себя показать, и на мастеров посмотреть.
В Европе много фехтовальных школ для любителей. Они даже свои чемпионаты мира устраивают. Но к театру это не имеет никакого отношения. Наша актерская школа фехтования — заявляю с полной ответственностью — лучшая в мире! И важно сохранить ее, не дать рассыпаться на дилетантские осколки.