Главная Культура Афиша 00:15 23 Августа 2019 1643
Былое и деньги

«Сучья война» - яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом

Сергей Беднов
Фото: © Marina Slobotchik, globallookpress.com

«Труд» продолжает рассказ о грядущих телевизионных премьерах. Но начнем его с сериала «Сучья война», показ которого только что завершился на «Первом», то есть еще до начала нового сезона. Почему с него? Потому что дает повод затронуть одну любопытную тему.

Вообще-то подвох можно было заподозрить изначально. Неспроста же ведущий канал страны поставил этот проект в эфир в конце августа, когда народ в преддверии учебного года упоенно догуливает отпуска! На нехорошие мысли наводил и тот факт, что сделан он был пять лет назад, прошел на украинском «Интере», а потом делся неизвестно куда. Студия-то в выходных данных значится российская, несмотря на обилие в списке актеров из Незалежной. Что же наше родное ТВ так долго тянуло? Конечно, можно было допустить некий политический момент. Совместные с украинскими товарищами съемки велись еще до Майдана, а сам сериал повествует о сталинских временах. Так мало ли какие аспекты, затронутые в нем, после событий 2014-го стали звучать неподобающе историческому моменту? И все же больше оснований было предположить, что не лучшее время показа и предшествующая ему многолетняя пауза элементарно объясняются низким качеством продукта. Так оно и оказалось.

Тем не менее «Сучью войну» зрители принялись смотреть с энтузиазмом. Во-первых, потому что вынесенное в заголовок сериала понятие имеет определенные корни. Так в криминальном мире довоенного СССР называлось жестокое противостояние «воров в законе», живущих по понятиям, и «ссучившихся» преступников, вставших на путь сотрудничества с новой властью. А на все, что связано с уголовщиной, со всякого рода местами лишения свободы, наша телевизионная аудитория по привычке летит, как ночные мотыльки на керосиновую лампу. И во-вторых, мы в принципе любим ретрофильмы с их колоритными атрибутами, костюмами, прическами, экзотическими коллизиями.

Так вот, «Сучья война» — яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом. В сериале нет обещанной войны, а есть какие-то жалкие ее ошметки, служащие фоном для основной сюжетной линии — любовного треугольника между двумя друзьями и девушкой. Такие же ошметки представляют собой темы разоренного колхоза, откуда бежали эти персонажи, зловещего ГПУ, лагерей. Перечислять ляпы бессмысленно — места не хватит. Так же, как и штампы, позаимствованные из других проектов о сталинской эпохе. При этом каждый кадр вопит о мизерном бюджете, не позволяющем дотянуть киношку до хоть сколько-то удобоваримой достоверности.

Снимать фильмы о былом за три копейки очень сложно. Такое подвластно только большим художникам. Даже для такого беспомощного зрелища, как «Сучья война», нужны соответствующая одежда, интерьеры, транспорт и проч. Все стоит денег. И чем более масштабный и амбициозный проект, тем больших. Поэтому наличие в эфире телеканалов исторических сериалов не в последнюю очередь свидетельствует об их благополучии.

В последнее время ходят слухи: у крупнейших вещателей финансовый кризис. Специалисты говорят, что доходы от рекламы за последний год снизились на 20%. Виной тому — общая стагнация экономики. Киностудии жалуются, что даже после выхода их продукции в эфир каналы не спешат расплачиваться. Так что же, переходим на дешевые мелодрамы и детективы из современной жизни? Забываем минувшие дни? Отнюдь.

Одна из самых многообещающих премьер — сериал «Зулейха открывает глаза», который выйдет на «России 1». Он снят по бестселлеру Гузель Яхиной. И показана в нем та же эпоха, что и в «Сучьей войне». И реалии те же: раскулачивание, ссылка в Сибирь. При желании авторы экранизации «Зулейхи», конечно, могли бы сделать из нее то же, что сделали в «Войне». Ведь, при всей яркости и достоверности фактуры, произведение Яхиной — женский роман. То есть главное в нем — любовь. Вокруг нее и можно было небрежно закрутить все остальное, учитывая мелодраматическую ориентацию канала. Но кое-что внушает надежду. Снял фильм Егор Анашкин, на счету которого «Деньги» с Федором Лавровым. А в главной роли — Чулпан Хаматова, одно участие которой уже гарантирует качественный уровень.

И еще одна новинка «России» — «Обитель». И снова сталинская эпоха, Соловецкий лагерь. В центре сюжета — роман между заключенным и чекисткой. Но и здесь в списке создателей есть имена, позволяющие верить в удачу. Литературная основа — роман Захара Прилепина, режиссер — Александр Велединский («Географ глобус пропил»), продюсер — Валерий Тодоровский. В ролях — Сергей Безруков, Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Виктор Раков, Владимир Стеклов...

Ну и, наконец, третий сезон «Екатерины». Здесь уже понятно, чего ждать. Роскошные декорации и костюмы, стремление к исторической достоверности (по крайней мере, к той, согласие с которой выразило Минкультуры), хороший актерский ансамбль с Мариной Александровой во главе. Время действия — середина 1770-х, а значит — Турецкая кампания, княжна Тараканова, Пугачев. События на все вкусы.

Что существенно — «Екатерина» также выйдет на «России». И дело здесь не только в том, что федеральный канал всегда отличался склонность к теме прошлого страны. Но и в том, что, обладая 100-процентным бюджетным финансированием, он может себе эту слабость позволить.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4895
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3581
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3016
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2358
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1986
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1791
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1617
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1576
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?