Главная Культура Афиша 00:10 31 Мая 2024 6540
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария и внука Андрея. Выставку приурочили к юбилейным датам: в прошлом году исполнилось 175 лет со дня рождения Виктора Васнецова, а ровно век назад родился его внук Андрей, впитавший дух замечательной семьи, но сумевший выработать совершенно особую манеру. Каждый из художников ярко отразил свою эпоху и в то же время ее опередил, стал настоящим новатором.

Лет 35 лет назад эта фамилия появилась на афише в том же здании на Крымском Валу, когда основной, исторический корпус галереи давно стоял на реконструкции, а хранившие-ся там картины были недоступны зрителям. В тех условиях «персоналка» Виктора Васнецова произвела в Москве фурор. Как и теперь, выставку открыли на все лето, и к его концу, устав томиться в очереди за билетами, посетители стали умолять экскурсоводов провести детей по экспозиции. Музейный бум был всегда, были бы интересные выставки!

Помимо такой понятной радости встречи с любимыми полотнами, благодаря школьным учебникам врезавшимися в память советских детей, та выставка открывала нам иного Виктора Васнецова. Не только создателя ярких сказочных полотен, но и мыслителя, автора сценографических и религиозных циклов, расписавшего и даже построившего несколько храмов, первопроходца национального романтизма, одного из творцов стиля модерн. Теперь художник, чье имя заслуженно сопровождает эпитет «великий», дополнен показом лучшего в наследии его брата Аполлинария, певца старинной России и автора исторических пейзажей-реконструкций, а также внука Андрея, одного из лидеров «сурового» стиля.

Однако название выставки «Связь поколений» не стоило бы сводить к узкосемейному кругу. Если говорить на модную нынче тему культурного кода, то для русских людей в нем, наряду со стихами Пушкина, баснями Крылова или музыкой Чайковского, прочно вшиты васнецовские «Богатыри», «Аленушка» и «Снегурочка». Поэтому тезис о связи поколений можно трактовать широко: спустя век после создания этот ряд картин, объединяемых темой русского фольклора и былинного эпоса, служит чем-то вроде пароля, общего для россиян.

Нам трудно поверить, что далеко не всем современникам нравились «фольклорные» картины Виктора Васнецова — плоть от плоти родной культуры. Трудно представить, что эпическое полотно «Богатыри» было завершено лишь через 17 лет после начала работы, которую прервал заказ росписи Владимирского собора в Киеве. Из этого грандиозного труда 45-летний Виктор Васнецов вышел в статусе мэтра, однако и тогда многие его работы, ныне неотъемлемые от коллекции Третьяковки, не были куплены владельцем галереи, даром что он уже на первой выставке с участием Васнецова отметил молодого передвижника. Такие картины, как «Три царевны подземного царства» или «Ковер-самолет», первоначально приобрел меценат Савва Мамонтов. Кстати, в сложившемся вокруг него знаменитом Абрамцевском кружке Васнецов был активным членом, подолгу гостил у Мамонтовых в подмосковном поместье, создал для него проект церкви и расписал ее, а затем и сам снял дачу по соседству с большой своей семьей. Да и канонические теперь костюмы и декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова были созданы для постановки в Русской частной опере, принадлежавшей Мамонтову...

Виктор Васнецов, художник многогранный, создал и эскиз фасада «старого» здания Третьяковки. Однако каждый приходящий в ГТГ не может миновать современный Инженерный корпус, хотя мало кто знает, что и к его оформлению причастен Васнецов — только младший. Очень выразителен его поздний автопортрет: обладатель былинного облика, он изобразил себя старцем с трагически пронзительным взглядом. Этот человек прошел сквозь горнило ХХ века, юношей ушел на фронт, выдержал всю войну, на которой пал его старший брат, а в дальнейшем был вынужден стать советским художником. Почти тайно он создавал «черные на черном» мистические полотна, которые сближаются с творчеством мэтров европейского модернизма.

Однако этот же человек создал мозаику на фасаде кинотеатра «Октябрь» на нынешнем Новом Арбате, оформил Музей космонавтики в Калуге и Дворец пионеров на Ленинских горах, шедевры позднего советского модернизма. А в конце 80-х предложил вписать в архитектурный комплекс ГТГ храм св. Николая в Толмачах, сегодня так естественно входящий в жизнь музея. Иными словами, Андрей Васнецов оказался творцом стиля эпохи — под стать своему великому деду.

Занимался он и воссозданием родного гнезда, устройством музея-заповедника в вятском селе Рябово, откуда разлетелись по России шестеро сыновей священника Михаила Васнецова. По тогдашним правилам все они получили духовное образование, но никто не стал служить в церкви. Пример подал старший, Николай, в 1860-х он решил выйти из духовного сословия и стал учителем. За ним последовал Виктор: учился в семинарии, но ушел с предпоследнего курса, чтобы отправиться в Петербург, в Академию художеств. Мог ли он предположить, что полвека спустя посвятит себя церкви его сын Михаил, названный в честь деда-священника, но получивший диплом Московского университета? Воин Первой мировой, сотрудник обсерватории в Одессе, ученый-астроном, он, как и отец, не принял революцию. Но если Виктор Михайлович остался в Москве, то Михаил Викторович уехал в эмиграцию, жил в Праге, работал в университете, а в 1932 году стал священником... и прожил дольше всех Васнецовых в своем поколении, окончив дни в 1972-м...

В семейном разделе выставки выделю чудесные детские портреты. Виктор Васнецов переписал всех своих близких. В этой галерее запоминаются образы детей — не потому ли, что златовласые голубоглазые отроки не раз встречались нам в картинах мастера? Как многие художники, он использовал домочадцев как модели. Впрочем, стоит немного отвлечься от благостного созерцания и прочитать биографии детей и других родственников Васнецова. При всей человеческой и профессиональной состоятельности в их жизни хватало драм, начиная с тяжелой болезни старшего сына Бориса вплоть до ареста в 1930-х племянника Всеволода, океанографа и исследователя Арктики.

Но самый поразительный раздел выставки связан с грандиозным трудом Виктора Васнецова над росписью Владимирского собора в Киеве. Ничто не сравнится с посещением его реального пространства, где живопись и архитектура работают воедино, тем не менее и эскизы дают яркое представление об этом уникальном комплексе. В центре изображение Богоматери с младенцем — автор подарил его Павлу Третьякову. Признаюсь, помня множество прекрасных образов Богородицы в русском и мировом искусстве, ловлю себя на мысли, что именно так и представляю себе этот персонаж, в сочетании тихой мягкой красоты и мощной внутренней силы.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4738
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3278
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2816
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2155
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1396
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 736
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 591
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?